Жизнь

«Из-за косплея мой дом становится похож на выставку». Участники Воронежского аниме-фестиваля рассказывают, как косплей проникает в их жизнь

2480
Автор:
Юля Цай
27 апреля 2018 18:00
18+
«Из-за косплея мой дом становится похож на выставку». Участники Воронежского аниме-фестиваля рассказывают, как косплей проникает в их жизнь
Поговорили с постоянными участниками Воронежского фестиваля японской анимации.

Воронежский фестиваль японской анимации становится все солиднее и старше — в этом году ему уже 19 лет. По традиции фестиваль проходит в майские праздники, в это время в Воронеж приезжает много людей из других городов, чтобы посмотреть косплей-шоу на сцене и аниме на большом экране, послушать лекции и концерты, поучаствовать в семинарах и встретиться с друзьями. Редакция Даунтаун поговорила с постоянными участниками фестиваля о том, сколько стоят костюмы и как влияет косплей на их жизнь.

Елена, 24 года. 10 лет в сценическом косплее.

Я выбираю персонажа по личной симпатии, по внешней схожести со мной и по сложности костюма. Чем выше эти показатели, тем больше шанс, что буду воплощать именно его. После фестиваля отснимаю образ на профессиональной фотосессии и со спокойной совестью выставляю его на продажу. На сегодняшний день я продала почти все свои костюмы. Прибыль это, конечно, не приносит, но помогает «отбить» затраты и сэкономить место в шкафу. Мой самый дешёвый костюм стоил 2500 рублей. Так как все свои костюмы я делаю сама, считаю только затраты на ткань, фурнитуру и парики. Самый дорогой обошёлся в 8000 рублей, это был костюм гейши.


Когда я работала в сфере Военно-промышленного комплекса РФ, моё увлечение могло негативно повлиять на работу, так как со стороны выглядит легкомысленным, и мало «серьёзных» людей в этой сфере захотели бы сотрудничать с таким человеком. Мои близкие коллеги знали о моём увлечении. Кто-то восхищался и поддерживал, кто-то издевался и подкалывал. Чтобы ко мне не было лишних вопросов, я старалась свою деятельность особо не афишировать.

«Я старалась свою деятельность особо не афишировать».

Может ли косплей помешать приёму на работу? Я думаю, может. Естественно, в самом увлечении нет ничего плохого, но будем реалистами: многие воспринимают его в негативном ключе. Как я уже и говорила — сколько людей, столько и мнений.


Не могу сказать, что косплей сильно влияет на мою жизнь на данный момент, но он определённо повлиял в мои 15-18 лет. Я научилась шить, лепить, вырезать, красить, рисовать и так далее — все навыки, необходимые для создания костюма. У меня появилось много знакомых и друзей из разных городов. Поставилась речь, пропала боязнь публичных выступлений. Это очень помогло мне в жизни и в работе. Я смогла реализовать свои организаторские способности, потому что на многих фестивалях брала на себя обязанности ведущей, организатора определённых ивентов и так далее.

 

Евгения, 25 лет. Основатель и лидер Воронежского косбенда Step Up. Одна из организаторов Аниме Ёлки в Воронеже и косплейной части фестиваля Verve. Занимается косплеем 9 лет.

80% моих образов — это костюмы к постановкам, которые мы ставим с косбендом на фестивали. Остальные костюмы для души. Помимо фестивалей я устраиваю фотосьемки, видеосьемки, а потом костюм отправляется в шкаф. У меня для девушки очень высокий рост, поэтому с продажей возникают трудности. Стоимость костюма — относительное понятие. Я все шью и крафчу сама, поэтому стоимость моих костюмов формируется исключительно из стоимости материалов. Самые дорогие — это Power Rangers и один из костюмов Эли из Love Live. Они стоят ориентировочно 8-10 тысяч. По поводу самого дешевого я очень затрудняюсь ответить. Думаю, от 2 тысяч.

Как бы грустно ни было, на собеседовании лучше не говорить о своем увлечении косплеем. Я последовала совету и перед тем, как искать работу, поменяла во «ВКонтакте» фамилию и ограничила доступ к странице. Сейчас я работаю оператором в крупной IT-компании. О своем увлечении коллегам постепенно начала рассказывать спустя полгода или больше. Но фамилию все равно не сменила обратно.

В разное время года косплей влияет по-разному. Осенью и до Нового года полное затишье, мне даже становится скучно жить. А в остальное время скучать не приходится. Я научилась и учусь новому: за эти 10 лет освоила большинство стилей танцев, азы актерского мастерства, пошив, укладку париков, профессиональный макияж.

«За эти 10 лет я освоила большинство стилей танцев, азы актерского мастерства, пошив, укладку париков, профессиональный макияж».

Это что касается навыков, что мы видим на выходе. Но при подготовке — это монтаж звука, видео, всевозможная обработка материалов. Искусство фотографии, фотошоп и так далее.


Если рассматривать Воронеж, то здесь действительно в косплее преимущественно девушки. В Москве и других городах почти одинаково. Парни, может, и хотели бы косплеить, но из-за того, что природа не наделила их умением шить, краситься и другим навыкам, а на заказ это делать недешево, они отказываются. Это одна из основных причин, по моему мнению.


 

Александр, 34 года. Стаж участия в фестивале — 13 лет.

Образ персонажа должен подходить мне по характеру, эмоциям. К сожалению, образы персонажей из кинематографа становятся значительно ярче и интереснее, чем образы из аниме. Сам я уже довольно давно перешел на образы из игр или кинофильмов. Опять же, сделать косплей с идеальным портретным сходством с персонажем из аниме довольно сложно. А скопировать мимику, движения, костюм и внешность живого человека вполне возможно и, на мой взгляд, интереснее.


 

Костюм должен быть интересным, со множеством деталей, разнообразными элементами. Кроме того, мне нравится косплей, где присутствует портретное сходство персонажа и косплеера. После выступления костюм упаковывается в чехол и отправляется в шкаф до фотосета или другого выступления. Два года подряд в одном и том же косплее на один и тот же фестиваль ездить нехорошо. Исключением могут быть крайне сложные костюмы и образы, которые никто до этого не делал на высоком уровне. Но в таком случае приветствуется наличие на второй год хотя бы каких-то новых элементов, к примеру, другой вид оружия.

«Из-за косплея мой дом все больше становится похож на маленькую выставку».

Из-за косплея мой дом все больше становится похож на маленькую выставку. И мне это нравится. Из плюсов — косплей, как и любая сценическая деятельность, помогает налаживать общение с людьми. Если ты можешь выступать перед двухтысячной аудиторией, то поговорить с одним человеком и заинтересовать его не составит никакого труда. Из минусов — иногда косплей бывает весьма недешевым удовольствием. Индивидуальную планку уровня качества косплея надо поддерживать, а периодически и повышать. Пробовать новые направления этого творчества, осваивать новые навыки, но это скорее еще один плюс, нежели минус.

В косплее больше девушек, потому что им получить позитивный отзыв о творчестве немного проще, чем юношам. Кроме того, условно простых женских образов в играх, фильмах, комиксах и аниме несколько больше мужских. Но, на мой взгляд, мужской косплеей значительно интересней. Посмотрите на любого персонажа-мужчину в играх. Сколько деталей! Какое оружие! Все это требует неимоверного вложения средств, времени и сил. А чем больше сил вложено, тем ценнее в глазах исполнителя его творение.

 

Анастасия, 24 года. 10 лет в сценическом косплее.

При выборе персонажа для косплея я смотрю не только на характер персонажа (обычно я выбираю спокойных девушек снаружи, но очень эмоциональных внутри), но и на сложность костюма. Не забываю и о том, есть ли схожесть внешне, например, тот же рост, комплекция, черты лица… Иногда соглашаюсь делать того, кого предложат друзья — например, при постановке сценки или танца.

Один костюм можно надевать несколько раз, но есть одна зацепка. На некоторых фестивалях действует правило — если ваш костюм уже где-то участвовал в конкурсе и/или вы с ним брали призовое место, то он не допускается к конкурсной программе. Но прийти на мероприятие в уже показанном костюме не возбраняется. Ходи в нем, сколько душе будет угодно.

Самый дорогой костюм я готовлю сейчас — 12 000 рублей. Но я привыкла, что качество исполнения и материалы требуют затрат. Возможно, это странно: вкладывать большие суммы денег в увлечение, но потом это может окупиться. Потому что при пошиве, укладке париков вырабатываются необходимые навыки, которые можно будет использовать, получая от этого прибыль. Например, тот же пошив одежды на заказ.

Я работаю в госучреждении, и косплей не доставляет мне трудностей. Тут как с фломастерами — на вкус и цвет, как говорится. С одной стороны, такое увлечение показывает, что соискатель творчески мыслит, умеет работать в команде и рассчитывать время. С другой стороны, из умов населения все никак не уйдет стереотип о фриках, взрослых, что заигрались в детские игры. И это печально.

Косплей помог мне найти близких друзей, перестать быть замкнутой, я научилась планировать и рассчитывать свои силы. А еще теперь могу полочку прибить. Из минусов — ну, как-то не наблюдаю.

 

Екатерина, 26 лет. Занимается косплеем 6 лет.

Самое главное в выборе персонажа — красивый образ и характер. Иногда привлекает история персонажа, а иногда конкретная деталь костюма, которую хотелось бы сделать своими руками. В этом году к Воронежскому фестивалю мы готовим костюмы по игре Smite. Красивые, детализированные модели богов греческого пантеона просто не могли оставить нас равнодушными.

Полностью фиксировать стоимость материалов и затрат на каждую деталь я начала не так давно. На данный момент самым дорогим является костюм Леди Лиадрин из вселенной игры World of Warcraft, по мотивам арта Hearthstone. Вообще в косплее нет какой-то особенной цели оправдать затраты. Здесь самое главное — хороший фидбэк и позитивные эмоции.

В данный момент я занимаюсь изготовлением различной бутафории. У нас есть небольшая группа, в которой можно заказать изделия из натуральной кожи, доспехи, декорации. Раньше, когда работала по профессии (специальность — связи с общественностью), никаких проблем при трудоустройстве не возникало.


Сейчас косплей для меня уже не просто хобби, это что-то большее. Главный плюс — возможность заниматься любимым делом, работать с различными материалами, общаться с невероятно талантливыми людьми, постоянно учиться. Минусы здесь незначительны.

Мой муж не был связан с косплеем до 2016 года. Потом тема создания доспехов своими руками заинтересовала и его. Мы помогаем другу другу делать элементы костюмов, вместе посещаем фестивали и путешествуем. Теперь мы настоящий косплей-дуэт.

 

Анастасия, 20 лет. Занимается косплеем 5 лет.

Обычно выбор персонажа у меня отталкивается от «Он(а) мне нравится, хочу» и «Та-а-ак, куда впихнуть мои ляхи». Только вот не все желания одобряет размер моей зарплаты, так что некоторые уходят на второй план или просто уходят. Поэтому я сразу связываюсь со швеей, чтобы идея не отвязалась. После феста у меня костюмы или лежат, или продаются. Некоторые можно переделать под другого персонажа или взять части на ориджинал.

«Самый дорогой мой костюм стоит 40 тысяч рублей, это Мерси из Овервотч. Ради него я начала работать».

Самый дорогой мой костюм стоит 40 тысяч рублей, это Мерси из Овервотч. Ради него я и начала работать, каждый раз откладывая с зарплаты понемногу. Это заняло много времени. Самый дешевый собирался из шкафа, если это можно считать. Обычный ориджинал. Наверное, 1 тысяча. А в среднем на образ уходит от 2-х до 5 тысяч, смотря как и где именно его покупать/шить. Не думайте, что я на каждый костюм готова по 20-40 тыщ отдавать. На подобный шаг я решусь еще не очень скоро. Ну, а выдался костюм или нет, это уже решать, когда смотришь на него в зеркало и говоришь себе: «Да, мне нравится». И совершенно не важно, одобрили ли костюм другие. Все же косплей — это хобби, а не конкурс красоты. Нельзя быть 100% копией персонажа. Жизнь полна недочетов, и с этим ничего не поделать.


Косплей не ограничивается одним аниме, и это хорошо. Люди становятся теми, кем хотят. Как в фильме «Первому игроку приготовиться», но в реальной жизни. Скрывая себя, свой пол и внешность за чертами персонажа, они становятся свободнее. Это не уберет проблемы в жизни, но на короткое время позволит расслабиться.

Сама я работаю контролером в кинотеатре на данный момент. Это моя третья работа, и ни на одной не интересовались моей страницей во «ВКонтакте». Только коллеги на уровне знакомства. Как по мне, странно лезть работодателям в личные дела и увлечения рабочих. Если он выполняет свои обязанности на работе, то есть ли смысл в том, любит он больше DC или же Marvel, занимается косплеем или же просто смотрит аниме?

Косплей сжирает мои деньги, но дает мне бурю эмоций. Положительные, даже если костюм неудобный. Что бы другие не говорили, косплей — это часть творчества. Люди выходят на сцену борясь со страхом, становятся на каблуки. Худеют ради персонажа. Придумывают выступления, танцуют или же поют. Косплей объединяет людей. Особенно на тех же репетициях или выступлениях.

И как бы все ни было трудно, в косплее люди отдыхают. От себя, от проблем. Надевая маску/парик/ что-то еще, они становятся персонажем. И к тебе бегут не с криками «Name, опять отчеты не сдал», а «Ханзо/Кирито/Жожо/ещеКакойТоПерсонаж, как круто, можно сфотографироваться?».

«К тебе бегут не с криками “Name, опять отчеты не сдал”, а “Ханзо/Кирито/Жожо/еще какой-то персонаж”, как круто, можно сфотографироваться?».

Подойдите в городе к левому человеку с предложением обняться — он посмотрит как на дурака или вообще уйдет. Подойдите на фестивале к человеку/косплееру — на вас налетят еще сзади с криками «Обнимашки».

Чем будет заниматься любимый мне человек, мало меня волнует. Я не буду силой кого-то принуждать к моим интересам. Главное, ко всему относиться с пониманием, а не говорить: «Опять в своих клоунов наряжаешься», цитируя собственную мать.

 

Степан, 46 лет. Продюсер компании «Реанимедиа», соорганизатор Воронежского аниме-фестиваля. В 2000 году пришёл на первый фестиваль как зритель, с 2005 года занимается косплеем со всей семьей. Основатель косбэнда «Шашкиныдети».

Воронежский фестиваль — самый первый, самый старый, самый ламповый, самый-самый, без преувеличения. Если ты не был в Воронеже, ты — ненастоящий анимешник. К тому же воронежские фестивали никогда не повторяются, да оно и не получается — даты смещаются, площадки меняются. И это круто. Я люблю фестиваль за особенную дружелюбную атмосферу, не люблю за то, что после него несколько дней хочется только есть и спать, есть и спать. Мой самый дорогой костюм стоил 30 тысяч рублей, самый дешёвый — 500 рублей. Радость не нужно измерять деньгами, тогда она настоящая и не требует оправдания.


Фотографии: Дмитрий Шитиков, Тарас Бутейко, Николай Жаров, Cергей Никонович, Костя Чудинов, Сергей Шетухин (Aku), Акаме, Тамара Лехер, Олег Сорокин, Констанция Стасина, Анастасия Соболева, Сергей Егоров, Kalizandrik, Kato, Люба Гриняева, Андрей Парфёнов, Сергей Елисеев.


Поделиться: