Дети

За и против: Семейное обучение или школа? Как дать ребёнку хорошее образование

7670
Автор:
Ксения Камынина
30 августа 2016 09:55
6+
За и против: Семейное обучение или школа? Как дать ребёнку хорошее образование
Родители, дети, педагог и психолог о том, где лучше учиться.

В конце августа Владимир Путин назначил нового министра образования и науки. На место Дмитрия Ливанова пришла Ольга Васильева, которая накануне нового учебного года рассказала, что изменится в школах и вузах в ближайшее время. Не дожидаясь реформ, Downtown решил разобраться, как дать ребёнку хорошее образование уже сейчас. Мы поговорили с детьми, молодыми родителями, учителем и психологом о школьном и семейном обучении. Читайте далее, какие плюсы и минусы есть у каждого метода, как определить, что лучше для вашей семьи, и что делать, чтобы детям было интересно учиться.

Школа дает мне возможность не работать круглосуточно мамой, а заниматься своими проектами и делами.

 

Валерия Робустова

Мама двух детей, сын учится в школе, дочь пойдёт на подготовку

Для меня школа – это обязательный и неотъемлемый этап взросления, социализации, жизни человека. Да, бывает трудно: иногда лень, иногда не совсем понятна новая тема, волнение перед проверочными работами, редко, но возникают конфликты с одноклассниками. Это формирует характер, учит взаимодействию с социумом и ответственности. Первый класс для Ярослава прошел абсолютно легко, а вот во втором начались сложности. Было непросто и ему, и нам как родителям. Приходилось договариваться, объяснять, порою настаивать, сидеть рядом и контролировать выполнение уроков. Особенно сложно было в самом начале, после лета без занятий. После того сентября я ввела правило: летом занимаемся каждый день, пусть и 15 минут. Третий класс уже был гораздо комфортнее для сына.

Ярослав категорически отверг идею домашнего образования. Вернее, он даже не задумывался об этом, пока я прямо его не спросила. Отверг потому, что в школе ему интересно: там друзья, своя жизнь — самостоятельная, отдельная от папы, мамы и сестры. Я задумывалась, потому что часто стала попадаться такая информация в сети. Но пока у меня доводы исключительно против домашнего обучения.

Я думаю, что дети с инвалидностью добиваются права обучаться в обычных школах не просто так. А родители здоровых детей при этом хотят забрать оттуда своих чад. Я близко знаю историю ребенка, которому пришлось по состоянию здоровья уйти на домашнее обучение, и знаю, какое счастье было для него вернуться в школу. Знаю семью, в которой дети были вынуждены обучаться дома, из-за того, что проживала семья в Монголии. Да, при этом дети сдавали аттестационные экзамены на «отлично». Но родители признавали, что далось это и им, и детям очень нелегко.

С другой стороны, школа не отменяет необходимость родительского воспитания, участие в жизни детей. Я не только слежу за выполнением текущих заданий, но и объясняю новые темы, которые интересны сыну (его интересует химия, физика, более сложная математика), муж помогает ему с заданиями математического онлайн кружка. Помимо учебы, в нашей школе есть творческие активности, соревнования между классами, всероссийские конкурсы.

Кто мешает придумывать после уроков интересные задания, развивающие креативность, ходить в музеи и на выставки, проводить эксперименты? Люди склонны искать проблему во внешних факторах и сразу предлагать кардинальные решения. Но начинать нужно с малого. Не устраивает уровень подготовки? Займите ребенка дополнительными занятиями. Не устраивает учитель? Перейдите в другую школу или смените класс.

Забавно, что большинство идей о переходе на домашнее обучение я слышу от мам, дети которых еще не ходят в учебные заведения. Мамы так пугаются, что готовы минимизировать любые риски? Или это просто еще одна возможность выделиться на фоне остальных родителей?

Мало кто из родителей одинаково хорошо знает и математику, и физику, и химию, и историю изобразительного искусства. А учителя прекрасно знают свои предметы. Как я уже говорила, школа учит самостоятельности, общению с другими людьми в более формальной обстановке, заставляет коммуницировать с не всегда приятными тебе людьми, а это тоже опыт, без которого во взрослой жизни не обойтись.

Что еще дает для семьи школа? Я могу сказать, что она дает мне — возможность не работать круглосуточно мамой, а заниматься своими проектами и делами. Наверное, существуют где-то идеальные мамы, которые 24 часа в сутки могут обучать детей, наводить порядок, готовить обед из 5 блюд, гулять, быть своим детям одновременно и другом, и учителем, и мамой. Но я, видимо, не из таких.

Семейное образование — не самоцель, а инструмент, с помощью которого дети смогут научиться самостоятельно искать и получать знания.

Татьяна Лобачева

Мама двух сыновей, занимается семейным обучением

Раньше я не понимала смысла семейного обучения, но потом мы повели ребенка на подготовку. Я тратила выходной день, чтобы отвезти сына в школу, сидела три часа в коридоре, а они эти три часа учили одну букву и одну цифру, учились сидеть смирно. Однажды учительница вызвала девочку к доске, та, растерявшись, не смогла ответить, и была высмеяна перед классом. Потом педагог долго и упорно отчитывала маму этой девочки за то, что та не занималась с ней дома. Тогда я поняла, что давать знания там никто не будет. Учителя перекладывают ответственность на родителей. Если, по мнению учителей и всей системы образования, я должна заниматься с ребенком дома, должна контролировать учебный процесс, зачем мне тогда школа?

Для нас с мужем не важны оценки, а важен интерес к новым знаниям у детей. Мы постоянно занимаемся с ними, много времени проводим вместе, общаемся, отвечаем на их вопросы. Мы рассказали сыну об альтернативном обучении, и он только обрадовался тому, что ничего в его жизни кардинально меняться не будет, что мама с папой будут рядом. И мы выбрали экстерн-офис.

В нем есть список вопросов и тем для каждого класса, есть личный кабинет, где в интерактивной форме ребёнок выполняет задания или может задать вопрос учителю. Мы сами выбираем сроки и порядок сдачи аттестации. Экзамены сдаются дома: все фиксируется на веб-камеру и отправляется вместе с выполненными отсканированными заданиями по электронной почте. У нас есть план обучения, есть определенные сроки сдачи аттестации. Ребенок прикреплен документально к обычной государственной школе и получит потом аттестат государственного образца. Разница лишь в том, что мы двигаемся в своем темпе, выстраиваем свое время так, как удобно нам. Все высыпаются, сама учеба отнимает меньше времени, и можно регулировать время занятий, переносить их на вечер или утро. Дети успевают гулять, играть, ходить на дополнительные занятия, общаться с друзьями.

Есть какие-то нормы ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты — прим. ред.), которые кто-то придумал, и решил, что если ребенок их знает, значит, все отлично. Но, помимо этих ФГОС, есть столько интересного и значимого в мире, что просто жизненно необходимо знать. Как себя вести в другой стране? Как отправить письмо на почте? Как оплатить коммунальные услуги? Школа не учит, как вести себя с хулиганами. Тебя никто не похвалит, если ты их проучил, но зато будут жалеть, если ты ничего не смог с ними сделать.

Запомните простую, но верную вещь: переложить воспитание и образование ни на школу, ни на учителя, ни на университет вам не удастся! Только в тот момент, когда вы сами берете ответственность за воспитание и образование вашего ребенка, вы понимаете, что делаете его жизнь правильной и счастливой.

Сейчас интерес к семейному обучению растет. Многие задумываются о том, чтобы давать детям более качественное образование, давать возможность с интересом погружаться в учебные процессы, давать свободу выбора и возможность расти здоровыми, активными, любознательными и разносторонними людьми. Семейное образование — не самоцель, а инструмент, с помощью которого дети смогут научиться самостоятельно искать и получать знания.

Мы с мужем живем за городом и работаем удаленно, необходимость сдавать детей в школу у нас отсутствует. Они привыкли быть рядом и, глядя на нас, учиться жизни. Ведь лучше всего дети учатся у своих родителей, и семейное образование должно вытекать из образа жизни и мировоззрения родителей, которым есть что предложить в качестве знаний, навыков и жизненных ценностей своим детям.

Своих детей я бы отдала в школу. Это те воспоминания, которые остаются с тобой на всю жизнь.

Анна Горячева

Ученица 11 класса

Мне нравится учиться в школе, и очень грустно от того, что это мой последний год. Я люблю свой класс и лицей в целом: мне нравится делать для него что-то полезное (я вхожу в актив). Еще у меня просто замечательный классный руководитель!

В школьном обучении я вижу всего два минуса: сложно преодолевать себя с утра, чтобы встать с кровати, и большая нагрузка, особенно в старших классах. Тем не менее, я бы не хотела получать образование дома. Я очень общительный человек, не могу сидеть на месте, да и считаю, что учиться в коллективе лучше. Там тебе и помогут, и подскажут, и стимул есть какой-то

Если бы я все-таки была на семейном обучении, наверное, была бы совсем другой. У нас с 1 по 3 класс учился мальчик, но по состоянию здоровья он перешел на домашнее обучение. И когда мы сдавали экзамены, встретили его. И это было странно — его как будто отключили от внешнего мира. Он стал замкнутыми, не общительным, да и здоровье только ухудшилось.

У меня двоякое чувство по поводу домашнего обучения. Я не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, это хорошо, так как занимаются индивидуально и лучше понимаешь, не стесняешься никого. Но с другой стороны, мне кажется, что социальное развитие в школе проходит гораздо лучше. Помню, раньше очень любила продленку. Порой начнем вспоминать с ребятами те годы, смеемся — и тепло на душе как-то. 

Своих детей я бы отдала в школу. Там весело и интересно. Это те воспоминания, которые остаются с тобой на всю жизнь.

Мысли о возвращении в школу меня не посещают, к тому же, благодаря семейному обучению улучшилось мое физическое здоровье.

Ульяна Околелых

После 9 класса перешла на семейное обучение

Я выбрала такую форму обучения по нескольким причинам. Во-первых, это экономия времени. Я занимаюсь верховой ездой, а хоумскулинг позволяет совмещать учебу и спорт. Во-вторых, в обыкновенной школе слишком высокие нагрузки при низком качестве образования. Причем один из самых тяжелых аспектов — моральный. Грубость учителей в комплекте с плохим знанием предмета — не лучший расклад.

Решение перевести меня из школы в нашей семье было общим. С первого сентября начнется мой второй год семейного обучения. Какие преимущества такое образование мне дает? Больше свободного времени, выше уровень знаний и здоровая психика.

Из минусов могу отметить только то, что тяжело заставлять себя самостоятельно все делать. Для кого-то еще будет минусом вопрос социализации — никакого общения с одноклассниками. Но лично для меня это скорее плюс, потому что я интроверт. Поэтому мысли о возвращении в школу меня не посещают, к тому же, благодаря семейному обучению улучшилось мое физическое здоровье, а также я стала психически устойчивее. 

На данный момент друзьями я могу назвать только двух человек. Один из которых тоже на семейном обучении, а другой хотел бы перейти. Что думают другие знакомые-приятели о том, что я не хожу в школу, меня не слишком интересует. 

Сейчас мне 17 лет, и загадывать, где и как будут учиться мои дети, смыла нет. Когда придет время, я спрошу это у них самих. Например, моя сестра (ей семь, идет в первый класс) хочет ходить в обыкновенное учебное заведение. Каждый волен решать сам, что ему больше нравится.

Современные родители не такие, они хотят знать все о своем ребенке из первых уст, и не всегда им нравится услышанное.

Ольга Трофимчук

Учитель в гимназии

Весомый минус школьного обучения — частичное отсутствие индивидуального подхода. Как на уроке уделить внимание каждому, если наполняемость класса 35-37 человек? Попробуйте, например, настроить на рабочий лад шестиклассников, которые только что вернулись с физкультуры. Но это не значит, что учителя не стараются и пускают всё на самотёк, не подумайте. 

Школа дает знания. Причем я вижу, что дети, которые хотят, могут и умеют эти знания получать, берут их вне зависимости от разных обстоятельств, и это очень радует. Вижу детей, которые приходят не столько за знаниями, сколько за общением. В таких семьях чаще всего ребенок предоставлен сам себе, и, попадая в коллективе, получая недостающее ему общение дома, он просто расцветает. Вижу учеников, которым для достижения хороших результатов нужна здоровая конкуренция.

Я не уверена, что семейное обучение может дать тот уровень дисциплины, знаний и общения, который нужен детям. А дисциплина обязательна. Я понимаю, что, если учишься дома, вставать рано утром и сразу садиться за занятия необязательно. Но как потом учиться в университете или ходить на работу? Да, он может работать из дома или вообще в 17 лет открыть свой бизнес, но если нет? Ему будет сложно адаптироваться к новым условиям.

Но самое главное — это социализация. Человеку нужно общение. Общение с родителями, общение с друзьями во дворе, общение с одноклассниками, общение с детьми из кружка — это четыре разных вида коммуникации, с разными темами и смыслами. И коллектив ребенку необходим, причем именно рабочий, где зарождается лидерство, конкуренция, дружба, ответственность, креативное мышление, дисциплина — все, что в будущем поможет ему вырасти успешным и счастливым.

Что касается отношений школы и родителей — за последние 10-20 лет ситуация очень сильно поменялась. Моя мама даже не знала телефона моей классной руководительницы, и я прекрасно училась. Современные родители не такие, они хотят знать все из первых уст, и не всегда им нравится услышанное. Ведь ребенок дома и ребенок в школе — два разных человека. Для сравнения: спросила как-то у своей мамы, что бы она подумала, принеси я двойку. Мама ответила, что решила бы, что я не подготовилась к уроку. То есть это произошло по моей вине. А современные родители не все такие. Нередко в двойках они винят учителя. Это очень печалит, и становится понятно, откуда появляется такая критика школьного обучения. Но и родителей понять можно, поэтому если кто-то захочет перейти на семейное — это их право. И осуждать это или относиться с пренебрежением неправильно.

Самое ценное для ребенка — это любовь. Если он чувствует себя любимым в семье, если учитель любит детей, то уже это во многом определяет успех обучения.

Светлана Куницына

Психолог-практик

Подводным камнем школьного обучения является некоторая «уравниловка» по отношению к детям, когда могут недостаточно учитываться их индивидуальные особенности. Например, темперамент. Дети-холерики не терпят рутины, быстро начинают скучать, и, соответственно, ищут возможность развлечь себя во время уроков. Они не хулиганы, им просто скучно. А флегматики совсем не глупые, а просто обстоятельные: им нужно время, чтобы обдумать информацию и сформулировать ответ.

Домашнее обучение позволяет увидеть индивидуальность ребенка и подстроить под эту особенность изучение школьной программы. Но не всегда такая среда способствует развитию социального интеллекта как способности понимать, оценивать чувства и предсказывать поступки других людей, а, значит, быть социально адаптированным.

Личность ребенка формируется к пяти годам. Основные нормы, правила поведения, духовные ценности он усваивает в семье. В школе, институте, дома и на работе он в той или иной степени продолжает воспроизводить модель взаимодействия, усвоенную им в семье. Школьное окружение может оказывать лишь корректирующее действие на сформированную личность. Опять же, помимо учебных заведений, дети могут посещать различные кружки, общаться с родственниками и соседями, поэтому учебное заведение вряд ли стоит рассматривать как основное место формирования социальных навыков.

Самое ценное для ребенка и любого человека — это любовь. Если малыш чувствует себя любимым в семье, если учитель любит детей, то уже это во многом определяет успех обучения и социализации. Еще одним важным фактором является осознание ответственности. Родители, выбирающие хоумскулинг, должны честно ответить себе, есть ли у них знания, навыки, опыт, терпение, мудрость, педагогическое чутье, наконец, способность ясно выражать свои мысли на доступном уровне? Или лучше доверить обучение специалистам? А родители, выбирающие школьное обучение, должны задать себе вопрос, а есть ли эти качества у учителя ребенка?

Как сделать школьное обучение эффективным?

  • Развивайте в ребенке желание получать новые знания и вне школы: рассказывайте, как устроен мир, объясняйте явления и ситуации и отвечайте на бесконечные детские «почему». Дух исследователя есть у каждого мальчика и девочки, нужно просто дать ему почву для развития.

  • Участвуйте в школьной жизни, но в меру. В начальных классах лучше контролировать выполнение заданий и интересоваться взаимоотношениями с другими детьми. Пока ребенок еще не совсем самостоятельный, ему нужна ваша помощь и поддержка.

  • Постарайтесь сделать так, чтобы уроки и домашнее задание не воспринимались, как что-то крайне неинтересное, но обязательное. Лучше всего детям даются игры, поэтому добавьте игровые моменты: устройте квест с домашним заданием или придумайте «достижения», как в компьютерных играх и мобильных приложениях. Например, тематические наклейки за самые быстрые сборы в школу или за три хорошие оценки в один день. И не забудьте сделать дома доску достижений и целей — это хороший стимул стать еще лучше.

