Жизнь

«Дирижер» Павла Лунгина: номер с видом на Голгофу.

«Дирижер» Павла Лунгина: номер с видом на Голгофу.
Автор «Такси-Блюз» и «Острова» снял на редкость обывательское кино.

Скептически настроенная пресса нередко называет Павла Лунгина «официальным режиссером Русской Православной Церкви» - тем любопытнее, что его новая работа вроде бы совсем не о религии, впрочем, это только на первый взгляд.

Сюжет фильма вертится вокруг гениального дирижера Петрова, немногословного и болезненно честного мизантропа. Накануне гастролей в Иерусалиме ему приходит факс о смерти его сына, в прошлом гедониста и прожигателя отцовских гонораров. Случайно или нет, но последним земным пристанищем петровского отрока оказывается именно Святая Земля, так что израильская оказия приходится Петрову весьма кстати.

Музыка — а в фильме была использована оратория митрополита Иллариона «Страсти по Матфею» - кажется в «Дирижере» чуть ли не более важным элементом, чем, собственно, сюжет, она звучит практически везде, ее размеренное движение добавляет действию пластичности и какой-то особенной мягкости. Однако по мере просмотра фильма постепенно становится ясно, что ее основная функция — это закрыть прорехи сценария, который довольно скоро скатывается в заурядную драму. Поначалу казавшийся непоколебимым Петров не держит удара, и его по-фаустовски пронзительная угрюмость то и дело сменяется безоружным детским лепетом, а адекватность навязываемой зрителю трактовки происходящего кажется все менее и менее очевидной. Если в идеале фильм задумывался, как иллюстрация того метафизического восхождения на Голгофу, что переживает каждый, кто вынужден страдать, немногие зрители доберутся до ее вершины вместе с главным героем, только самые впечатлительные, остальные предпочтут наблюдать за происходящим из гостиничного номера.

В нескольких своих недавних интервью Лунгин последовательно заявлял о том ужасе, что творится в российском киномейнстриме, и с ним не поспоришь: под фильмы вроде «На игре» или «Тот самый Карлосон» и поп-корн в горло не полезет. С этой позиции его «Дирижер» - фильм очень важный и несущий миссионерскую функцию, а именно: транслирующий в массовое кино добро, свет и любовь, однако что делать с ощущением, что под видом глубоко духовной ленты вам подсунули сжатый до полуторачасового формата сериал?

Andrey Pereslavcev
4 апреля, 22:18

Поделиться: