Жизнь

«Комиксы не только для детей». Как Александр Шабанов открывал комикс-шоп «Деликатесы»

«Комиксы не только для детей». Как Александр Шабанов открывал комикс-шоп «Деликатесы»
Это «Деликатесы». Магазин комиксов из Воронежа, который работает 5 лет.

Александр Шабанов 3 года продавал телефоны, а в 2013 году открыл первый магазин комиксов в Воронеже, который работает уже 5 лет. Даунтаун совместно с медиа для городских предпринимателей «Мастера России» рассказывает о том, как построить свой бизнес на «книжках с картинками». В конце Александр дает советы предпринимателям, которые хотят открыть свой магазин.

Александр Шабанов
Владелец магазина комиксов «Деликатесы»

От идеи до первого покупателя прошли 3 недели

Прежде чем открыть магазин, Александр три года работал продавцом в MediaMarkt. Но в один момент они с женой решили, что круто было бы сделать что-то свое. Александр увлекался гик-культурой, поэтому идея открыть магазин комиксов пришла сама собой, тем более в Воронеже ниша была полностью свободна. Комиксы продавались в сетевых книжных, но ассортимент там был маленький, а книжки — в плохом состоянии. Никаких исследований или даже опросов среди друзей Александр не проводил. Ему показалось, что идея хорошая, жена его поддержала, и они решили рискнуть.

Александр: «Мы быстро открыли магазин. Нашли помещение, оформили документы, договорились с поставщиками, купили мебель и уже через 3 недели провели официальное открытие».

Всего на открытие потратили 250 тысяч: 70 тысяч ушло на комиксы, 60 тысяч на аренду за 2 месяца, остальное на мебель, технику и зарплату продавцу. В помещении был хороший ремонт, поэтому на него не пришлось тратить деньги. Александр говорит, что в 2019 году у него ушло бы не меньше 2 миллионов: комиксов много, а с маленьким ассортиментом не имеет смысла открываться — конкуренция слишком сильная. Для открытия использовали собственные и семейные накопления.

Александр: «Первый год мы выходили в ноль: денег хватало, чтобы отдать зарплату продавцу, рассчитаться за аренду и заказать новые комиксы. Себе ничего не оставалось, поэтому я продолжал работать в MediaMarkt и один-два дня в неделю — у себя в магазине. Через год я уволился из MediaMarkt и с того времени занимаюсь только бизнесом».

Название «Деликатесы» Александру и его жене пришло сразу, потому что тогда комиксы были редкостью. Им хотелось оригинальное название, которое не было бы привязано к гик-культуре.

Александр: «Из-за названия у нас возникают забавные ситуации. Перед Новым годом нам чуть ли не каждый день звонили: «У вас раки есть?». «У нас магазин комиксов». «Что, каких комиксов?». Людей не останавливает даже то, что когда мы берем трубку, говорим: «Магазин комиксов «Деликатесы», здравствуйте». Раньше еще заходили бабушки с вопросом: «А где колбасы?».



Изначально первое помещение в 30 квадратных метров было слишком большое и дорогое для такого объема комиксов, поэтому спустя 5 месяце стали искать новое. В нескольких остановках от центральной площади нашли подвал площадью 15 квадратных метров. На нем и решили остановиться. В этом подвале магазин «Деликатесы» работает до сих пор. Комиксов за 5 лет стало больше, и площади уже не хватает, но переезжать супруги не собираются. Даже поместили в подвале диван, чтобы посетителям было комфортно знакомиться с ассортиментом.


Атрибутика помогает зарабатывать

Всего в команде 3 человека — 2 продавца и сам владелец, который один раз в неделю работает в магазине. Александр знакомится с покупателями и собирает у них обратную связь о комиксах и работе продавцов. Именно так Александр узнал, что его первый продавец, проработавший 2 года, иногда грубил покупателям. И теперь Александр сожалеет, что не набрал профессиональную команду с самого начала.

Александр: «Мы стараемся создать дружелюбную атмосферу, чтобы человек чувствовал себя комфортно: общаемся с покупателями, спрашиваем об их предпочтениях, советуем книги. К нам часто приходят постоянные покупатели не за покупками, а просто поговорить. В создании комьюнити вокруг себя и есть прелесть небольших узкоспециализированных магазинов».

В 2013 году мало издательств выпускали комиксы: большая часть ассортимента была от «Комильфо», которые делали  синглы (серийные комиксы в мягких обложках — прим. ред.) по «Времени приключений», и от «Азбуки». За 5 лет ассортимент комиксов значительно вырос: издательств стало больше и выпускать продукцию стали чаще. Только комиксами Marvel в России занимается около 10 издательств. Количество новинок отразилось и на поставах: в первый год работы привозили книги раз в 2 недели, а сейчас 2 раза в неделю, то есть в 4 раза больше. У магазина 3 разных поставщика, основной из которых — «Апельсин». Поставлять реже не получается: последние пару лет в неделю выходит от 10 до 30 новых наименований. Если не заказывать их вовремя, можно потерять покупателей. Перед новым годом, в 2018, Александр взял кредит на расширение ассортимента.

Александр: «Перед новым годом я вложил довольно крупную сумму денег в комиксы. Раньше человек приходил за определенным комиксом, а у нас его не было, поэтому он уходил искать его в другом месте. Сейчас такое случается редко — у нас представлено практически все».

С дистрибьютором «Апельсин» магазин работает по постоплате: в понедельник книги приходят, а в четверг Александр вносит за них оплату. Под реализацию берут только открытки и зины у воронежских авторов. В среднем в неделю комиксов приходит на 50-60 тысяч, во время праздников, например, перед Новым годом, каждая поставка обходится в 100 тысяч.

Александр: «Крупные магазины работают напрямую с издательствами, а для маленьких это невыгодно — доставка стоит дорого. Напрямую мы работаем только с «Параллель Комикс», потому что они не сотрудничают с дистрибьюторами».



Ассортимент за годы изменился. Если раньше 95% комиксов были про супергероев, то в последние несколько лет сильно вырос сегмент альтернативных комиксов и началась вторая волна манги: под нее в магазине выделен стеллаж, который пользуется спросом.

Александр: «Намного больше стало детских комиксов. В первые годы была проблема, что взрослые приходили за комиксами своим детям, а на полках стояли только книги 16+. Сейчас у нас целый стеллаж детских и подростковых книг. Получается, что комиксы в России изначально не для детей».

Еще одна тенденция последних лет — комиксы выпускают издательства, которые в первую очередь ориентированы на «книжки без картинок»: например, «Манн, Иванов и Фербер», специализирующиеся на деловой литературе, детское издательство «Самокат» и крупный игрок рынка «Эксмо».

Александр: «Самые продаваемые комиксы за 5 лет: сингл ко дню Бэтмена «Бэтмен. Лики смерти», «Дэдпул уничтожает вселенную Марвел» и «Росомаха. Старик Логан».

Помимо комиксов в магазине продают фигурки Funko, постеры, брелоки, значки, наклейки, 3D-картины, настольные игры по комикс-тематике.

Александр: «По продажам у нас 90 % комиксы, 10% атрибутика. Но она очень сильно помогает, потому что наценка на атрибутику в разы выше, чем на комиксы».


Продающие посты отпугивают покупателей

В группе во «ВКонтакте» у «Деликатесов» больше 5 тысяч подписчиков. Александр гордится тем, что это живая аудитория, ненакрученная.

Александр: «Последние полгода постоянно запускаем таргетированную рекламу с постами о комиксах. Она реально работает: люди добавляются и приходят за покупками. Плюс помогают конкурсы репостов с постоянными партнерами, например, с кинотеатром».


 

Рост подписчиков напрямую влияет на продажи: после массового конкурса стабильно приходит много людей. Соцсети ведут сами продавцы, которые в последний год серьезно пересмотрели контент-план.

Александр: «Раньше мы постили только продающие посты: не было развлекательного и новостного контента. Когда к нам приезжали новинки, мы писали о каждой, даже если их было 30 штук. Это бред. Сейчас сколько бы новинок не приехало, хоть 100, делаем максимум 5 продажных постов в неделю. Мы ввели несколько новых рубрик, которые люди тепло приняли. Выпускаем плейлисты с музыкой, которой вдохновлялся художник или сценарист при создании комикса. Ведем рубрику Spotlight, где делаем посты с артами художников из разных стран. Также пишем рецензии на комиксы».

Еще одна постоянная рубрика в группе магазина названа по хэштегу «спаситенашдиван». Когда приезжают новинки, их выкладывают на диване и фотографируют или делают прямой эфир. Этот хэштег родился после одной из очень больших поставок, когда диван был завален книжками. Среди покупателей хэштег прижился. Александр говорит, что у них часто спрашивают: «Спасите наш диван» сегодня будет?». После дивана новинки перекладывают на специальный столик, чтобы покупателям было легче их найти.

В ближайшем будущем Александр собирается открыть интернет-магазин под брендом «Деликатесы» — его создание уже запущено. Сначала они будут продавать ассортимент, который есть, а потом планируют расширяться. А в далеком будущем хотят открыть второй магазин в Воронеже или в другом ближнем городе.


Советы от Александра Шабанова

  1. Наберите профессиональную команду продавцов. Они лицо вашего магазина.

  2. Выберете помещение с лаконичным и хорошим ремонтом. Это поможет сэкономить деньги при открытии.

  3. В социальных сетях магазина не должны быть только продающие посты. Добавляйте развлекательный контент.

  4. Заказывайте все новинки и пополняйте ассортимент, чтобы читатель не ушел от вас в другой магазин.

 

Фотографии: Алексей Солодов

1551
Даша Козлукова
27 февраля, 14:32

Поделиться: