Дети

«Конкурс — это маленькая победа над самим собой». Почему соревнования полезны детям

1840
Автор:
Ксения Камынина
20 апреля 2017 12:27
6+
«Конкурс — это маленькая победа над самим собой». Почему соревнования полезны детям
Юные чемпионы и психолог рассказывают, как стать первым и не сломаться после поражения.

Все родители хотят, чтобы их дети были талантливыми и успешными, поэтому чуть ли ни с младенчества водят их в развивающие студии и профильные кружки. Именно там ребенок впервые сталкивается с таким понятием, как соревнование. Конкурсы чтецов и вокалистов, состязания по конному спорту и каратэ — зачем они детям? Как поражения и победы сказываются на них?

При поддержке благотворительного проекта «Поколение М», в рамках которого проходит целая серия творческих конкурсов, мы попросили ответить на эти вопросы детей и подростков. А также узнали у психолога, что нужно делать, чтобы конкурсы и соревнования приносили только пользу.

Дарья Чернышова

19 лет

Начинающий модельер, победитель регионального конкурса дизайнеров «Поколение М»

Я решила принять участие в проекте МТС «FashionПоколение», потому что это такой вызов самой себе — на что ты способна? Это еще больше подогрело мой интерес к моде, показало, что иду в правильном направлении. Я часто стеснялась показывать свои работы на всеобщее обозрение, и конкурс помог переступить через этот барьер.

Такие творческие состязания однозначно нужны, ведь там еще есть мастер-классы, на которых тебе дают какую-то базу, советуют как лучше сделать, с чего начать. Начинающие юные дизайнеры могут раскрыть свой талант, получить объективную оценку профессионалов. Победа в региональном конкурсе «FashionПоколение» — для меня знак, что я на верном пути.

Валерия Сафронова

18 лет

Начинающий модельер, обладатель приза зрительских симпатий регионального конкурса дизайнеров «Поколение М»

Любой конкурс — это возможность проявить себя. Я творческий человек, и мне нравится все новое. Нравится дух соревнований! Безумно приятно, когда твою работу оценивают профессионалы, как на конкурсе «FashionПоколение». И очень здорово, что там можно познакомиться с известными людьми. Все это стимулирует желание творить и учиться, помогает разглядеть талант и направить его в нужное русло.

Я люблю выделяться, внешний вид для меня играет большую роль. И мне интересно общаться с теми, кто разделяет это. Сейчас учусь в художественном училище и, скорее всего, дальше буду поступать на художника костюма. А пока мы с подругой работаем над собственным проектом одежды TS под слоганом «Выделяться не страшно».

Евгения Карпова

16 лет

Кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике

Мне нравятся соревнования, несмотря на то, что подготовка к ним отнимает все свободное время. После школы сразу иду на тренировку, а потом успеваю только сделать уроки и лечь спать. Но это того стоит.

Я очень часто выступаю в других городах и даже странах. Мне нравится так путешествовать. Кроме того, на выездных соревнованиях знакомлюсь с моими соперницами из разных городов, смотрю выступления и набираюсь опыта.

Что я не люблю? Проигрывать. Мне становится очень обидно. Ведь я же могла выступить лучше! Но без поражений нет побед. Стараюсь больше времени уделять моментам, которые вышли плохо, совершенствовать их и стремиться к идеалу. Поражения подталкивают меня на новые победы.

 

Максим Уколов

7 лет

Полиглот, говорит на пяти языках, участник шоу «Лучше всех»

Мне очень интересно участвовать в конкурсах. Потому что за это мне дают призы. Например, мне подарили электрический шар. А на шоу «Лучше всех», больше всего мне понравилась шутка Максима Галкина про мои брови: он сказал, что я их где-то купил. Я немного стеснялся сначала, потому что было много незнакомых людей. Но они все были очень интересными! И потом мы вместе играли, было здорово.

Мама с папой всегда радуются моим победам, даже если это не первое место. Они говорят, что любят меня. А я не расстраиваюсь, если занимаю 2 или 3 место.

У меня много занятий, например, фортепиано и языки. Я учусь всему этому в игровой форме. Еще люблю барабаны, футбол и компьютерные игры. А когда вырасту, хочу стать ученым.

 
 

Яна Комова

14 лет

Занимается музыкой с пяти лет, играет на фортепиано, гитаре и укулеле

Каждый конкурс — это маленькая победа над самим собой, над неуверенностью и комплексами. Я радуюсь своим победам, но понимаю, что на достигнутом останавливаться нельзя. 

У меня не всегда бывает свободное время, потому что приходится учиться в гимназии и музыкальной школе. Но даже когда уставшая прихожу домой, нахожу время чтобы позаниматься, потому что мне это действительно интересно.

Единственное, мне не нравится, что организация некоторых конкурсов оставляет желать лучшего. Для вокалиста нужно учитывать все мелочи: звук, качество аппаратуры, работу звукооператора и тому подобное. От этого очень сильно зависит то, как ты выступишь.

Когда вырасту, хочу стать профессиональным музыкантом, вокалисткой и композитором, возможно, педагогом. Ещё я мечтаю о своей музыкальной студии.

 

Юлиана Стребкова

13 лет

Занимается восточными танцами четыре года

Мой педагог говорит, что тренировки в зале очень важны, но основную роль в формировании любого спортсмена или танцора играют соревнования. И мне нравится их атмосфера, чувство волнения перед выступлением, боевой настрой и командный дух.

Но мне не нравится соперничество между конкурсантами. Я считаю, что надо уважать своих соперников и никому не завидовать. Ведь главное — показать свои умения и результаты упорной работы. 

Я стараюсь совмещать школу, регулярные тренировки, подготовку к соревнованиям и изучение трех иностранных языков, поэтому, к сожалению, свободного времени практически не остается. Воскресенье — единственный день, который могу посвятить прогулкам с друзьями или чтению книг.

 

Олеся Власова

8 лет

Чемпионка Европы по шахматам среди девочек до семи лет, вице-чемпионка Европы до девяти лет, 1-й взрослый разряд по шахматам, занимается с пяти лет, участница шоу «Золото нации»

Сначала мне просто понравилось играть в шахматы, а потом появился свой тренер по скайпу. Помимо этого, каждый день занимаюсь по три часа сама и с тренером в Воронеже, а еще мы с родителями ведем блог на YouTube. У меня дома есть магазин — я продаю там сладости, и парикмахерская, где делаю прически маме.

На соревнования я езжу уже давно, и мне там все нравится. Особенно побеждать! Когда выигрываю турнир, мне дают кубок. А мама с папой покупают большую шахматную фигуру. Когда выиграю много-много раз, я соберу полный комплект! Мы сделаем шахматный пол в комнате и поставим туда все фигуры.

Я хожу в школу, учусь в первом классе. Больше всего мне нравятся математика и рисование. Еще чтение: моя любимая книга «Волшебник Изумрудного города». В будущем хочу быть учителем, продавцом сладостей или парикмахером. Учить шахматам не хочу. Если буду тренером, мне тогда будет сложно идти вперед, а я хочу стать чемпионом мира.

Светлана Куницына

Психолог-практик

Соревнования и конкурсы — это возможность получить новый опыт преодоления трудностей, развития дисциплины и самодисциплины, коммуникативных навыков, стрессоустойчивости, удовольствия от победы и умения принимать себя проигравшим. Кроме того, это учит детей формировать собственные стратегии достижения результата, которые останутся на всю жизнь. Но конкурсы могут приносить не только пользу, но и вред. Поэтому важно обратить внимание на несколько моментов.

Что интересно вашему ребенку?

Прежде чем сосредоточиться на какой-то области, нужно определить склонности ребенка. Существует ряд тестовых методик, которые позволяют сориентироваться родителям, какое направление выбрать — спорт, творчество, наука или что-то еще, опираясь именно на то, что нравится ребенку, а не вам.

Как он переживает победы и поражения?

Я всегда настаиваю на определении типа темперамента и типа нервной системы. Меланхолики менее стрессоустойчивы, дольше переживают неудачи и нуждаются в значительно большей эмоциональной поддержке. Такой ребенок просто не сможет длительное время выдерживать эмоциональные и физические нагрузки, поэтому безопаснее будут для него спокойные творческие направления: рисунок, лепка, вышивка и т.д. Тип темперамента не влияет на способности человека, но позволяет оценить его возможности при решении той или иной задачи и найти к нему индивидуальный подход.

Что ребенок думает о себе?

Определить самооценку достаточно легко. Нужно нарисовать лестницу из 10 ступеней и предложить нарисовать фигурку человека, пояснив, что на нижней ступеньке находятся самые непослушные, «плохие» дети, а на верхней, соответственно, самые «хорошие». Адекватной самооценкой характеризуются дети, изобразившие себя на 4 средних ступеньках. Если самооценка занижена, то, естественно, ему трудно будет соревноваться с другими детьми, несмотря на хорошие способности. А для родителей, родственников, тренера или наставника это будет сигналом к тому, что нужно менять педагогическую стратегию, демонстрировать ребенку свою любовь и уважение.

Он бунтарь или тихоня?

К вышеперечисленному я бы добавила еще тест на агрессивность. Если по результатам тестирования будет выявлен высокий уровень агрессии, то такой человек, может, и достигнет высоких спортивных результатов, но точно уже будет небезопасен для себя (повышенная склонность к травмам) и других. А при низком уровне агрессивности вообще не рекомендую принимать участие в  соревнованиях, потому что шансы на успех резко снижены, и при закономерной в такой ситуации неудаче проблема только может усугубиться.

Вы хорошая ролевая модель?

Важным является и заимствованное поведение. Для достижения результата дети всегда используют ваши стратегии или стратегии значимых взрослых, тех, с кем они чаще общается. Что не нужно делать, так это не отождествлять с ребенком собственные нереализованные мечты и планы. Лучше разговаривайте как можно чаще, спрашивайте: нравятся или не нравятся занятия, тренер, доволен ли ребенок своими достижениями, настроением, самочувствием, отношением к происходящему.

 

Как говорить с ребенком о конкурсах и соревнованиях?

Не следует сравнивать своего ребенка с другими более или менее успешными детьми и озвучивать это. Более правильным будет сравнивать с его же достижениями за предыдущую неделю, месяц или год и обращать внимание на достижения известных людей. Нужно спросить тренера о возможностях вашего сына или дочери, но при этом ориентировать ребенка только на первое место, но не в контексте «ты должен», «обязан» и «любой ценой», а в контексте «я в тебя верю», «ты способен на большее», «ты самый лучший для меня».

Титульное фото: pizzaonthecouch.blogspot.ru

На правах рекламы.