Жизнь

«Хотелось бы, чтобы чиновники успокоились»: Интервью с автором перформанса в поддержку Платоновского фестиваля

«Хотелось бы, чтобы чиновники успокоились»: Интервью с автором перформанса в поддержку Платоновского фестиваля
Поговорили с автором перформанса «Предосудительное занятие».

25 августа в Центре социальных инициатив пройдет перформанс в поддержку Платоновского фестиваля. Двенадцать художников станут персонажами перформативной истории «Предосудительное занятие», им предстоит пройти прослушивание в детской театральной студии и понравиться членам комиссии. Редакция Даунтаун поговорила с автором перформанса Соней Киселевой, чтобы узнать, зачем она это делает и какую реакцию ждет.

Соня Киселева, художница, автор перформанса «Предосудительное занятие»

Какое отношение ты имеешь к Платоновскому?

Я не имею прямого отношения к Платоновскому, просто ходила на разные спектакли еще когда он только начинался. Я до 17 лет жила в Воронеже, а потом уехала в Москву. Платоновский развивался дальше, но недавно я начала читать какие-то штуки, что его сравнивают с гей-парадом и хотят закрыть, меня это ввело в ужас и я решила довести ситуацию до еще большего абсурда и сделать перформанс. Вообще я занимаюсь современным искусством, но в основном в Москве.


Какая идея у перформанса?

Она связана с детскими переживаниями перед сценой и желанием понравиться вышестоящим людям, организациям. Это будет напоминать прослушивания в детских театральных школах, студиях, кружках. Ребята, которые сами не актеры, а такие же художники, как и я, примерят на себя роль, в которой оказывались участники Платоновского фестиваля, на которых начали гнать всякие чиновники и так далее.


Описание похоже на пародию
Leading Lady Parts, где актрисы показали, с какими издевательствами им приходится сталкиваться на кастингах. Перформанс и эта короткометражка как-то связаны?

Нет, это не про издевательства, а про внутренние процессы, ощущение себя на сцене. Мы не проходили это сами. Я смотрела фильм про то, как советские подростки после школы поступают в ГИТИС  («Вороне где-то бог...», 1974) и как они там переживают и говорят, что хотят быть только актерами. Это тоже на меня повлияло. А так мы никакого отношения к этому не имеем. У меня много друзей-актеров, но никто из них профессионально не снимается. Ну разве что косплей.

к/ф «Вороне где-то бог...» (1974) 


Кто в нем участвует?

Мои друзья из Воронежа. Ксюша работает мультипликатором в Wizart. Вика учится на режиссёра, рисует, активно занимается правозащитной деятельностью для ЛГБТ. Краспер Руплин учится на архитектора, Peppi Cry на искусствоведа, а Лиля Юникова — актриса. У нас была компания, которая называлась «Нижние говнари» и мы были как одна огромная семья. Этим летом я приехала в Воронеж и поняла, что у меня еще есть друзья и что надо собраться вместе и сделать такую вещь.

 

Постер к перформансу

А почему именно 12 участников? Сразу в голову приходят апостолы.

Да, двенадцать апостолов, двенадцать месяцев… На деле никакого подтекста в этом нет, только для красивой картинки. Просто мне кажется, это количество оптимально для помещения.


Вы раньше устраивали что-то подобное?

Нет, некоторые ребята учились в Школе художников, но, по-моему, они там только выставки делали, ничего перформативно-театрального не было. Это первый опыт, мы волнуемся, что что-то не сложится. Но я думаю, все хорошо будет.


Этот перформанс нужно согласовывать?

Я думаю, что нет. Мы андеграундные художники и не делаем это под лейблом Платоновского, мы просто вдохновились, оттолкнулись от этой ситуации и переработали ее на свое понимание. Я думаю, здесь не должно быть никаких проблем.


В перформансе участвуют художники из Воронежа. Они не боятся последствий для своей карьеры?

Я предложила довольно большому количеству людей. И те, кто начал из-за этого переживать, сразу слились. Остались ребята, с которыми мы на одной волне. Сама я не переживаю из-за этого.


Вам помогают с организацией?

Нам никто не помогает, мы все делаем сами. Помещение у нас довольно проблематично нашлось. Мы некоммерческая организация и нам все хотелось сделать с наименьшими затратами. Сначала собирались в Коммуне, хотели в Доме Актера. Было много вариантов. Еще думали в Парке Патриотов на сцене на открытом воздухе, но это небезопасно. В итоге откликнулись люди из Центра социальных инициатив, сказали, что все классно, ребят, делайте, но мы хотим, чтобы у вас был свободный вход. А мы так и и собирались.

Здание Центра социальных инициатив


Кто-нибудь отказывался, только потому что не хотел проблем с властями?

Дом Актёра отказался только потому, что у нас не было нужной суммы денег. А Коммуна оказалась вообще против таких акций. Хотя у нас все довольно миролюбиво должно пройти.


Что вы ожидаете после перформанса?

Мы надеемся, что Платоновский продолжит свое существование, не только мы этого хотим. Хотелось бы, чтобы чиновники успокоились. Платоновский – это мощный фестиваль, из-за которого вообще многие узнали, что такое Воронеж. У меня много ребят из Москвы, которые участвовали и помогали делать этот парад, сильно удивились таким отзывам и статьям.


Знает ли Бычков?

Нет, мы даже не разговаривали, никто не знаком с ним лично. Некоторые из волонтеров Платоновского нам помогали. Было бы классно, если Бычков придет и скажет свое мнение.


Почему Платоновского может не быть?

Я читала, что он будет, но в другом формате. Однако на самом деле есть угроза его закрытия, из-за того, что это якобы растлевание молодежи и все в таком духе. Я думала, что только в этом году начались такие негативные отзывы, а оказывается, это было и раньше. Год назад был парад с ведьмой и было много комментариев, что это ненормально, это не искусство, что современный театр — это непонятно что, и еще голые актеры… С другой стороны, у любой такой классной и сильной инициативы всегда найдутся злопыхатели, недоброжелатели и так далее. Может быть, это даже нормально.

 

Титульная: pexels.com
Постеры: Соня Киселева
Фотография: Центр социальных инициатив

Юля Цай
15 августа, 12:00

Поделиться: