И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намСцена, свет софитов, аплодисменты, букеты цветов, возгласы «Браво!»... Downtown.ru решил проверить, так ли заманчива и перспективна эта профессия в нашем городе. О тонкостях работы на театральной сцене мы поговорили с Надеждой Азоркиной — молодой актрисой Театра Юного Зрителя.
Чтобы получить высшее актёрское образование, вам необходимо отучиться 4 года в Воронежской Государственной Академии Искусств на театральном факультете. Учебная программа очень насыщенная: предметы по истории театра, истории литературы, иностранные языки, мастерство актёра, вокал и многое другое.
Н.А.: Я закончила ВГАИ 4 года назад. Мой курс вёл Алексей Константинович Дундуков. На театральном факультете у каждого курса есть свой мастер, который и ведёт студентов все 4 года. Кстати, такая продолжительность обучения заведена во всех театральных институтах, например, в Щукинском училище или в ГИТИСе тоже учатся всего 4 года.
Перспективы работы для студентов, окончивших театральный факультет ВГАИ:
Н.А. Лично я для себя ничего кроме театра не рассматривала. Но есть и такие люди, которые принципиально не хотят играть на сцене, потому что это низкооплачиваемая работа. Они уезжают в Москву, Санкт-Петербург, чтобы попытать счастья в кинокарьере. Бывает и так, что, отучившись 4 года, девушка понимает: работа актрисой — это не её. В таком случае она просто идёт и получает другое высшее образование.
Средняя зарплата актрисы театра составляет 8 тыс. рублей.
Н.А. Это действительно печальный факт, из которого можно сделать только один вывод: жить, только играя в театре, по сегодняшним меркам невозможно. Не могу говорить за моих коллег, но я, помимо игры на сцене, снимаюсь в рекламных роликах. На данный момент у меня в коллекции 8 съёмок для Воронежа, Липецка, Москвы. Это мой небольшой финансовый плюс к работе в театре. Планирую заниматься этим и дальше.
Самое важное в профессии актрисы — это востребованность.
Н.А. Сколько актёров свернули на скользкий путь только потому, что их забыли? Очень многие, все мы периодически слышим их имена в новостных лентах.
Самая большая благодарность для актрисы — это реакция зрителя, когда удаётся его зацепить игрой, когда зритель внимательно наблюдает за тем, что происходит на сцене.
Н.А.Самая тяжёлая публика — это подростки. Особенно когда инициатором похода в театр становится школа, и на спектакле сидит несколько классов. Поедание чипсов, громкие разговоры в зале или отвлечённое копание в собственном телефоне — это то, что мы, как актеры, наблюдаем со сцены. И для меня самая большая благодарность — когда такой сложный зритель смотрит спектакль внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела.
Самая большая сложность в работе актрисы театра — не просто держать зрителя, а зацепить его, чтобы он правильно реагировал: в каком-то моменте всплакнул, а в каком-то искренне засмеялся. Есть и более серьезные вещи. Например, хотя бы просто найти своё место в актёрской среде.
Н.А. Когда актриса не нужна театру, когда она в принципе не нужна как актриса, это очень сильно влияет на жизнь. Амбиции творческого человека переполняют, и когда в тебе не видят хорошую актрису или видят, но ты чем-то не подходишь под нужное амплуа, это действительно порой заканчивается печально. Личностных трагедий в актёрской среде на порядок больше, чем в других профессиях.
Нужно быть всегда готовым услышать 100 раз «нет», но при этом не потерять веру в себя.
Н.А. Всегда нужно продолжать верить, совершенствоваться, но ни в коем случае не закрываться в себе. На самом деле факторов, влияющих на положительный результат при отборе актрисы на роль, очень много. И далеко не всегда основным критерием является качество вашей игры. Такова реальность.
Оригинальные китайскеи глиняные чайники для заваривания.Если карьеру в театре не получается построить в Воронеже, молодые актрисы уезжают покорять другие города.
Н.А. Я периодически бываю в Москве, но я, правда, ни разу не пробовала пройти прослушивание в какой-нибудь театр. Даже не ради работы там, а ради того, чтобы просто попробовать свои силы. Актрисам очень важно всё время себя тренировать. Необходимо регулярно ходить на пробы, это ведь определённая школа, где ты можешь услышать много полезного о себе — приятного и не очень. Главное правильно на это реагировать, делать выводы и работать дальше. Мне комфортно в Воронеже, у меня здесь семья, друзья. Это главная причина, по которой я не планирую уезжать в столицу. Но, с другой стороны, если человек хочет чего-то добиться, нужно иметь силы выбраться из своей зоны комфорта, чтобы достичь новых высот. Поэтому многие студенты, окончившие ВГАИ и страстно желающие связать свою жизнь с театром, уехали играть в Рязань, Волгоград, Ярославль, Омск.
Театр никогда не станет менее популярен, чем кино. Он иной.
Н.А. Я знаю много людей, которые искренне любят театр. Им интересен этот живой процесс, происходящий на сцене здесь и сейчас. У меня есть знакомые, которые посещают спектакли по несколько раз, потому что им любопытно, как сегодня будут играть актёры.
Ежегодно театральный факультет Академии Искусств выпускает от 20 до 25 молодых новоиспечённых актёров. Воронежские театры каждый год в среднем набирают в труппу одного нового актёра. Режиссёр открывающегося Драматического театра набрал актёров из других городов России. Не из Воронежа.
Да, перспектива профессии актрисы в Воронеже — не самая светлая. Но мы-то знаем: чтобы чего-то добиться, никогда не стоит опускать руки. Перед нами прекрасный пример Надежды, которая совмещает работу в театре с другими начинаниями. И этот пример — далеко не единственный в нашем городе.
Фото © Екатерина Токарева.