Жизнь

Как поступить в театральный ВУЗ? 5 главных ошибок и как их избежать

Как поступить в театральный ВУЗ? 5 главных ошибок и как их избежать
Преподаватель ГИТИСа рассказывает, как подготовиться к экзаменам в театральный вуз.

Поступить в театральный вуз непросто — конкурс в них превышает 600 человек на место. На прослушивании все абитуриенты стараются запомниться: прочесть стих никому неизвестного поэта, поставить особенный танец, надеть сумасшедший наряд. Стоит ли это делать? Специально для редакции Алексей Марков, преподаватель ГИТИСа, поделился советами, как поступить в театральный вуз и при этом избежать основные ошибки.

Алексей Марков. Актер, преподаватель ГИТИСа, подготовил больше 50 человек к поступлению

 

Творческие институты овеяны тайнами и мифами: «читать с выражением», «берут только блатных», «только за деньги», «глубоко погружаемся в образ», «из провинции не поступить» и так далее. К действительности это имеет мало отношения. Ведь каждый институт и мастер курса заинтересованы получить самых талантливых, вне зависимости от места рождения, прописки и наличия денег.

Начну с аргумента для родителей: актёр – это профессия! Хорошие артисты за одну 12-ти часовую смену зарабатывают месячную зарплату обычного «офисника» или продавца, а звезды отечественного кино за один съемочный день в несколько раз больше годовой среднестатистической зарплаты по стране.


Творческий конкурс

Итак, экзамены. Самое главное испытание — творческий конкурс. Основные требования найдете на сайте института. Там же есть список литературы, на который редко обращают внимание, а зря. Рекомендую его освоить — это станет вашим конкурентным преимуществом.

Структура конкурса следующая: прослушивание, три тура, коллоквиум (собеседование). В программе должны быть: басня, проза, стихотворение, песня, танец. Иногда мастер курса смотрит всех с самого начала, иногда присоединяется к педагогам со второго тура. Коллоквиум выявляет общий уровень знаний абитуриента по разным вопросам: литература, физика, философия, история театра и искусств и так далее. Мои самые любимые вопросы «с подвохом», например, «Как звали жен Немировича и Данченко?» (Это один человек с двойной фамилией) или «Сколько симфоний композитора Маяковского вы знаете?» (Маяковский, как известно, поэт).

 

Ошибка №1: «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки…»

В коридорах часто слышится: «Говорят, что…».  Мол, говорят, надо заходить в аудиторию первым, нет — последним. Стоп. Дело в другом, чтобы понравиться комиссии, нужно читать такого-то автора… Или совсем про другое: «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки…». Это все слухи! Никогда, пожалуйста, никогда не слушайте подобные бредни и уж тем более не ориентируйтесь на них при подготовке. Задачи понравиться мастеру или комиссии нет. Факультет так же заинтересован в поступлении, как и вы. Цель — показать то, что нравится вам, так, как вы считаете правильным! Представьте себя на месте мастера.

Что нужно делать на самом деле: как одеться

Одежда должна быть нейтральной. Это не свидание, поэтому короткие юбки и глубоко декольтированные или прозрачные варианты приберегите для другого случая. Аккуратнее с яркими цветами, никаких надписей и пайеток, одежду oversize лучше оставить дома: вашу фигуру должны видеть.

 

Ошибка №2: «Надо страдать и быть пооригинальнее»

В комнате мальчик 7 лет, смотрит в пол и на полном серьезе цитирует: «Как же я устал от жизни, мудрость сострадания состоит в осознании бренности всего сущего и кривотолки бытия разбивают мою душу о скалы непонимания. Сегвер Фуратилор». Странно, правда? Желание так рассуждать в 7 лет вызывает много вопросов, ведь «репертуар не по возрасту». Автор —  вообще загадка уровня «это еще кто?». Часто подобные ошибки совершают абитуриенты, выбирая несоответствующий репертуар: чужой, чуждый, слишком банальный или слишком оригинальный.

Что нужно делать на самом деле: как выбрать героя для программы

Герой должен быть близок вашему игровому возрасту с поправкой на то, как вы выглядите. Например, по паспорту вам 22, а на вид 18 или наоборот. Это необходимо учитывать. Идеально, если пол героя истории совпадает с вашим. Если вы чувствуете себя девочкой, берите истории, где главный герой женского рода: Светлана, кошка, береза, пылинка… И наоборот: Пьер, пес, дуб, электрон, если вы чувствуете себя парнем. Не выбирайте «странных авторов», которые мало кому известны. Не рискуйте! Толстой, Чехов, Достоевский, Шукшин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Вознесенский, Пришвин — не враги, а ваши помощники. С классиками не прогадаете — будь то отрывок из школьной программы или из «списка для летнего чтения».

 

Ошибка №3: «Войди в персонажа»

Профессия актера сильно мистифицирована и окружена огромным количеством формулировок, которые сбивают с толку и не помогают. «Входить в персонажа», «отыгрывать эмоцию» — вам точно делать этого не нужно. Хорошие артисты ничем таким не занимаются. Да и вообще, требования к профессиональному актеру и абитуриенту разные. Актер умеет создавать образ, он владеет всеми элементами актерской техники, поэтому в состоянии сконструировать персонажа. У нас с вами совершенно другая задача. Какая же?

Что нужно делать на самом деле: как изобразить персонажа

Поступающим необходимо представить себя на месте героя и попытаться действовать так, как «если бы» в их собственной жизни происходили описываемые события. Это необходимо продемонстрировать на поступлении, признаки именно такой способности комиссия пытается в вас отыскать. У Станиславского это называется магическим «если бы», в институте мы называем это — «я в предлагаемых обстоятельствах (персонажа)».

Наблюдайте! Вы ежедневно проделываете этот трюк с «если бы». Когда вы рассказываете другу о встрече с грубияном, ваши брови сдвигаются, голос становится жестче, у слов появляется несвойственная вам интонация… Сделать 100% как «тот человек» у вас не получится, и вы показываете его так, как «если бы» были на его месте. Видите, это совсем не сложно!

 

Ошибка №4: «Я хочу в ГИТИС»

Поступать «в здание» абсолютно неверно. Я в свое время совершил эту ошибку, и мне повезло с педагогами, а к кому-то удача не была так благосклонна.

Что нужно делать на самом деле: как правильно поставить цель

Каждым курсом руководит определенный мастер, поступать нужно к нему. Есть очень разные преподаватели и вам необходимо их подробно изучить: фильмы, спектакли, интервью обязательны к просмотру, чтобы понять будущего педагога. Человек может вас научить только тому, что хорошо умеет делать сам. Узнать больше о курсе и педагогах помогут социальные сети: найдите бывших студентов, расспросите их подробно, большинство с удовольствием откликнется.   

 

Ошибка №5: Отказ от поступления

Страх провала останавливает многих. Испытывать страх — абсолютно естественно, так же, как и радость, и воодушевление, тревогу или любовь, а вот отказ от попытки чреват угрызениями совести.

Что нужно делать на самом деле: почему не стоит бояться

Нужно сделать все, чтобы доехать хотя бы до первого тура. Ваши внутренние оценки себя имеют мало общего с тем, на что обращают внимание окружающие. Уверяю, приемная комиссия будет смотреть совсем на другое (см. пункт 3). Заранее готовить себя к провалу или предугадывать, за что именно вас «не взяли» — это неблагодарное и утомительное занятие. Помните, причин «почему не взяли» может быть сотня: мастер уже выбрал несколько человек вашего типажа или, например, вы внешне похожи на его бывшую тещу. Предугадать это невозможно. Поэтому просто отпустите ситуацию. 

 

Итог: главное — выбрать мастера, выучить репертуар, который соответствует вашему игровому возрасту и темпераменту, одеться так, чтобы ничего не отвлекало, доехать до института, записаться, дождаться своей очереди, зайти вместе с очередной десяткой в аудиторию и показать себя на все 100 со всеми вашими тонкостями, страстями, болью и счастьем. Это удивительное приключение. Принесите свою личность мастеру, скажите вот я здесь, и я такой/такая, возьмите меня и научите быть лучше! И вас обязательно возьмут.

 

Фотографии: Hipster in Stone by Leo Caillard 

Юля Цай
21 мая, 15:53

Поделиться: