И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намЕсли в семье появился маленький манипулятор, который только и делает, что командует родителями, бабушками, дедушками и даже друзьями на детской площадке, не отчаивайтесь. Гибкая психика ребёнка, ваше терпение и советы психолога смогут всё исправить.
Манипуляция — это воздействие на кого-то с целью получения желаемого результата. Детская манипуляция — процесс идентичный: как только ребенок понимает, что его определенное поведение меняет поведение родителей, видит взаимосвязь, он начинает понимать процесс манипулирования. И, конечно, использовать его в своих целях.
Вам приходится слышать от ребенка следующие слова: «Если ты купишь мне ..., то я…», «Я обиделся (лась)», «Вот у Вани есть …, конечно, родители любят его», «Меня никто не понимает», «Давай ты сейчас сделаешь ..., тогда я ...», «Мамочка (папочка), я так люблю тебя, давай ты ...» и так далее. А также видеть поджатые губы, уход в свою комнату, а может и бойкот. Или, наоборот, чрезмерное рвение помочь, обнять, позаботиться. Если видите закатывающие глаза или ловите пронзительный взгляд, то скорее всего, ваш малыш освоил, осваивает и тренирует технику манипуляции.
В процессе взросления ребенок познает мир через взрослого, через общение с ним. И применяет самые различные приемы: от улыбок до укусов, от обнимания до ударов, от слов любви до слов ненависти. Малыш пробует всё и запоминает вашу обратную реакцию. Здесь надо понимать, что у него пока нет своего опыта, и наш нравственный аспект для него не имеет никакого значения. Ребенок видит лишь одно: реагируют родители или нет. Те действия, которые приводят к нужному для него результату, он запоминает и использует в дальнейшем. Чем больше подтверждений своим действиям ребенок получает, тем скорее они входят в привычку. Например, если малыш после плача получает желаемое, он будет использовать слезы всякий раз, чтобы «надавить» на родителей.
Кроме того, есть еще один фактор — родительский. Дети часто копируют мам и пап, поэтому, чтобы разобраться до конца с процессом возникновения манипуляций, надо честно и открыто взглянуть на себя и других взрослых, которые окружают ребенка. Быть может малыш или подросток просто копирует вас и получая желаемое, хорошо усваивает этот урок.
1. |
Не поддаваться на провокации. Плачет ребенок, требует или обнимает — терпите, если у вас нет намерений выполнять его желания, стойте на своем, по мере возможностей объясняя ребенку, почему сейчас вы не можете сделать то, о чем он просит.— Я не пойду домой! |
2. |
Учите ребенка точно выражать свои мысли о том, что он хочет, и обращаться за помощью без угроз и ультиматумов.— Мама, отдай краски и кисточки, а то я не буду есть! |
3. |
Спрашивать, а что сам ребенок может сделать, чтобы получить желаемое?— Мама, купи эту игрушку! |
4. |
Не применять манипуляции ни в отношении ребенка, ни в отношении других людей.Как говорить не нужно: Как сказать правильно: |
5. |
Понимать, что сейчас формируются его привычки, которые станут основой его личности. Помогите ребенку стать открытым миру и сами будьте достойным примером. |
|
Книги по теме: |
|
Найджел Латта |
Марк Гоулстон
|
Карен Прайор |
«Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» | «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций» | «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя!» |