Жизнь

Из Воронежа с любовью: Матрёшки Елены Матвеевой

Из Воронежа с любовью: Матрёшки Елены Матвеевой
А вы знаете, что прототипом родной русской матрёшки стал концептуальный японский мудрец?

Как вы отвечаете на вопрос: «Чем знаменит ваш город»? Котёнок с улицы Лизюкова? Создание первого военно-морского флота? Если вы пока не определились с ответом, я подскажу вам неплохой вариант.

Вы что-нибудь слышали о воронежской матрёшке? Забавная, яйцеобразной формы, наша матрёшка существует уже более 40 лет. Ее создательницу зовут Елена Геннадиевна Матвеева, и она любезно согласилась раскрыть нам секреты своего искусства. Елена Геннадиевна окончила курсы народного декоративно-прикладного искусства в мастерской заслуженного художника РФ Пономарёва П.Д. За создание воронежской матрёшки награждена бронзовой медалью ВДНХ. Принимала участие в различных выставках, среди которых — Международная выставка игрушки в Швейцарии (1975 г.), Конкурс ООН «Моя Россия... Мой мир» (победитель конкурса, 1996 г.) и многие другие.

«Мастерская Елены Геннадиевны располагается в её квартире, прямо на кухне».

Считается, что русская  матрёшка родилась в конце 19 века в Москве в мастерской, которая принадлежала Анатолию Мамонтову. Однажды ему с выставки японского традиционного искусства, которая проходила в Петербурге, привезли в подарок фигурку мудреца Фукурумы. У мудреца была вытянутая голова от множества дум. А внутри него пряталось еще несколько фигур. Кукла настолько всем понравилась, что сразу же решили создать свой образ. В мастерской работал художник Малютин, которому показали эту фигурку. Он и сделал эскиз первой куклы — это была девочка, одетая в сарафан, с чёрным петухом на руке. Куклу назвали Матрёной — тогда это было очень популярное имя. Оттуда и пошло название «матрёшка». Она сразу приобрела популярность, и в каждом регионе стали делать свои фигурки с чертами, присущими той или иной территории. Так появились матрёшки семёновских, тверских, полхов-майдановских и других регионов.

Наша же воронежская матрёшка имеет форму яйца. Интересно, что Елена Геннадиевна совершенно случайно увидела бракованную деревянную заготовку — слишком округлую и с торчащим сучком. У художницы сразу появилась идея одеть эту деревяшку в народный костюм, а сучок изобразить как прядку непослушных волос, выпадающих из-под платка. С тех пор эта форма очень полюбилась художнице, и она вместе со своим мужем-токарем занялась изготовлением матрёшек. Мастерская Елены Геннадиевны располагается в её квартире, прямо на кухне. В ход идут акварельные краски, гуашь, лак.

Эти матрёшки — настоящее достояние культуры Воронежа. Все детали костюма куклы расписаны строго по правилам народного костюма Воронежской губернии. Каждый завиток, каждый узор имеет свой смысл. По наряду можно судить об имущественном положении, социальном статусе, профессии, возрасте. На голове матрёшки — большой ситцевый красный платок с яркими цветами. Такие платки в позапрошлом веке производили на мануфактурах фабриканта Баранова, они были доступны по цене и пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понёва (юбка — прим. авт.) матрёшки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозём и земельные наделы.  Ромб — это символ солнца. У Елены Геннадиевны за 40 лет не появлялось даже двух одинаковых матрёшек. Различные элементы костюма, обилие цветов и тонов — всё это бесконечное поле для творчества, но при этом абсолютно каждая матрёшка сделана по всем правилам костюма Воронежской губернии.

Елена Матвеева, создатель воронежской матрешки: 
— В этом костюме было прописано гораздо больше, чем в нашем паспорте, потому что каждый орнамент нам о чём-нибудь рассказывает.

За время работы Елена Геннадиевна создавала целые композиции из матрёшек. Например «Свадьба», которая вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия... Мой мир», организованном ООН. Сваха носит яркий павлово-посадский платок. На груди — монисто из бисера. В свахе кроется жених. Он в свадебной рубахе с поясом, имеющим защитное, обереговое значение. В женихе — невеста. Она в фате, в которой предстоит идти в церковь. В невесте — отец, благословляющий её на брак. В отце — мать жениха с хлебом-солью и надписью на полотенце «Совет да любовь». Затем идет дружка — товарищ жениха с гармонью. Последняя матрёшка — совсем крошечная подружка невесты. Всего семь матрешек, олицетворяющих семь ключевых фигур на свадьбе.


Матрёшки Матвеевой находятся в краеведческом музее Воронежа, в музее старины Воронежского государственного университета и в частных коллекциях России и зарубежья. Они живут по всему миру, есть даже в Африке и в Австралии. Среди заказчиков — и администрация Воронежской области, и французские коллекционеры. С особой теплотой Елена Геннадиевна рассказывает об Александре Васильеве — историке моды, для которого она делала матрёшку буквально по его образу и подобию. Щенячий восторг Васильева, когда он увидел куклу, словами передать невозможно.

В настоящее время Елена Геннадиевна матрёшек практически не мастерит. И возраст, по её словам, не тот, и муж, Владислав Матвеев, который  вытачивал уникальную форму матрёшки на токарном станке, сейчас очень болен. Но у Елены Геннадиевны есть ученики, и её дело не пропадёт. Конечно, это уже не будут точные копии полюбившихся всем матрёшек. Каждый мастер вносит всегда что-то своё, но самое главное, навсегда привитое Матвеевой,  —  любовь к своему краю, к своей родине, которая всегда будет присутствовать в её работах и работах её учеников.

Фото © Екатерина Токарева

11074

Поделиться: