Дети

9 способов развить у ребенка творческие способности и креативное мышление

3257
Автор:
Ксения Камынина
27 марта 2017 14:35
6+
9 способов развить у ребенка творческие способности и креативное мышление
Как помочь детям освоить рисование, танцы, музыку и другие виды творчества.

Дети развиваются с потрясающей скоростью, а их запасу энергии, обучаемости и глубине фантазии позавидуют даже самые продуктивные топ-менеджеры и креативщики. И очень важно не упускать это время: с рождения и минимум до 14-15 лет помогать детям открывать и совершенствовать их креативные способности. Вместе с благотворительным проектом «Поколение М» и экспертами из мира творчества мы решили разобраться, как это делать.

Благотворительный проект «Поколение М» запустил специальный сайт для творческого развития детей и подростков, где проходят сразу несколько конкурсов для ребят от 6 до 18 лет по разным направлениям: рисунок, театр, музыка, танцы, прикладное искусство, режиссура, дизайн одежды, актерское мастерство, фотография, театр и даже технология кино. Принять участие в них могут все желающие, а среди призов – стажировка в «Непоседах», экскурсия на студию «Смешариков», выступление на концерте в Москве, урок с Полиной Гагариной и даже возможность представить свою коллекцию на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Любая активность на сайте или в группе проекта в соцсетях конвертируется в 1 рубль, который потом отправляется на лечение детей.

 

Прежде всего, вы должны понять, что развитие творческого интеллекта — серьезная работа, которая требует времени и терпения от родителей. Но всегда можно найти способы интегрировать полезные занятия в повседневные дела.


1. Стимулируйте спонтанное творчество

Ребенок не доел кашу и начал ложкой выводить там фигуры? Или нарисовал помадой на зеркале ваш портрет? Объясните, что лучше делать это в альбоме, но не ругайте. Зеркало и руки можно легко отмыть, одежду постирать, обои переклеить, а вот заново привить интерес к спонтанному творчеству будет гораздо сложнее. Давайте детям разные материалы для рисования — карандаши, краски, пластилин, песок, уголь, мел. Не ограничивайте его пространством прямоугольного листа — вырежьте круг или треугольник, разверните ненужный рулон обоев или сделайте в детской грифельную стену. Рисуйте на песке, на столе, посыпанном мукой, на запотевшем окне или на стенках ванны. Используйте пшено, соль, горох, макароны и фасоль — из них можно собирать животных, пейзажи, абстракции. Здесь работает не только воображение, но еще и мелкая моторика.


2. Дайте детям больше свободы

Пусть ребенок сам решает, каким цветом он раскрасит яблоко или в какой футболке пойдет гулять. Не говорите, что виноград не может быть квадратным, так вы только разрушаете его креативность. Он художник, он так видит. Ребёнок может прочесть по картинкам в комиксе совсем другую историю, чем взрослый. Восприятие маленького ребёнка спонтанно и непредвзято, и в этом его ценность. Будет лучше, если вы станете направлять, но никак не навязывать ему свое видение.

Наталья Неповинных

Хореограф-балетмейстер

Дети испытывают потребность в свободном танце. И это для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Поэтому элементарная танцевальная импровизация является самым простым и доступным способом развития способностей детей в хореографии на начальном этапе. Родителям достаточно просто включать разную музыку, и пусть ребенок танцует так, как чувствует, проявляя свою индивидуальность и раскрываясь в импровизации.


3. Поощряйте игры, развивающие воображение

Учите ребенка придумывать ассоциации и новые необычные способы применения знакомых предметов. Нужно показать многогранность всего, что его окружает. Отличный способ — игры с большими картонными коробками. Дайте ее ребенку, и пусть он сам решит, что это: секретная база суперагентов, телепорт на Марс или заколдованный замок. Подхватите фантазию и подыграйте: принесите с кухни дуршлаг — это будет шлем отважного астронавта, сделайте ноутбук из коробки от конфет для шпиона или станьте пони для маленькой принцессы.

Делайте вместе фотокниги, необычные альбомы с вырезками из журналов и любимыми наклейками. Пусть он сам снимет придуманную историю, вы вместе распечатаете фотографии и вклеите их в альбом, снабдив подписями и заметками. Так незатейливо ребенок сможет понять, что такое сюжет и композиция, развитие событий и кульминация.


4. Учите ребенка наблюдать за окружающим миром

Чтобы сформировался визуальный вкус, показывайте детям красивые фильмы и мультфильмы, читайте книги с качественными иллюстрациями, ходите в музеи и чаще бывайте на природе. Рассматривайте, трогайте, наблюдайте, записывайте и делайте зарисовки — так даже у ребенка начнет формироваться понятие о гармонии и эстетике и будет вырабатываться вкус.

Борис Алексеев

Худрук Театрального центра «Никитинский»

Наблюдение — это очень важная вещь, в том числе для актеров. Пусть ребенок наблюдает за животными, за родными, за погодой, за всем, что видит. А потом изображает это. Такие небольшие этюды органично развивают не только актерское мастерство, но и внимание, воображение, образное мышление и логику. И ходите с детьми в театр чаще. Это развивает творчество, потому что театр общается образным языком. И ребенок должен познавать его так же, как и, например, науку и физическое воспитание.


5. Перенимайте опыт профессионалов

Показывайте детям вдохновляющие примеры и то, как творческие профессии выглядят изнутри. Попроситесь на репетицию или за кулисы в театр, сходите в мастерскую настоящего художника или модельера, посещайте танцевальные мастер-классы и профессиональные фотосъемки. Наверняка среди ваших друзей много творческих людей, которые будут не против такой экскурсии. А если ваша работа связана с искусством, покажите её ребенку и расскажите, как она устроена. Пример родителей — один из самых заразительных и действенных для детей.

Если не удается попасть в мастерские, смотрите вместе творческие мастер-классы и видеоуроки в интернете. На сайте нашего партнера — проекта «Поколение М», собрано много полезных видео, где, например, Вячеслав Зайцев и Даша Гаузер рассказывают, как стать модельером, Полина Гагарина учит петь, а режиссер Владимир Хотиненко — снимать кино.

Светлана Дубинина

Модельер, соучредитель дизайн-студии одежды Svetlana Dubinina

С ранних лет нужно развивать понимание цвета, формы и эстетики. Для развития первых двух прекрасно подходят занятия по рисованию, а занятия в кружках прикладного творчества, где вышивают, вяжут, шьют, помогут развить воображение и мелкую моторику. А эстетическое понимание, чувство стиля и хороший вкус прививаются личным примером родителей и теми критериями оценки, которые они сформируют у ребенка, чтобы отличать прекрасное от безобразного, содержательное от пустого.

 

6. Пусть дети почувствуют себя взрослыми

Устраивайте, например, раз в месяц домашние спектакли. Подходите к делу основательно, чтобы показать ребенку, из каких этапов все состоит: от написания сценария и репетиций до костюмов и пригласительных билетов. Дети любят подражать взрослым, поэтому чем больше процессов из реального театра вы задействуете, тем глубже будет погружение в эту сферу. Смастерите импровизированную сцену с кулисами и светом, поставьте на входе в комнату билетера, подготовьте актерам цветы.

Еще отличный вариант — сделать для ребенка мастерскую, где бы он мог заниматься. Купите мольберт, если ему интересно рисование, установите большое зеркало дома, если он занимается танцами, выделите отдельное рабочее место для прикладного творчества, поставьте манекен для юного модельера или сделайте сцену для певца или актрисы.

Сергей Горшков

Художник и скульптор

Проводите как можно больше времени с детьми с пользой. В свое удовольствие готовьте домашние концерты, делайте самодельные подарки друзьям, ходите на выставки и концерты, сочиняйте стихи, рисуйте картины и делайте скульптуры хоть из картошки. Мы так и поступали в своей семье, и, похоже, что наш сын привык к такой жизни, и она его устраивает. Более того, он даже стал художником.


7. Все занятия должны приносить удовольствие

Не ставьте целью воспитать выдающегося музыканта или режиссера. Это только навредит. Самое главное в творчестве — его познание, которое приносит счастье и удовлетворение. Поэтому следите за тем, чтобы занятия нравились ребенку. Ни в коем случае не перегружайте детей кружками и секциями. Перенапряжение и избыток информации отрицательно сказываются на нервной системе. Детский мозг быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, перестаёт воспринимать новую информацию.

Анастасия Ровеньская

Директор «Бэби-клуб» в Воронеже

Чтобы занятия с детьми были максимально эффективными, создавайте положительный эмоциональный фон. Очень важно поддерживать ребенка, если у него что-то не получается. Переключите его внимание, спокойно объясните еще раз и помогите. Главное, чтобы все занятие у всех его участников сохранялось положительное настроение. А в конце не забудьте обязательно похвалить детей.

 

8. Используйте современные технологии

Не бойтесь давать детям в руки гаджеты. На них можно не только играть и смотреть мультфильмы, но и в специальных приложениях учиться рисовать, петь, осваивать музыкальные инструменты, развивать воображение и логику. Это тоже обучение, просто в новой форме, возможно, более понятной и привычной детям поколения тачскринов.

Участвуйте в творческих онлайн конкурсах, если ребенку по душе соревнования. Это не только способ попробовать свои силы на новом уровне, но и возможность найти близких по духу людей и новых друзей. Онлайн разрушает географические барьеры и дает детям равные возможности участвовать и побеждать, независимо от того, в мегаполисе они живут или в крошечном поселке в Сибири.


9. Верьте в своего ребенка

Проводите выставки его достижений. Для этого организуйте выставочное пространство: это может быть стена в детской комнате, полотно из пробки, рамы для картин, как в музее, или красивая лента, куда можно прицеплять рисунки на прищепки. Если ребенок занимается прикладным творчеством, сделайте побольше полок, а если танцует и поет — подиум-сцену. Так он будет понимать, что вы им гордитесь, и осознавать, что его творчество имеет ценность.

Если у ребенка что-то не получается, поддерживайте его, помогайте идти к намеченной цели. Не ругайте за ошибки и неудачи — это и так болезненно для детей, а если упрекать начнете еще и вы, ситуация только ухудшится.

 

Дмитрий Провоторов

Исполнительный директор Мануфактура IT Production & Graphic Design

Представьте себе ситуацию, где мы относимся к ошибкам ребёнка, который учится кататься на велосипеде, так же серьёзно, как к ошибкам ученика в школе. «Ты что не понял лекцию про баланс? Мы посмотрели пять инструкций по езде на велосипеде, я сводил тебя на мастер-класс Лэнса Армстронга! А ты еще падаешь?». В этой ситуации мы понимаем, ошибка — это не вердикт. Ошибка — это шаг к успеху. Но как часто наши дети получают ярлыки, когда ошибаются? «Ты гуманитарий. Математика — это не твоё». «Тебе стоит бросить литературу. У тебя технический склад ума». Мы стараемся поделить людей на группы, думая, что им так будет проще. А им все сложнее двигаться в мире знания. Поэтому стоит относиться к ошибке не как к подведению черты, а как к ступени к успеху.

Фото: projectnursery.com, i-kidstablet.com, ikea.ru, kinowek.com

На правах рекламы.

Поделиться: