И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намВ этой рубрике мы разговариваем с людьми, которые хотят сделать Воронеж лучше и предпринимают для этого конкретные меры. В этот раз о своём изобретении рассказал инженер Алексей Манаенков. Он разработал транспорт-аналог Segway, который будет в два раза легче, в пять раз дешевле и займёт на тротуаре не больше места, чем обычный пешеход.
Инженер-проектировщик
Разработками, аналогичными вашей, занимаются Honda, Toyota и и лидер в этой области Segway. Зачем вам понадобилось изобретать велосипед?
Идея пришла после просмотра фильма «Шопо-коп» в 2010 году, где главный герой ездит на сегвее. Я подумал, почему бы не сделать что-то подобное, но лучше, более приспособленное к российской действительности? Наш STARUS, например, гораздо практичнее. Его конструкция весит всего 18-20 килограмм, легко складывается и переносится как сумка, поэтому его без труда можно занести в квартиру или офис, в отличие от того же велосипеда или скутера. Ещё мы выигрываем за счёт большего дорожного просвета — STARUS на тротуаре занимает столько же места, сколько обычный пешеход.
А это не повлияет на устройчивость и безопасность? Ведь считается, что чем мощнее конструкция, тем она надёжнее.
Наоборот, мы усовершенствовали механизм в пользу безопасности. Для этого сместили в сторону рулевую стойку, и тем самым освободили зону перед водителем. Теперь можно активно контролировать обстановку на дороге, и в экстренный момент спрыгнуть с платформы, защитив себя от травм. Лишившись водителя, STARUS остановится и тоже не повредится — имей Segway такую опцию, возможно владелец его компании, 62-летний миллионер Джимми Хэселден, не разбился бы на своем детище, спрыгнув с него в опасный момент.
Наша конструкция весит всего 18-20 килограмм, легко складывается и переносится как сумка, поэтому его без труда можно занести в квартиру или офис.
Всеми разработками занимаетесь только вы сами или вам кто-то помогает?
Сначала я всё делал сам, а с бумажной волокитой помогала жена. Но первые версии проваливали все испытания: не хватало навыков и технической обстановки. Кроме того, все работы проводились, да и сейчас проводятся, в гараже, а с наступлением холодов перемещаются на кухню и частично замораживаются. А недавно с предложением сотрудничества ко мне обратился программист Вячеслав Кулаков из Ростова на Дону, и мы начали делать общий проект — STARUS, усовершенствованную модель моей первоначальной разработки.
Он сильно отличается от предыдущего? Что именно вы усовершенствовали?
Теперь наш опытный образец уже совсем другой. Например, у него полностью интеллектуальное управление благодаря гироскопу — устройству, которое следит за изменением поворотов платформы, поддерживая равновесие, выполняет команды тела и не даёт человеку упасть.
А откуда название?
Это симбиоз двух слов: звезда и Россия, так сказать наша первая ласочка, на которую у нас большие надежды.
Тем не менее, Segway сегодня не очень популярен, ведь при своих ограниченных возможностях он стоит около 400 000 руб. А вы уже думали о цене STARUSа? Будет ли он доступен простым смертным?
STARUS будет дешевле в 5-6 раз, ведь его конструкция проста, как рама велосипеда — нет ничего лишнего. Более того, душа устройства, — рама и контроллер, — российская разработка.
Научные исследования, особенно в сфере транспорта, обычно требуют больших вложений. Вас кто-нибудь спонсирует?
Нет, все работы ведутся на мою зарплату инженера. Правда, весной этого года после конкурса «БИТ Черноземье» мы получили 30 тыс. рублей от «Ангстрема» — они пошли на закупку комплектующих опытного прототипа. Ещё мы подписали соглашение о сотрудничестве с Агентством инновационного развития, только я его особо не ощущаю. В 2012 году на «Селигере» мы презентовали предыдущую версию, и несколько предпринимателей были готовы заказать 200 завершённых машин, но финансовой возможности их доделать не было.
STARUS будет дешевле в 5-6 раз, ведь его конструкция проста, как рама велосипеда — нет ничего лишнего.
А вы не пытались выигрывать гранты?
Мы выиграли множество конкурсов и прошли кучу независимых экспертиз, но чтобы получить, например, грант на 300 тысяч от департамента промышленности и инноваций, нужно потратить год на бумажную волокиту, и не факт, что дадут.
Вы не искали поддержки воронежских предпринимателей? Может, стоит попробовать выпускать устройства на уже существующих предприятиях?
Мы планируем выпускать STARUS в Воронеже в небольшом цехе, и несколько местных компаний даже непротив сотрудничать, но им всем сначала нужен готовый продукт. В прошлом году на «Селигере» мы презентовали предыдущую версию, и несколько предпринимателей тоже были готовы заказать 200 завершённых машин, но финансовой возможности их доделать не было не было, и получается замкнутый круг. Ещё нами интересовались в Казани и Московской области, но результат тот же. Поэтому надеемся только на себя, но нам не привыкать.
На какой стадии сейчас находится проект? Как планируете развиваться дальше?
Сейчас все наши разработки запатентованы, и к весне 2014 года, думаю, создадим конечную версию, проведём официальный тест-драйв и выпустим несколько единичных экземпляров под заказ. Недавно я проверял статистику нашего сайта и очень удивился. Оказывается, на первом месте по посещаемости у нас Америка, на втором — Россия, а затем Украина, Китай и Швеция. Возможно, среди этих людей найдётся кто-то, кто заинтересуется нашими разработками не только на словах.