  • Устраивайте после уроков экскурсии, ходите в музеи и на детские мастер-классы. Научить всему интересному и важному, на практике увидеть, как устроен мир, школа не способна, но можете вы. И сейчас есть много возможностей для этого. Сводите ребенка на кулинарный мастер-класс или на занятие в гончарную мастерскую, пусть он попробует разные профессии в тематическом городке «Кидбург», отправляйтесь всей семьей в Костенки смотреть на мамонтов или в заповедник гладить бобров. Устройте поход с палатками или сходите в океанариум посмотреть на акул.

  • Предложите ребенку ходить в различные кружки. Пусть он сам выберет, что ему интересно — фортепиано, танцы, каратэ, футбол или рисование. Да, это дополнительная нагрузка, но и то, что поможет научиться организовывать себя и свое время. А еще дисциплина и творческое и физическое развитие.

  • Не требуйте хороших оценок и рекордов, не пытайтесь вырастить гения, если ребенок сам этого не хочет или не может. Пусть он растет и развивается в своем ритме. Просто направляйте его, мотивируйте и помогайте расти счастливым.

Кому подходит семейное обучение?

  • Если у вас есть много свободного времени, есть желание самостоятельно обучать детей и нежелание «портить» их в школе, скорее всего, это ваш вариант. Но вы должны полностью осознавать свою ответственность и выбирать семейное обучение, потому что уверены, что это будет лучше для ребенка и для семьи в целом. Но не потому, что продвинутая семья из соседнего подъезда сделала именно так.
  • Не забывайте о мнении ребенка. Беспристрастно расскажите ему о всех вариантах, о плюсах и минусах каждого. Если он еще не ходил в учебное заведение, поводите на подготовительные занятия и проведите несколько уроков дома самостоятельно. После чего пусть сам выберет вариант, который ему покажется лучшим. Все дети разные, и что хорошо для одного, может быть страшным сном другого.
  • Ваш ребенок уже ходит в школу, но скучает там, потому что опережает программу? Не прозевайте этот момент. Обратите внимание на экстернат и попробуйте семейное обучение, чтобы перешагнуть через класс. Но помните, что у такого варианта тоже есть минусы — ребенок окажется в среде старших детей, с другими интересами и, возможно, настороженностью к новому «слишком умному» однокласснику.
  • Если вы часто переезжаете и много путешествуете, семейное обучение будет хорошим вариантом. При условии, что у вас будет на это время. Так ребенку не придется часто менять школу и привыкать к новым реалиям и людям. С другой стороны, если вы переезжаете в другую страну, в местном учебном заведении можно быстрее выучить язык и адаптироваться к новому месту.
  • Проанализируйте себя и всех, кто будет учить ребёнка дома. Сможете ли вы стать авторитетными учителями в его глазах? Далеко не все дети воспринимают родителей в роли наставников. Не романтизируйте семейное обучение, это такая же ежедневная работа, только на кону — будущее вашего сына или дочери. Если вы готовы провести не одну ночь за трудами по педагогике и психологии, параллельно придумывая, как объяснить сыну или дочери, зачем Герасим утопил Муму, и как решить интегральное уравнение, — хоумскулинг вам под силу.

Где узнать о хоумскулинге больше?

  • Центр домашнего обучения — здесь можно узнать больше о различных формах домашнего обучения, узнать правовые аспекты перехода из школы на дом, получить психолого-педагогическую поддержку или выбрать образовательную программу.
  • Первый журнал о внешкольном образовании в России — это статьи по психологии и педагогике, полезные советы, интервью со сторонниками семейного обучения, гиды и лайфхаки для родителей, новости, различные образовательные онлайн и оффлайн курсы. Советуем почитать, даже если ваши дети ходят в школу.
  • Экстерн-офис — платформа для семейного обучения, где есть нормативы, программа и ресурсы для подготовки к экзаменам. Там же можно их сдать в лицензированной и аккредитованной школе, чтобы получить документы об образовании государственного образца.
  • «Папа Карп» — сайт писателя и педагога Алексея Карпова для родителей, педагогов и учащихся. Много полезной информации, книги, сказки, пособия — все, что может пригодиться для семейного обучения.
  • Домашнее обучение | Воронеж — локальная группа «ВКонтакте», где участники обсуждают вопросы, связанные с семейным обучением, делятся актуальной информацией и полезными ссылками.

Фотографии: pixabay.com

Поделиться: