Жизнь

Александр Завиша: о стрит-арте, музах современности и контракте с ленью

Александр Завиша: о стрит-арте, музах современности и контракте с ленью
Молодой воронежский художник-иллюстратор рассказал Downtown о том, как делаются коммерческие заказы, проявляются симптомы звёздной болезни и уходят коты.

Как ваш стереотип рисует художника? Шарфы-береты-вымазанные штаны? Вот Саша Завиша — вне стереотипов. Независимый художник с огромными глазами, воспитанный и уравновешенный, обаятельный и искренний. Он оформляет ломовыставки и участвует в коммерческих арт-проектах, делает экспозиции в уютных чилаутах и рисует на любых возможных стенах.

— Как правильно тебя называть — художник? Иллюстратор? И в чём разница?
— Ну, если честно, не знаю, наверное, это всё-таки определяют те, кто смотрит на работы. Это то же самое, когда музыканты начинают всевозможными терминами описывать свой стиль. Я считаю, это дело слушателей, зрителей.  Если честно, сам не очень понимаю, в чём разница, иллюстрация у меня ассоциируется с чем-то коммерческим.

— Для тебя стрит-арт — это искусство или провокация? Разница между граффити и стрит-артом есть?
— Мне кажется, стрит-арт вобрал в себя то, что рисовалось на вагонах в метро, и то, что художники рисовали на холстах у себя дома. Мне больше интересен стрит-арт, чем граффити, так как он расширил возможности и методы, которыми можно пользоваться, создавая что-то в пространстве улицы. Для полицейских разницы до сих пор нет.

— Что из направлений тебе ближе всего и почему?
— О! Ну мне много чего нравится, я очень люблю импрессионизм, Моне, Дега, Тулуза  Лотрека, я круче них никого не видел. Ещё мне очень нравятся иллюстраторы годов 60-х,  самый крутой автор комиксов — Билл Уоттерсон, тот, который придумал историю Calvin and Hobbes. Из современных художников для меня самым ярким представителем стрит-арта является Banksy,  он отлично сочетает изобразительность с ярким сюжетом.

— Чем сейчас зарабатывают художники? Если коммерческие заказы, то в каком направлении?
— Все любят рисовать на заказ. Для молодых художников это порой единственная возможность заработать. Я пока не могу похвастаться массой таких заказов, обычно просят нарисовать что-то в квартире или оформить фасад магазина, несколько раз я делал иллюстрации для журналов. Коммерческие заказы — это прямое следствие того, что рисуешь сам и показываешь людям.

— Как поймать вдохновение на коммерческом заказе?
— У меня обычно появляется куча идей после первого общения с заказчиком, не все из которых в результате совпадают с тем, что он хочет увидеть. Это вечно. Но если в результате получается сделать то, что понравится ему и что в твоих собственных глазах не будет выглядеть трэшем, — это здорово.

— Твой любимый художник и любимая его работа?
— Из художников не могу  выделить кого-то одного, одна из любимых работ — «Звёздная ночь» Ван Гога. 

— Существуют ли тенденции в визуальном искусстве?
— Наверное,  как и везде, постоянно появляются новые направления, стили, даже если этому всему не следовать, тенденции  всё равно меняют атмосферу в сфере современного искусства.

«Если из-за каких-то успехов зазнаться, перестанешь быть требовательным к тому, что делаешь, а это уже точно отразится на бумаге или стене»

— Что бы ты, как уличный художник, раскрасил бы в Воронеже?
— Хороший вопрос! В ближайшее время найду такое место! Хотя особых предпочтений в «местах» нет, для каждого рисунка хороша своя стена.

— Не боишься «словить звезды»? Можно по работам судить о звёздной болезни у художника?
— Ха-ха! В первом вопросе есть скрытая угроза! Главное — очень хорошо делать то, что тебе нравится. Конечно, если из-за каких-то успехов зазнаться, перестанешь быть требовательным к тому, что делаешь, а это уже точно отразится на бумаге или стене.

— Как ты относишься к критике? Сталкивался ли с остро отрицательной, и как реагировал на неё?
— Сколько людей, столько и мнений, кому-то нравится, что ты делаешь, кому-то нет. И всегда есть те, кто даёт отрицательную оценку. Было бы странно,  если бы так не было. Все любят, когда их хвалят, но постоянная похвала в результате может заставить поверить, что всё и так круто, не стоит больше напрягаться. Критика всегда держит в тонусе, если она здравая. Адекватная критика — двигатель прогресса!

— Идеальное место для творчества? Что из необходимых вещей вокруг должно быть (не технические необходимости, а твои тотемы — например, любимый кот или трек в колонках)?
— Ну, музыка незаменима, когда что-то рисую, а так каких-то вещей, без которых невозможно сесть рисовать, у меня нет. Был кот, но он предпочёл уйти. 

Приспичить порисовать может где угодно!

Предыдущее
Следующее
1 фото из 10

— Самое необычное место или поверхность, где приходилось рисовать?
— Пока самое необычное — это стены, они всегда необычны.

— Почему ты не рисуешь околорусские сюжеты? На тему чего у тебя любимые работы?
— Мне вообще не хочется рисовать околорусские или околоамериканские сюжеты, хотя то, на что ты смотришь, или то, что слушаешь, наверное, влияет на то, что получается в результате. 

— Есть ли у тебя муза, или это история не про современных художников? На смену музе пришёл протест?
— Ну если муза — это то, что тебя вдохновляет, то у меня их много. Всё зависит от того, как относишься к тому, что происходит вокруг, если не зацикливаться на себе и своих проблемах, то можно найти массу вдохновляющих вещей! Протест — это же одна из форм вдохновения!

— Что носишь с собой в карманах на случай, если вдруг приспичит рисовать?
— Постоянно ношу с собой скетчбук, альбом, в котором постоянно что-то рисую, и кучу цветных маркеров.

— Ну и... грандиозные творческие планы на 2012?
— У меня в том году закончился контракт с ленью, поэтому буду рисовать больше!

Фото © Екатерина Токарева

3249
Людмила Короткова
25 февраля, 13:32

Поделиться: