Жизнь

Несколько часов в пещере. Стокгольмский метрополитен

Несколько часов в пещере. Стокгольмский метрополитен
Что можно посмотреть в Стокгольме, если представился случай провести в нём пару дней? Можно просто гулять по красивым улицам или попробовать обойти бесчисленное количество музеев, можно предаться достаточно дорогому шоппингу или отвести душу, скупая дизайнерские обои и аксессуары для дома задаром, а можно спуститься под землю и навсегда потерять голову от Стокгольмского метрополитена.

До визита в Швецию я размышляла примерно так: достаточно взять четырёх разных шведов из соседних домов, и получится музыкальная группа, известная на весь мир, шведский дизайн — двигатель китайской промышленности, то есть всё на свете придумывают шведы, а потом это производят китайцы, и ещё скандинавы любят довольно странных литературных персонажей. Это всё, конечно, домыслы. Единственное, что я знала наверняка: в Стокгольме, кроме Карлсона на крыше, есть невероятной красоты метрополитен.

Знакомство с системой линий метрополитена Stockholms tunnelbana следует начать с покупки проездного билета. В Стокгольме действует привычная для европейца и непривычная для русского человека система оплаты проезда по зонам. Весь город разделён на три зоны — A, B, C — и, конечно же, можно сэкономить пару десятков крон, если разобраться в транспортных маршрутах. Но когда время ограничено, а желания вникать нет, лучше всего купить однодневный проездной билет на все виды транспорта. Билет позволяет пользоваться метрополитеном, трамваями, автобусами (кроме тех, которые идут в аэропорт), электричками и даже катерами, следующими из Frihamnsterminalen в Lidingo/Larsberg, Nacka Strand, Finnboda, Allmanna Gradu и Nybroplan. Проездной — это красивая голубая бесконтактная пластиковая карточка, баланс которой можно пополнять в специальных автоматах на остановках, станциях метро, вокзалах и SL-центрах. Стоимость самой карточки — 25 SEK и плюс 24 часа проезда за 115 SEK, это около 14 евро.

Надо сказать, что мы здесь, в России привыкли к большому, бескрайнему, необъятному и просторному. В Европе от этого быстро отвыкаешь. И вот уже метрополитен, состоящий из трёх веток и 100 станций, кажется большим, и голова кружится от мысли, как сейчас надо будет ездить по этой громадине. Поэтому, вооружившись Интернетом, я выбрала шесть самых интересных и самобытных станций. Уже потом оказалось, что это оптимальное количество для одного погружения, потому что на шесть станций ушло почти пять часов времени.

Сердце метрополитена, станция T-Centralen

Удобнее всего начинать путешествие со станции T-Centralen. Она находится под универмагом Åhléns, а ещё в вестибюль можно попасть из центрального железнодорожного вокзала. Навигация одинаково удобная и на вокзалах, и в метрополитене, сложность может быть только с названиями, потому что шведский язык в какой-то степени бессмысленный и беспощадный. Станция T-Centralen — единственная, где сходятся все три ветки метрополитена, этим она, собственно, и интересна. Здесь пока ещё нет дикой красоты, но зато уже можно запутаться. Дело в том, что, во-первых, T-Centralen состоит из двух станций, а, во-вторых, одна из этих станций двухуровневая. Если вы переходите на T-Centralen с центрального железнодорожного вокзала, то попадаете на первую станцию на верхний уровень. Отсюда можно уехать на север Зелёной линии и юг Красной линии, уровнем ниже идут поезда на юг Зелёной линии и север Красной линии. Это сделано для кросс-платформенных переходов между поездами, идущими в противоположных направлениях. Вторая станция T-Centralen находится в незначительном отдалении, чтобы на неё попасть, надо миновать два траволатора и эскалатор, она сильно отличается по стилю от первой. Мне, можно сказать, «не повезло», потолок был на ремонте, и вся красота оказалась скрытой под какими-то хитрыми — видимо, реставрационными — сетками. Из этого вестибюля идут поезда Синей ветки. T-Centralen — самый оживлённый узел метрополитена, и хотя в Стокгольме всего 800 000 жителей, здесь ежедневно бывает около 200 000 человек. Даже в день моего путешествия, в воскресенье, было очень многолюдно. Итак, мы садимся на поезд Красной ветки, который везёт нас на север в сторону Mörby Centrum, к станции Stadion.

Красная ветка. Станция Stadion

Как только двери электрички закрываются, приходит удивление от осознания полной тишины и неподвижности вагона. Ничего не свистит, не слышно ускорения поезда, колеса не стучат. Вагоны пустые больше чем на половину, хотя только что на перроне было очень много людей. Станция получила своё название, потому что находится недалеко от Олимпийского стадиона, но, вопреки ожиданиям, тут нет атлетов и статуй с веслом. Когда мы вышли из поезда, то первые 5 минут поражались даже не красоте вестибюля, а полному отсутствию людей. После московского и петербургского метро сложно поверить, что на станции может быть пусто, что нет не только людей, но даже работников метрополитена, полиции и уж тем более узбеков, торгующих регистрациями. Ну а потом из недр сознания поднимаются слова: «Московский метрополитен — самый красивый метрополитен в мире». Нигде эти слова не звучат так глупо, как тут, на глубине 25 метров, в толще гранитной скалы, под голубым небом и ослепительной радугой. Стоишь и не веришь своим глазам, как можно в глухой породе создать такую атмосферу простора, чистого неба и солнечного света. И это при условии, что станции освещены достаточно аскетично, нет такой роскоши огней и хрустальных люстр, как в Москве. На самом деле это просто удивительно. Художественным оформлением станции занимались Åke Pallarp, Enno Hallek и Lars Erik Falk, им удалось невероятное, они оживили скалу.

Красная ветка. Станция Tekniska högskolan

Станция находится в районе, где располагается Королевский Технологический институт — главный научный институт Швеции, видимо, при дизайне станции это учитывалось напрямую. Я выбрала её, потому что прочитала накануне, что Tekniska högskolan вместе со станцией Stadion получила приз Шведской ассоциации архитекторов (Kasper Salinpriset) в 1973 году. Захотелось посмотреть, что считали прекрасным в 73-ем году. Тема оформления — выдающиеся учёные, законы природы и элементы, лично мне всё это напомнило атмосферу иллюстраций советских художников к научной фантастике — в частности, к романам Рея Бредбери. У этого вестибюля сложнопередаваемый шарм ретрофутуризма. Ощущение неприкосновенности времени особенно поддерживалось почти полным отсутствием людей. Именно на этой станции я обратила внимание, что на платформах принято указывать направление на север и юг, на каждой станции есть напольные компасы.

Красная ветка. Станция Universitetet

Это чёрная дыра, поглотитель времени. В оформлении использовано огромное количество рисунков и декоративных деталей. Хочется посмотреть и рассмотреть как можно больше, как следствие — выбились из графика катастрофически. Станция находится рядом со Стокгольмским университетом. Оформление посвящено Карлу Линнею, шведскому учёному-естествоиспытателю, о котором я удивительным образом откуда-то знаю. А ещё дизайнера вдохновляла Декларация ООН по правам человека, которая очень художественно перенесена на керамическую плитку и практически неузнаваема — по крайней мере, я бы не догадалась, если бы не знала сразу, что это она. Автор всего этого чуда — Françoise Schein.

Зелёная ветка. Станция Thorildsplan

Зелёная ветка появилась прежде всех, и с самого начала по ней ходил подземный трамвай, но к 1950 году её модифицировали и пустили по ней электрички. Собственно, с неё и началось Стокгольмское метро. Поэтому на ней почти все станции наземные. Из всех станций этой ветки я выбрала только одну, но зато какую! Сам по себе надземный вестибюль очень небольшой, но счастья он приносит, как тонна мороженого :) Восьмибитные компьютерные игры — что может быть прекраснее?! Тут и Pac-Man, и Mario, и Space Invaders, всё самое любимое и дорогое. Дизайнер — Huck Hultgren.

Синяя ветка. Станция Sundbybergs centrum

Очень мрачная и монументальная станция. Про неё хочется сказать: «Готичненько». Выбор пал на неё как на станцию, открытую ровно через 19 дней после моего рождения. Район, в котором она расположена, долгое время был рабочим, жил в нём крепкий пролетариат — видимо, дизайнеры Lars Kleen, Michael Söderlundh и Peter Tillberg думали о серьёзных ребятах. В переходе между платформами висит самый настоящий каркас лодки, а в потолке были замечены какие-то болты — наверное, это секретные крепления бетонного напыления на породе.

Синяя ветка. Станция Tensta

Последняя посещённая и самая дальняя станция Tensta стала достойным завершением моей импровизированной экскурсии. Я совсем не ожидала увидеть такое на отдалённой станции, просто хотелось посмотреть, как оформлен вестибюль в районе, где живут в основном иммигранты. Своды пещеры расписаны цитатами на разных языках, я даже нашла цитату Маяковского на шведском: «Men som jag ser det ska samhället vara ett ställe där det inte finns några byråkrater men massor med plats för sång och poesi». К сожалению, шведский язык — не моя стихия, гуглопереводчик говорит, что это фраза про общество, в котором нет места чиновникам, но зато много места для песен и поэзии. В общем, сложилось впечатление, что станция символизирует собой дружбу народов и всеобщее единение. За время пребывания была замечена одна тётенька европейского вида и бесчисленное количество арабов и индусов, но наркотиками не торговали, садились организованно в вагончики и уезжали в сторону центра по делам.

Когда осматривать станции уже не было сил, а уходить всё ещё не хотелось, я сидела и смотрела, как ходят поезда. Оказалось, зачастую электрички водят довольно молодые девушки неформального вида, и каждый раз машинист выходит и смотрит на платформу, перед тем, как закрыть двери в вагонах — просто на перронах нет зеркал заднего вида.

Напоследок хочется сказать, что если вы потратите несколько часов на Стокгольмский метрополитен, а не на музей корабля Вассы или осмотр центральной ратуши, то совсем не пожалеете, его лучше один раз увидеть, чем сто раз про него прочитать.

Рассказывайте о своих путешествиях!

Фото © Юля Ватная

3619
Юля Ватная
7 апреля, 07:01

Поделиться: