Жизнь

Рецензия: «Мартовские иды» — найди победившего

Рецензия: «Мартовские иды» — найди победившего
Смелый фильм от великолепного Джорджа Клуни — зачем и о чём?

— Стивен, ты еще не женат?
— Женат, на вашей предвыборной кампании.

Так уж повелось, что я, возможно, и не берущая на себя почетное звание кино-знатока, но всё же неоспоримый киноман, не могла пропустить очередную сочную премьеру, о которой ниже пойдёт речь. Благо, зима 2011-2012 богата на качественные релизы, и, что важно, не сорит ими направо и налево, а выдает действительно стоящие и цепляющие ленты. Итак, сделав короткую ночную передышку после просмотра Фестиваля короткометражек Future Shots Зима 2011, я недолго думая да и, собственно, не выбирая (ибо альтернатив заведению, мною посещённому, не предвиделось — близлежащие кинотеатры деликатно проигнорировали ленту), свежая, и, вероятно, отдохнувшая, отправилась в «Юность» на просмотр загадочного фильма под названием «Мартовские иды». Предугадываю вопрос «Почему же он загадочный?» и спешу на него ответить. Я рассуждала так. Глубокоуважаемая киноиндустрия картины о политике снимала и снимать будет, так в чём же соль конкретно взятой? На этот вопрос я отвечала себе во время просмотра. 

Начну с того, что я довольно скептически отношусь к тенденции «играл много, начну и кино снимать», которая интерпретируется в каждом отдельном случае по-своему. И не то чтобы мне не понравилась та же лента Мадонны «МЫ. Верим в любовь», просмотренная не так давно, — скорее, наоборот, ощущения остались приятные. Да и Клуни в качестве режиссёра выступает в фильме не как новичок. Но, так или иначе, идти в кино на премьеру, заведомо зная, что передо мной предстанет творение переквалифицировавшегося актера, или, обобщим, деятеля чуть иной сферы, без ожидания некоего подвоха я не могу. Но, как говорится, не стоит наперёд батьки в пекло, товарищи.

Не скрою, что первые полчаса я недоумённо вздыхала, хотя начало скучным не было, отнюдь: вот она, классика политического триллера! Скорее, я не могла выйти из тупика: «А что же, интересно, дало фильму право претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий»? (не «Лучший фильм», конечно, но позвольте!)». Впечатление создавалось сродни следующему: средненькое кино с мелодраматическими смазливенькими вставками, тягу-у-учее такое, всё готовящее зрителя к моменту, когда начнется тот самый полюбившийся «экшн», от которого уже, простите, подташнивает (ах, эти хитросплетения, достойные похвал). Мои сомнения начали рассеиваться, предполагаю, минуте на сороковой.

Итак, тема фильма не нова — в центре внимания избирательная кампания, проводившаяся во время первичных выборов кандидата на пост президента США, и закручивающийся конфликт между губернатором, претендующим на пост президента и его помощником, молодым обаятельным идеалистом Стивеном Мейерсом (в исполнении Райана Гослинга), которому становятся известны скандальные подробности из не столь далёкого прошлого своего политического (и не только) кумира. В течение чуть более полутора часов мы разбираемся в тонкостях человеческой психологии и трансформации людских идеалов под влиянием грязненькой политической среды. Кто же кого подставит на этот раз и чем на следующий прикроется? Губернатор Моррис, не намного обходящий своего конкурента по количеству голосов, первую половину фильма слишком безупречен (даже на неискушенный взгляд), чтобы во второй половине сор изо всех уголков избы не полез наружу. Мейерс на протяжении всей картины то с неистовым рвением отстаивает свои непоколебимые принципы, то через несколько экранных минут идёт на встречу с конкурентами, то помогает своей любовнице выпутаться из грязной политической интрижки. И вот он: образ успешного молодого мужчины современности, да только в тихом омуте... сами знаете.

В течение чуть более полутора часов мы разбираемся в тонкостях человеческой психологии и трансформации людских идеалов под влиянием грязненькой политической среды.

И, вроде бы, всё в ленте настроено на «массовость» в сознании зрителя: и звёздный актёрский состав (да-да, я ещё намерена упомянуть его отдельным абзацем), и, что греха таить, весьма и весьма ощутимый, а местами потрясающе непробиваемый налёт современного голливудского кинематографа, и «галантное» чередование серьёзной тематики с любовной интригой, но. В картине есть изюминка. И в этот момент я отложу свои скептические мотивы куда-нибудь на верхнюю полку. Я аплодирую Клуни стоя — год под знаком смены власти по всему миру приходит на смену «Году революций», а он снимает смелое, именно смелое кино, в котором не боится показать изнанку гладкой агитповерхности. Показать для кого? Вопрос другой, и он останется открытым долго, главное, чтобы ответ в итоге был получен и удовлетворял. Слова произносятся, люди сменяются другими людьми, и стоит ли за словами дело? А честность — на совести каждого.

Меня безмерно порадовал финал картины — тут уж чего не ждала так не ждала, хотя и тут за рамки Клуни не вышел, всё чистенько-опрятненько, в соответствии с купленными билетами. Но не буду о сюжете больше, фильм достоин полноценного просмотра.

Ах да, выполняю обещание — актёрский состав. Отдельное моё внимание, умиление и моральное удовлетворение, ибо «Мартовские иды» — находка для любителей абсолютно разного кино, пусть и мейнстримового, мы ему простим. Нуаром здесь, конечно, не веет, зато глаз радуется. Начиная с Филипа Сеймура Хоффмана, которого я «облюбовала» после непререкаемой для меня картины «Сомнение» (перевоплощение из священника в политического громилу на пять с плюсом), продолжая красавчиком из «Социальной Сети» Максом Мингеллой и не заканчивая. А если всё же и заканчивая, то Полом Джаматти (не смотрели «Нокдаун» и «Иллюзионист» — это останется на вашей совести). Ну, а Клуни — на то он и Клуни, уж простите.

Вывод: накануне выборов идём в «Юность» смотреть фильм о выборах. А вы?

Ксения Ильина
28 февраля, 18:00

Поделиться: