Город

Кинофундамент: Важные фильмы, которые вы могли пропустить (но можно и пересмотреть). Часть 1

2765
Автор:
Олег Оболенский
31 мая 2016 10:00
18+
Кинофундамент: Важные фильмы, которые вы могли пропустить (но можно и пересмотреть). Часть 1
Важные фильмы, которые вы могли пропустить.

Кинофундамент — это гид по миру кино, который знакомит с признанной классикой, важными современниками и представителями новой волны кинематографа. Подборку составил Олег Оболенский по просьбе редакции downtown.ru.

 

«Китайский квартал» 

Режиссер: Роман Полански

В ролях: Джек Николсон, Джон Хьюстон, Фэй Данауэй  

Молодой и точеный Джек Николсон исполняет роль частного детектива, занимающегося делом загадочной богатой особы. Рутинное расследование обстоятельств романа мужа заказчицы столкнет главного героя с тайными скандалами, коррупцией муниципалитета и скрытыми махинациям чиновников повыше. Николсону грозят ножом, но сыщик непреклонно продолжает распутывать клубок преступлений властных структур. В то время, когда именитый режиссер только начинал снимать блестяще о чем угодно, у Полански получился идеальный детектив. Учебное пособие, которому не стыдно было бы посвятить четверть фильмографии Дэвида Финчера. «Китайский квартал» - многочисленный лауреат престижнейших премий, входит в список лучших картин, по мнению Американского института кино. 

«Энни Холл» 

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон, Тони Робертс

Пока Аллен меняет себя же старательным Джесси Айзенбергом в заглавных ролях, продолжая рефлекторно выпускать по фильму в год, уместно будет вернуться к вершинам мэтра. «Энни Холл» повествует об отношениях еврея – комика, завсегдатая дивана психоаналитика, и начинающей певицы. В далеком семьдесят седьмом из-под цепких рук режиссера вышло умнейшее кино с жизненно важными выводами и плотным потоком юмора антисемитского толка. Справедливости ради, стоит заметить, что возраст начинает ослаблять гений автора. C'est la vie. Но хоть время и неумолимо, господин Аллен точно знает о кино все и еще чуточку больше.

«Зеркало» 

Режиссер: Андрей Тарковский 

В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский 

Великий француз Жан-Люк Годар однажды сказал: «Я лишь несколько раз за карьеру пробивался в те сферы, где царствовал Андрей». Добавить к этому что-то весомое – тяжело, но попробовать стоит. «Зеркало» Андрея Арсениевича почти автобиографично. Структура фильма целиком и полностью состоит из воспоминаний и сновидений некоего Алексея и происходит в трех временных пластах. Развод родителей, послевоенное детство перемежается с кинохроникой Великой Отечественной, Гражданской войны в Испании и прочими важными событиями тех лет. Тихие, медитативные разговоры под музыку Баха вкупе с pure art Тарковского может послужить «нулевым меридианом». Границей, перейдя через которую, обыватель становится искушенным зрителем.

«Фанни и Александр» 

Режиссер: Ингмар Бергман

В ролях: Эва Фрелинг, Бертиль Гуве, Гунн Волльгрен 

Одна из главных картин шведского режиссёра театра и кино, сценариста, писателя, гения. В центре истории  — сермяжные трудности Александра и Фанни Экдаль. После утраты биологического отца, брат с сестрой оказываются в доме отчима- епископа, где царит атмосфера подчинения и жестокости. Понимая плачевность положения, мать запуганных ребят пытается вынудить нового мужа дать развод. В «Фанни и Александр» Бергман уместил весь «треугольник» своего творчества: шаткость религии, кризис традиционной семьи, экзистенциальную встречу человека с самим собой. Глубокомысленная картина завоевала четыре «Оскара» и премию «Сезар».

«Древо жизни» 

Режиссер: Терренс Малик

В ролях: Брэд Питт, Джессика Честейн, Шон Пенн

Терренс Малик - американский режиссер-затворник, поэт до мозга костей и, судя по всему, светлейший человек. Вынашивая и реализуя свои проекты в средним по семь лет, в две тысячи одиннадцатом Малик представляет на Лазурном Берегу свою «сверхидею». Первую четверть фильма изумительный Любецки занимается макросъемкой колышущийся травы, Питта грубого поведения, Честейн на качелях и отстраненного Шона Пенна. Постановщик прерывает чарующую операторскую работу и начинает знакомить с зарождением вселенной не хуже National Geographic. При всем при этом, высказывание читаемо во всех визуальных хитросплетениях. С помощью уникального подхода к режиссуре, Малик будто телепатически вещает о нерушимой связи силы духа и любви внутри каждого из нас. В тот год Каннское жюри не могла присудить «Золотую пальмовую ветвь» никому другому. 

 «Амаркорд» 

Режиссер: Федерико Феллини 

В ролях: Пупелла Маджио, Армандо Бранча, Магали Ноэль

Выдающаяся картина Феллини, десятки раз занесенная в хрестоматийные списки киноведов всех мастей. Фильм не имеет стройного сюжетного повествования, являясь по сути чередой эпизодов из жизни скромной итальянской семьи, их близких и малознакомых провинциальных соседей. Жители маленького городка много шутят, ждут прибытия великолепного лайнера, а под конец режиссер покажет павлина на снегу, распустившего хвост. Влияние «Амаркорда» на развитие фильмостроения сложно переоценить, как и вклад самого Федерико Феллини в историю cinema. 

«Прощение крови» 

Режиссер: Джошуа Марстон

В ролях: Синди Лацей, Рефет Абази, Тристан Халиладж 

Босоногая Албания, кланы, наследие, традиции. Брат и сестра оказываются между молотом и наковальней, когда их семья вступает в конфликт из-за граничащих между собой спорных земельных участков. Американец по паспорту Джошуа Марстон разыгрывает живую драму в антураже восточной Европы, снятой с документальной точностью. Причинно- следственные связи «Прощения» едва отличимы от уровня шекспировских, за что картина была справедливо отмечена жюри Берлинале «медведем» сценарным. Словами классика: «Все, что тебе могу я пожелать, нисходит от тебя как благодать».

«Мой сын, мой сын, что ты наделал» 

Режиссер: Вернер Херцог 

В ролях: Майкл Шэннон, Уильем Дефо, Хлоя Севиньи   

Абсурдистская драма с задумчивым Майклом Шэнненом на переднем плане. В одной из своих последних картин эксцентричный режиссер Вернер Херцог решил объединить усилия с великим и ужасным Дэвидом Линчем, что подтверждается внезапным появлением карлика в лиственной глуши. «Мой сын, мой сын…» - пример того, какой сложной и поистине красивой конструкцией может быть кинематография. Обозначить короткой эпиграммой немца Херцога не представляется возможным, но уместить все заслуги в емкое слово – запросто. Творец. 

 «Дилер» Трилогия. 

Режиссер: Николас Виндинг Рефн

В ролях: Ким Бодния, Мадс Миккелсен, Златко Бурич 

Серия картин датского уникума, ставшая краеугольным камнем фильмографии режиссера. Драма повествует о криминальных подмостках Копенгагена. Судьбы нечистых на руку героев переплетаются косвенно, прямо, вдоль, поперек, поражая длинным неразбитым дублям и блуждающей камерой на плече, напоминая ранние работы соотечественника режиссера Ларса фон Триера. «Дилер» - притча об этапах становления человека, где пороки молодости сдают караул узам семейным. Наблюдать за тем, как Виндинг Рефн набирает творческие силы, а прекрасный Мадс Миккелсен светит татуированным затылком – кристаллизованное удовольствие. 

«Белая лента» 

Режиссер: Михаэль Ханеке 

В ролях: Леонард Проксауф, Мария-Виктория Драгус, Кристиан Фридель

Германия на пороге Первой мировой. В процветающей немецкой деревне начинают происходить зловещие события: конь, странным образом споткнувшись, давит на смерть селянина, а неизвестные жестоко избивают умалишенного мальчишку. Местный учитель пытается разобраться в фактах, и дедукция приводит его к группе местных подростков, которые с детства носят белые повязки, как символ чистоты и невинности. «Белая лента» на первый взгляд кажется анализом падения европейских ценностей, но скорее является рассуждением о смене поколения в целом. Ханеке не тургеневскими ходами-выходами пользуется, а без ножа по живому режет, намеренно забывая о цикличности истории. Герр режиссер говорит о «детях» здесь и сейчас. И выводы у автора отнюдь не утешительные. 

Поделиться: