Жизнь

Советы предпринимателям. Леонид Годник (пельмень-бар «Олень» и бар Optimist) про персонал, рутину и оптимизацию

Советы предпринимателям. Леонид Годник (пельмень-бар «Олень» и бар Optimist) про персонал, рутину и оптимизацию
Такие материалы будут полезны тем, кто занимается предпринимательством или только планирует открыть свое дело.

В «Советах предпринимателям» главный редактор Даунтауна Алексей Болох просит местных бизнесменов поделиться своим опытом. В этом материале соучредитель пельмень-бара «Олень» и бара Optimist Леонид Годник рассказывает, какие главные уроки из ведения своего бизнеса вынес. Бонус: в конце он советует книги.

 


Леонид Годник

С 2002 года финансовый директор в компаниях «Сота» и «Авирон». В 2016 году вместе с дядей Евгением Годником (выступил инвестором) открыл на Комиссаржевской пельмень-бар «Олень». В 2018 году вместе с партнерами Юрием Некрасовым и Никитой Шишловым открыл на той же улице бар Optimist.


Занимайся тем, что тебе близко

Чем больше ты любишь дело, которым занимаешься, тем проще тебе будет достигнуть результата. Когда занимаешься тем, что тебе неинтересно, то время тянется дольше, ты быстрее устаешь, и снижается твоя эффективность. У тебя меньше желания углубляться в процесс, получать новые знания.

 

Будь готов к рутине

Даже в близком тебе и интересном деле есть не очень интересные и рутинные аспекты, которыми тоже нужно будет заниматься. Например, анализ цен, которые дают поставщики, составление финансовых отчетов, составление инструкций, изучение норм и правил, законодательства — это скучно. В такие моменты как раз и понимаешь, что рутина есть везде, каким бы креативным ни был твой бизнес.

 

Создавай команду единомышленников

Собирай близких тебе по духу людей, готовых идти вместе с тобой и любящих свое дело. Бизнес — это, как правило, командная работа, и качество команды очень ценно. Я общаюсь лично практически со всеми сотрудниками и в ходе общения понимаю, насколько тот или другой человек разделяет мои ценности, мои вкусы. Это заметно почти во всем: как сотрудники относятся к клиентам, какую музыку они включают в заведении. Это все очень важно. У нас все переживают за финансовый результат и работают на результат.


Не меняй правила по ходу игры

Всегда выполняй свои обязательства перед сотрудниками. Я сам никогда так не делал, но слышал от многих такие истории: работодатель обещает одну ЗП, а по факту платит меньше. Или назначает бонус за выполнение определенного плана за месяц, а потом, видя что план уже почти выполнен, повышает его в конце месяца, чтобы не платить бонусы. Естественно, все это демотивирует людей.


Не пренебрегай учетом

Только правильный и грамотный учет дает реальную картину о том, как работает бизнес. Если тебе не хватает знаний в этой сфере, то привлекай профессионалов хотя бы на начальном этапе. Поскольку я много лет до открытия своего бизнеса работал финансовым директором, то я как раз делал все сам. Учет дает картину реального финансового результата и различных ключевых финансовых показателей. Например: у тебя в заведении может быть толпа людей и классная атмосфера, и внешне может казаться, что у тебя классно идут дела, но в реальности у тебя очень высокая себестоимость и неэффективно выстроенный бюджет, очень низкая прибыль. Есть люди, которые вообще не очень понимают, чем выручка отличается от чистой прибыли, и, как правило, такие предприниматели заканчивают не очень хорошо.


Оптимизируй и описывай все бизнес-процессы

Создавай чек-листы. Это дает возможность сделать бизнес более эффективным и экономит время обучения новых сотрудников. Допустим, мы варим пельмени. В обед у нас часто полная посадка, и, соответственно, чем больше порций мы успеем сварить в обед — тем больше у нас будет выручка. Скорость отдачи блюд очень важна. Поэтому наша задача максимально упростить работу варщика: морозилка с пельменями должна располагаться недалеко, открываться максимально легко, там должен быть порядок, чтобы он в цейтноте быстро нашел нужный сорт. Таких процессов десятки — чем больше процессов оптимизированы, тем эффективнее все работает. Все должно быть максимально эргономично и удобно.

Мы описываем по максимуму все процессы, чтобы, когда приходил новый сотрудник, он мог прочитать несколько инструкций, и нам не приходилось бы объяснять все «на пальцах» с риском упустить что-то важное.

 

Создавай клиентоориентированную команду

Все твои сотрудники должны понимать, что зарплату им платит не столько собственник, сколько клиент. Я всегда понимал, что в заведении должна быть атмосфера искреннего сервиса. Если человек может нахамить гостю или стоять за стойкой с хмурым лицом, то это не наш человек. Мы просто рады каждому гостю. Если мы косячим — то мы извиняемся и стараемся сгладить ситуацию.

 

Делай как для себя

Давай только качественный продукт. Клиенты это чувствуют и ценят. Очень важно, чтобы гость хотел вернуться. Мы уделяем очень большое значение мониторингу качества. У нас есть целая система. Сейчас, например, мы проводим небольшое анкетирование. Мы постоянно пробуем нашу продукцию, чтобы знать, что у нас все нормально.

 

Полезные книги от Леонида Годника

Я не очень люблю читать бизнес-литературу, и, как правило, все мои попытки читать ее заканчиваются тем, что я бросаю книжку, не дочитав ее до конца. Но есть 2 книги, которые мне понравились.


«45 татуировок менеджера», Максим Батырев

В этой книге описаны 45 правил для руководителя, которые основаны на управленческом опыте автора. Все правила описаны очень простым языком на конкретных примерах из жизни. Мне кажется, эта книга полезна как начинающим руководителям, так и людям с опытом руководства, чтобы лишний раз систематизировать свои знания и взглянуть на себя со стороны.


«Искренний сервис», Максим Недякин


Мне кажется, что эта книга — отличное пособие для тех, кто строит клиентоориентированную команду. Она тоже написана очень простым языком с примерами из жизни. В этой книге автор системно излагает очень близкую мне позицию: для того, чтобы давать качественный сервис, люди не должны предвзято или брезгливо относиться к тому, что им приходится обслуживать людей. Чтобы сервис был качественным, он должен быть искренним. То есть работники должны любить обслуживать клиентов.


Вы тоже предприниматель и хотите поделиться историями и опытом? Напишите нам на boloh@downtown.ru с темой «Советы предпринимателям».

 

Фотографии: Sebastian VoortmanLukas

Поделиться: