И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намСовременный ребенок огромную часть свободного времени проводит в интернете. Родители обеспокоены: нужно ли защищать ребенка от интернета? может ли интернет принести пользу? как привить культуру пользования гаджетами? как контролировать информацию в интернете для ребенка? Вместе с партнерами из МТС мы разобрались, как научить детей грамотно использовать ресурсы сети.
Если честно, я думаю, что это бесполезно. От него никуда не деться. Напротив, запрет действует обычно в обратном направлении.
Давайте вспомним историю Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Его отцу, царю, было предсказано, что его сын покинет отчий дом из-за того, что захочет помогать страдающим людям. Отец так переживал, что приказал не пускать в королевство бедных, больных и убогих. Ребёнок вырос, женился и случайно за воротами увидел одного бедняка. В ту же ночь он покинул дом, странствовал… У него все завершилось нирваной и новым религиозным течением, но бывает намного хуже…
Стоит не ограждать ребёнка от интернета, а показать его как часть большего, невероятно интересного мира, в котором есть походы, книги, закаты и рассветы, труд, баловство, гаджеты, настольные игры, тихие беседы с лесом и шумное веселье.
Один из страхов родителей — клиповое мышление. Интернет, быстрая смена картинок развивают такое восприятие, где человек не задерживается ни на чем долго. Последние исследования показали, что даже если дошкольник растёт совершенно без интернета, в младшем школьном возрасте клиповое мышление все равно формируется, потому что гаджеты есть у друзей и в принципе повсюду.
Поэтому лучшая защита — обучение детей тому, как гаджеты могут им помочь.
Тысячу раз «да». Опишу только несколько случаев.
Случай №1. На радио звонит мама ребенка, которому 16 лет: «Мой сын постоянно в гаджетах». Ведущий поинтересовался, что он там делает. «Да музыку какую-то пишет, ему за это платят». Оказалось, что этот ребёнок уже зарабатывает больше родителей!
Случай №2. Дочь подруги сдала ЕГЭ на высокий балл. Вместо того, что ходить к репетиторам, она смотрела видео американских блогеров.
И таких примеров миллион. Если бы интернет не приносил больше пользы, чем вреда, его бы уже не было.
Давайте сразу оговоримся, что суперуниверсальных методов нет. Важно обратить внимание на самого ребёнка, понять, насколько он восприимчив, эмоционален, как на него действуют гаджеты и что именно ему в них интересно.
Перечислим некоторые важные моменты:
1) Время. Попробуйте вместе с ребёнком понять, какое время, проведенное в сети, действует на него адекватно. Не перевозбуждая и при этом удовлетворяя его потребности. В среднем для дошкольника это 15-20 минут, младшеклассника — 30-40, подростков — до часа. Скажите, чтобы он взял гаджет на такое-то время, и заведите таймер.
2) Контент. Покажите ребенку, какие игры, программы, возможности есть в гаджете, чтобы у него была возможность выбора полезного контента.
3) Систематизация. Рассказывайте ребёнку про то, как искать информацию, для чего она нужна, как может быть полезна, как раскладывать материалы по папкам и прочее.
4) Адекватный контроль.
Кроме того, сейчас существует огромное количество полезных обучающих приложений для ребенка. В том числе, «Развивайка» от МТС, где есть большой выбор любимых мультиков, книги для всех возрастов, аудиокниги и развивающие игры.
Существует программы для родительского контроля, и ими однозначно стоит пользоваться.
Но помните, что ограничение не всегда есть выход. Не показали вы, значит покажет одноклассник. Важно, чтобы ребёнок не боялся обсуждать с вами увиденное и услышанное. Возьмите за здоровую привычку разговаривать о том, что понравилось, что испугало, что было интересным.
Не критикуйте ребёнка за выбор: «Что за фигню ты смотришь?». В том, что нам кажется неважным, есть что-то нужное для ребёнка. Например, миллионы просмотров разворачивания киндер-сюрпризов говорят о том, что это не ерунда, а способ расслабиться. Часто дети смотрят видео о том, как кто-то играет потому что в реальности им этого не хватает.
Разговаривайте с ребёнком, рассуждайте, обсуждайте с ним все, что он получает благодаря гаджету, и тогда всё, что он видит, будет идти ему на пользу. Также у МТС есть портал, на котором сами родители смогут ознакомиться с правилами поведения в сети, обсудить их с ребенком и посмотреть мультфильм.
Автор текста Татьяна Охрименко