И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намНаташа Провоторова, мама троих детей, ведет блог в Инстаграме, где рассказывает о жизни своей семьи в Воронеже. Недавно они с мужем Димой перевели детей на домашнее образование. Об этом Наташа рассказывает в своем аккаунте по тэгу #provotorovschool. Собрали из ее постов рассказ, как не побояться забрать детей из школы. Публикуем с разрешения автора.
Есть теории заговора, по которым государственная система образования разработана намеренно, чтобы лишить ребенка критического мышления, максимально забрать его от общения с семьей, заменить родительский авторитет на учительский, а потом на общественный, усреднить, дать готовые ответы и инструкции к жизни, научить не высовываться и подчиняться вышестоящим, даже если они не правы. Мне грустно в такое верить и проще об этом не думать.
У школьной системы есть весомые минусы. А когда детей еще и трое, то минусов становится еще больше: две смены, и тратится какое-то неадекватное количество времени на небольшой и зачастую сомнительный результат.
Про альтернативное образование мы задумывались уже давно. Не то чтобы я решительно против школы и считаю ее злом, нет. Но у школьной системы есть весомые минусы. А когда детей еще и трое, то минусов становится еще больше: две смены, и тратится какое-то неадекватное количество времени на небольшой и зачастую сомнительный результат. Тут еще и поправку в закон внесли под шумок, пока все болели за наших футболистов. Теперь государственные школы должны частично обеспечивать себя сами, а следовательно, брать плату с родителей за некоторые дисциплины. Введут это медленно, но верно. Так что к платному образованию мы все придем однозначно, а вот к качественному при этом — не факт.
У Семена (младший сын — прим. ред.) очень креативное мышление, нестандартное. Этот человек в цепочке «выбери лишнее» назовет самое неожиданное, а потом логично обоснует. Но это неправильный ответ в тесте. А еще ему не хочется выводить буквы и ему пока все равно, что рубашка набекрень, на голове шухер, а пол-лица испачкано ручкой (как и половина тетради). Зато у него много друзей, обменов игрушками, гоночек из бумаги и собственно нарисованных комиксов во всех тетрадях. Но в школе к нему претензии: он неопрятный запущенный ребенок с плохим почерком. Я не думаю, что ребенку в 7 лет надо соответствовать взрослым представлениям об опрятности. И выбирать правильный «дом» в цепочке «дом, корова, собака, курица», когда ему очевидно, что лишняя корова. Потому что она одна не войдет в дом. И отдавая его в школу на 4 часа, а потом еще на 1,5 часа на продленку, мне наивно хотелось, чтобы заинтересовали и научили его там, а не потом дома мама за выполнением домашки.
История вторая про собранного, опрятного Михея (старший сын — прим. ред.), который сам делает домашку, сам звонит учителю уточнить непонятное и напоминает мне сдать деньги.
Приходит ко мне с заданием составить рассказ на английском по образцу. Начинаем прорабатывать, узнает незнакомое слово. Говорит:
— Я не могу использовать слово teal, мы его не проходили.
— Но ты же его теперь знаешь, значит, можешь? Ты же для чего учишь английский?
— В школе? Или в grapeseed?
— Тааак... А расскажи мне разницу.
— Ну в grapeseed — чтобы разговаривать с ребятами, шутки придумывать, истории сочинять. А в школе — чтобы тесты сдавать.
При этом у меня нет претензий к школьным учителям. У обоих ребят они прекрасные и стараются максимально для своего класса, далеко не всем так везет. Вопросы у меня к несовершенству системы, а еще больше к самой себе — почему я так держусь за нее, если очевидны ее минусы?
Наше законодательство, на самом деле, одно из самых щедрых на варианты образования — у нас их пять. Очное, очно-заочное, заочное, СО и экстернат. И каждый в праве выбрать для своего ребенка свой вариант. На осознание этого у меня, как у человека из школьной системы, ушло время. И я на своей шкуре поняла, что «расшколивание» — это не только у детей. Это еще сложнее проходит у родителей, потому что система впитана как норма общественной жизни. И вроде бы опыт не соглашаться с нормами и жить по-другому у меня, как у христианки, имеется, но это же образование. Кажется очень страшно, пока не начинаешь вникать. Дорогу осилит идущий. Слышали такое? Тру стори.
Этим летом мы перешли на домашнее обучение и прикрепились к питерской школе ЦОДИВ. То есть мы официально числимся в школе, проходим аттестацию, сдаем ОГЭ и ЕГЭ и в конце получаем аттестат о среднем образовании. С той разницей, что дети занимаются дома, в своем темпе, углубляются в интересные им предметы, высвобождают время на другие занятия и сдают большой тест по школьным предметам раз в год.
Забирая детей из школы, мы хотим вернуть авторитет семьи, время быть вместе и успевать дружить, вкладывать наши ценности, Божье восприятие их уникальности. Для нас это не просто история дать знаний больше и качественнее. Это глубже. Это про отношения, про становление их личности, про свободу быть собой.
«А как же социализация ребенка?», — у меня лично это был первый вопрос к семейному образованию. Но глубоко я при этом не копала, не задумывалась, что такое социализация. А ведь группа одинаковых по возрасту детей — это скорее изоляция. От возможности общаться со старшими детьми, проявлять заботу и уважение к младшим, просить помощи и оказывать помощь, не делить на тупых и крутых, «А» и «Г», учитель и ученик. Где учитель старше, умнее, оценивает тебя и безоговорочно прав.
Уважение к старшим нужно, и правильно. Но когда я, взрослая мать, испытываю неловкость и стыд в кабинете школьного врача, которая отчитывает меня за отсутствие справок... Или чувство, что я маленький человек в кабинете чиновников... Вот такой социализации я продукт. Поэтому если о социализации говорить, то я всеми руками и ногами «за». Уйти в лес, как в «Капитане Фантастик», — это не наш вариант, хоть фильм и чудесный.
Группа одинаковых по возрасту детей — это не социализация, а скорее изоляция.
Не всякая социализация так хороша, как звучит это слово. Школьная больше напоминает принципы стаи, особенно если она единственная, которая у ребенка есть. Да, есть исключения, когда дружат всем классом долгие годы, низкий поклон таким учителям. Но увы, это редкость. Обычно все поделены на отличников, крутых, забитых, двоечников и одного-двух «мальчиков для битья». Поэтому если и школа, то к ней добавить бы социализацию поадекватнее, раз уж мы все за нее так переживаем.
Ребенок сам знает объем информации, которую ему надо усвоить, сам (или пока с помощью) составляет план действий и сам занимается. Задача родителей — обеспечить всеми необходимыми материалами, книгами и источниками информации. Если у ребенка возникают трудности и непонятки, помогаем преодолевать. Не делаем за него, не мешаем, не лезем, просто направляем, показываем инструменты, чтобы он смог разобраться сам. Так же с организацией времени. С 8:30 до 12:00 у детей занятия, они это знают и сами садятся заниматься.
Все вышеописанное происходит не сразу, и на начальных этапах включенность родителей в процессы очень ощутимая. Но она не в том, чтобы учить, оценивать или давать готовые ответы. Помочь сориентироваться во времени, распределить задания, разобраться с материалами, составить план действий, вдохновить, похвалить.
Суть в том, чтобы ребенок научился ставить перед собой цели, закрывать их в сроки, понимать свой темп, самостоятельно оценивать проделанную работу, находить нужную информацию, запоминать ее и использовать, получать удовольствие, приобретая знания. И во всем этом слушать себя, искать, что действительно увлекает и откликается внутри неподдельным интересом. Дальше, ближе к старшему возрасту, когда у ребят будет понятно с наклонностями и интересами, будем серьезнее углубляться в конкретные предметы и искать специалистов/наставников/увлеченных своим делом профессионалов, которые смогут дать глубокие знания и помочь развиваться в выбранном направлении. Школьная программа и сдача тестов — это, скорее, второстепенный момент, больше для галочки.
Фотографии: pexels.com