Дети

Советует Яндекс: как помочь, если у ребенка трудности с чтением?

Советует Яндекс: как помочь, если у ребенка трудности с чтением?
Ребенок не любит и не хочет читать? Нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова рассказывает, с чем это связано и как избавиться от нелюбви ребенка к чтению

Ваш ребенок уже учится во втором классе, но все еще не полюбил читать сам? Он до сих пор читает по слогам, быстро устает, а книги порой вызывают у него раздражение? Это не значит, что он ленится или упрямится. Ксения Вотякова, нейропсихолог, специалист Яндекс.Учебника по психологическому сопровождению обучения, составила для Даунтауна список того, на что стоит обратить внимание.

Вчитываться важнее, чем «проглатывать» книги

Самый драгоценный навык, который мы можем дать детям в современном информационном мире — уметь работать с текстом, уметь расшифровать заложенное в нем высказывание, оценить его достоверность. Ребенку необходимо понимать главную идею прочитанного, отношение автора к смыслу высказывания. Мы всегда должны держать эту цель в голове, когда учим детей читать. Не нужно торопиться читать на скорость. Не так принципиально, как быстро ученик младших классов прочитал текст — важно, насколько правильно он понял прочитанное, важно, получает ли он удовольствие. Человек, которому интересно читать, который умеет находить для себя в текстах что-то ценное, рано или поздно научится читать достаточно быстро.


А если ребенок просто отказывается читать?

Увлекательные тексты и чтение вместе со взрослым — два универсальных рецепта, которые помогают справиться с недостатком мотивации. Найдите свободные полчаса, предложите ребенку почитать вместе – пусть он сам выберет книгу. Сядьте и читайте по абзацу по очереди. Используйте любую жизненную ситуацию, где ребенку очень нужно прочитать текст, чтобы достичь цели. Дайте новую игру, к которой надо прочитать инструкцию, или придумайте маленький квест, которые надо прочесть самому. Помогайте там, 

 

Меняет местами буквы и не может пересказать, что прочел?

Часто за нежеланием читать стоят какие-то объективные сложности, с которыми ребенок не может справиться. Надо выявить, в чем именно они заключаются, и выбирать стратегию помощи ему в зависимости от конкретного случая. За помощью можно и нужно обращаться к профессионалам — логопедам, нейропсихологам. Обратите внимание, может быть вы заметили, что:

  • ребенок быстро устает, ему тяжело работать с длинными отрывками. К концу текста читает медленнее и допускает больше ошибок, не может ответить на вопросы об описанных деталях. В такой ситуации лучше давать короткие тексты – тренироваться на малых литературных формах с законченной сюжетной линией;
  • ребенок регулярно пропускает слова, или будто «угадывает» их, не может понять общий смысл или пересказать события, о которых он прочитал. В таких ситуациях отчасти поможет водить по строчкам пальцем, чтобы он сам себе помогал концентрироваться на тексте. Важно научить его спрашивать себя – «о чем я сейчас прочитал?». Можно предложить выделить главную мысль отдельных абзацев, частей текста;
  • если ребенку трудно не только читать, но и удерживать текст в памяти, когда ему читает кто-то другой, нарушение чтения может быть следствием нарушений слухового восприятия и слухоречевой памяти
  • на скорость и качество чтения сильно влияют зрительное восприятие и память. Когда они слабее среднего, ребенок путает сходные по зрительному образу буквы. Вид буквы и слова запоминается медленнее, после большего количества повторений;
  • при отставании зрительно-пространственных функций ребенок может пытаться читать слова задом наперед, менять местами слоги и буквы.

Со всеми этими моментами реально справиться при слаженной работе родителей, учителя и нейропсихолога и/или логопеда. И самое главное, ребенок должен понимать, зачем ему нужно читать. Угроза «чтобы не схватить двойку» мотивирует слабо, зато любовь, поддержка и книга в руках родителей говорят сами за себя.

Фото: www.parents.rupsihter.ru, Алексей Ликутов

1510
Дорогая редакция
15 октября, 19:02

Поделиться: