Дети

Homeschooling. Дети на фрилансе

4716
Автор:
Полина Волкова
12 октября 2000 11:46
6+
Homeschooling. Дети на фрилансе
Школьные годы – чудесны или бесполезны? Разбираемся, почему некоторые воронежцы отказываются от классической школы, и изучаем, как устроена альтернативная система образования.

Homeschooling (или семейное обучение)  это один из способов легального отказа от традиционной формы школьного образования. Как правило, родители-хоумскулеры принципиально не согласны со школьным подходом, считают его вредоносным, и поэтому дают образование детям дома  своими силами или с репетиторами. При этом со школой заключается договор, и ребенок проходит аттестацию по школьной программе.

 

Хоумскулинг в фактах: 

  • Возможность семейного образования (а также самообразования и экстерната) гарантирует закон «Об образовании».

  • В США система домашнего обучения существует около 15 лет, получают семейное образование около миллиона детей. В Англии  около 100 000 хоумскулеров.

  • А вот в Германии и Израиле посещение школы является обязательным. Домашнее обучения возможно только при наличии соответствующего врачебного заключения.

  • Более радикальная форма хоумскулинга  анскулинг. Это полный отказ от школьный системы. В России он не разрешен, т.к. общее образование является обязательным. Ответственная перевозка грузов с транспортной биржей - gruzomania.ru

 

Критика хоумскулинга

В России семейное обучение  совсем молодая и ещё редкая практика. Отношение к хоумскулерам, как и ко всем, идущим против системы, как правило, недружелюбное. В лучшем случае, их считают чудаками, в худшем  сектантами. Но трезвых аргументов против такого подхода набирается не очень много:

  • Семейное обучение возможно только при свободном рабочем графике родителей. Или же с репетиторами.

  • Занятия с репетиторами финансово обременительнее, чем обучение в школе.

  • Дети не социализируются, не умеют взаимодействовать в команде и со взрослыми, не «готовы к жизни».

  • Свободный график обучения мешает формированию режима, а в дальнейшем придется работать по режиму.

 

Несмотря на отрицание школьного подхода, все хоумскулеры жестко привязаны к конкретным школам.

 

 

Юлия Мульдиярова

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Лицей №2», педагог-психолог

В нашем лицее домашнее обучение оформляется как экстернат. Родители пишут заявление, и с ними подписывается договор. В приложении к договору фиксируется согласованный с родителями график экзаменов  не более 12 за год. Экзамены сдаются по основным предметам учебного плана (это, например, русский язык, математика, литература, а вот изучение музыки, ОБЖ, рисования мы не контролируем). Одним из пунктов в договоре прописывается возможность посещать контрольно-лабораторные работы. Дети остаются учащимися того же класса, где учились прежде. Учебники получают на общих основаниях. Ученики могут посещать внеклассные мероприятия: экскурсии, классные часы. По законодательству, родителям положено пособие, чтобы они могли компенсировать затраты на обучение. В Москве, например, оно составляет от 73 до 100 тысяч рублей в год. Но в Воронеже не выплачивается. Сейчас у нас на экстернате находятся двое учеников. В практике лицея было трое. И только один из них по принципиальным соображениям. Я как мама будущего первоклассника вижу в домашнем образовании больше минусов, чем плюсов. И главные из них  недостаток общения и потенциальные изменения самооценки в будущем. Ещё ребёнок может столкнуться с проблемой в построении взаимоотношений с социумом. Конечно, классическая очная форма имеет свои недостатки. Но не системные, а связанные вообще с ситуацией в стране: переполненность классов, недостаток внимания учителя к каждому ученику. Но даже в таких условиях в школе учат лучше, чем дома.

 

Защита хоумскулинга

Аргументы в поддержку семейного обучения обычно совпадают с критикой школы:

  • Школа ставит под запрет двигательную и игровую активность, это провоцирует медицинские проблемы.

  • Школьная программа занимает неоправданно много времени. Например, по статистике, в 1-2 классе фактического времени на учебу нужно час для «быстрых» детей или полтора для «медленных».

  • В школе даются усреднённые знания, не учитывается индивидуальная способность или неспособность ребёнка к отдельным предметам.

  • Школьная программа включает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов. Ребенок только слушает, но не учится смотреть и действовать и часто не понимает смысла исполняемых в школе заданий (классическое школьное: «И зачем мне этот интеграл в реальной жизни?!»).

  • Социализация в школе часто сопровождается безнаказанным детским насилием.

 

Игорь Чапковский

Автор интернет-проекта Familyeducation.ru, руководитель объединения родителей «Свободное развитие»

Я считаю, что у идеи семейного образования просто нет минусов, если родители готовы вкладывать свое время, волю и интеллект в образование детей. Таких родителей и таких семей, конечно, никогда не будет слишком много — это родительская элита. Они не вытеснят обычные школьные учреждения и системы, но всегда будут способствовать их улучшению и развитию. Изначально семейным образованием я хотел заниматься ради одного — чтобы у моего ребенка не погас интерес к учебе. Ведь сегодня праздник «Училка заболела!» становится радостным уже во втором классе. Дети не хотят идти в школу. И это очень печально, потому что сама суть детства – расти и познавать. Наша и других родителей практика показала, что в условиях семейного обучения можно сохранить и развить интерес к образованию и научить самостоятельной учебе. Пока не достигнуты цели начальной школы — научить читать, считать, писать — с ребенком нужно присутствовать на занятиях. Он часто попадает в интеллектуальные тупики, а учитель (это почти всегда мама, изредка — папа) помогает выйти из них и обеспечивает психологическую безопасность образования. Если эта задача решена (за год или четыре — у всех по-разному), у ребенка появляются образовательные инструменты. И тогда ставится задача второй ступени: научить пользоваться этими инструментами. На это уходит еще 2-3 года. То есть к 7-8 классу мы получаем ребенка, который сам хочет и любит учиться и уже умеет заниматься самостоятельно.

Мы часто слышим от наших оппонентов, что будет лучше, если все опять станут поголовно и обязательно учиться по 6 дней в неделю в одинаковых школьных классах. Якобы именно такая школа хорошо готовит к жизни, и поэтому все должны пройти через нее. Хотелось бы спросить: к какой именно жизни хорошо готовит такая школа? И еще вопрос: если вашему ребенку, какие-то из хорошо известных школьных недостатков мешают нормально учиться и развиваться, то с какой стати ему через это проходить?

Семейное образование не только помогает создать комфортные условия для качественного и эффективного обучения ребенка, но и обеспечить ему дополнительные возможности для личностного развития. Ведь вы сами организуете время своих детей. Они больше успевают заниматься разными важными для них вещами в кружках и секциях и получают достаточно общения со сверстниками, только не навязанного и принудительного, а свободного и творческого.

 

Практика хоумскулинга

В Воронеже адептов хоумскулинга можно пересчитать по пальцам. Один из них поделился своим опытом, но просил не называть его имени, т.к. является публичным человеком.

 

Сторонник хоумскулинга, 35 лет, журналист, политтехнолог

Семейное обучение  выбор старшего сына (10 лет). Младший сын (7 лет) пошел по стопам старшего, но рассматривает вариант «очного обучения». Более того, я в меньшей степени заинтересован в хоумскулинге, чем дети. Я пошёл им на встречу. Тем не менее, мне нравится, что ребёнок осваивает программу в своём ритме: быстро проходя понятные моменты и останавливаясь на более сложных. В итоге, суммарное время занятий на семейном обучении в 2-3 раза меньше, чем на очном. К тому же, полагаю, что хоумскулинг дешевле, чем школа, ибо отсутствуют транспортные расходы, специальная одежда, тематические школьные поборы. А популярный миф об отсутствии социализации базируется на стереотипной гипотетической потребности общения со сверстниками, в то время, как в реальности всем приходится общаться с разными людьми. Мои дети имеют большой круг общения и прекрасно общаются как со взрослыми, так и с детьми. И как показывает практика, у людей (детей в том числе) нет потребности общаться постоянно с одними и теми же людьми. Единственное слабое место хоумскулинга  дисциплина: свободный график позволяет отложить на потом.

Для сравнения, мы попросили нашего героя составить приблизительный режим дня своих детей:

  • 7:00 – подъем, час игры за компьютером или мультфильмов

  • 8:00 – домашние игры, чтение.

  • 10:00 – завтрак

  • 11:00 – обучение

  • 14:00 – прогулка, посещение друзей, прием гостей и т.д.

  • 20:00 – вечерние мультфильмы, игры, чтение

  • 23:00 – сон

Что скажете, у кого школьные годы чудеснее?


Иллюстрации: Алиса Семанова.

Поделиться: