И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намDowntown.ru публикует самые необычные рассуждения известных воронежских критиков. Журналист Любовь Скрипченко рассказала, чем голливудское кино хуже русских мультфильмов.
— Голливудская продукция отличается высокими кассовыми сборами, а вот «умом и сообразительностью» похвастать не может. При близком рассмотрении голливудские герои поражают несвойственными кино наивностью и примитивностью. Причём наивность их и примитивность не меркнет, даже если сравнивать киношных героев с героями наших мультфильмов и сказок.
Семейная парочка Смитов представляет собой архетип семейного непонимания и вражды, доведённый до абсурда. Как и все нормальные семьи, Джон и Джейн Смит живут, надоедая друг другу, не понимая друг друга, выясняя отношения с помощью психолога и без. Вялотекущей семейной идиллии приходит конец, когда киллер Джейн Смит получает заказ на некого Джона Смита, а киллер Джон Смит — на однофамилицу Джейн. Нельзя сказать, что жизнь Смитов от этого круто меняется. Они остаются той же семейной парой, просто в довесок к оскорблениям и упрёкам пользуются навыками рукопашного боя и огнестрельным оружием: муж ласково зовёт жену, пряча за спиной пистолет, а жена после удачного выстрела заботливо осведомляется, жив ли её «пупсик». Но самое абсурдное в этом кино всё же не то, как семейная пара выясняет отношения, а то, что они в конце концов мирятся. Грубое слово непросто забыть, а уж простить того, кто 5 минут назад чуть не отстрелил тебе голову, — это переводит фильм «Мистер и Миссис Смит» в разряд фантастики.
Трудно увидеть в святынях советской мультипликации семейную пару, но мы постараемся. Итак, что мы имеем в лицах Матроскина и Шарика? Два индивида живут под одной крышей, имеют один бюджет, постоянно выясняют отношения, а временами и не разговаривают друг с другом. Один из индивидов домовитый и хозяйственный, экономит деньги, делает припасы на зиму и постоянно «пилит» партнёра. Другой — об уюте и бюджете задумывается редко и постоянно думает, как бы из дома смыться (в мультфильме повод убежать из дома обозначен как фотоохота). У этой парочки есть даже семейный психолог — Печкин, то есть. Попытки примирить кошку с собакой — это ж типичная семейная терапия. Вывод из такого «дано» один: Шарик с Матроскиным — семейная пара со стажем. Но если в голливудской парочке семейные разборки доходили до вершин садизма, о коих сам Де Сад не мог помыслить, то кот с собакой подают пример миролюбия и долготерпения, редким людям свойственные.
Героические бандитки Тельма и Луиза, видимо, задумывались режиссёром фильма Ридли Скоттом как «Че Гевары» для американских домохозяек. «Партизанки» из них, честно говоря, получились так себе. Они, собственно, не собирались ничего нарушать. Просто ехали себе в горы на уик-энд, однако по дороге — упс! — случайно совершили убийство. Впрочем, убийство это было таким же случайным, как нелюбимая работа и «неправильные» мужчины в их жизни. Их прорыв на свободу может показаться успешным лишь «активно недумающим» феминисткам: если в «мирной» жизни они были заложницами тяжёлой женской доли, то в двухдневной «бандитской» жизни — одной преступной «оплошности». Из всех их преступлений настоящий протест чувствуется только в двух: когда они подорвали грузовик дорожного грубияна и заперли копа в багажнике его машины. И всё же это не осмысленный протест, а всего лишь истерика, которая, само собой, не может кончиться победой угнетённых американских домохозяек.
Героиня советского мультика старуха Шапокляк с верной крыской Лариской тянет на икону феминизма гораздо больше, чем героини голливудской мелодрамы. Старушка не обременена брюзжащим старичком. Её личная жизнь складывается в лучших традициях феминизма: с Лариской у неё крепкая женская дружба, а мужчинам, в лице крокодила Гены и Чебурашки, она по большей части делает гадости. Когда она не занята гадостями, снисходительно демонстрирует превосходство женского ума над мужским, помогая зашедшим в тупик Гене и Чебурашке. Если американские бандитки всю сознательную жизнь прожили под гнётом ограничений и условностей, то бабулька-террористка — просто воплощение женской свободы. Правда, осуществляет её она довольно своеобразно. Успенский превратил обычную старушку в воплощение хтонических сил в советском мультфильме. Согласно книге, её основное занятие — «собирать злы», а в мультфильме её девиз выражен в песенке: «Кто людям помогает — тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». Возможно, Успенский нам как бы намекает, что феминизм до добра не доводит.
Самая желанная мелочь кинематографа представляет собой Кольцо Власти, творение тёмного волшебника Саурона, желающего зачем-то покорить весь мир. Кольцо унаследовало от создателя немереную волшебную силу и совершенно скотский характер: оно вселяет безудержную страсть обладания во всех и каждого, будь то безбородый юнец или дедушка-маг с метровой бородой. При этом колечко порабощает владельца и коренным образом искажает его помыслы. Искажение имеет клиническое название — мания величия: даже малейшая близость к Кольцу вызывает острый приступ желания не то что Наполеоном стать, но срочно поработить весь мир. Его утрата вызывает тяжёлую депрессию, не поддающуюся лечению. Диагноз ясен и краток, но Толкин посвятил ему три нехилых тома. Долгие рассуждения о вреде сверхценных мелочей, конечно, поучительны, но русский народ рассказал ту же историю в коротенькой сказке и с большим юмором.
В «Курочке Рябе» герои также сталкиваются со сверхценным золотым предметом: носятся с золотым яичком, как с писаной торбой, и впадают в несоразмерную депрессию при безвременной утрате оного. Но в пространстве мультфильма находится персонаж, способный вразумить Деда и Бабу. Курочка Ряба делает то, что сделал бы на её месте любой квалифицированный психолог: предлагает не горевать об утрате сверхценного яичка и переключиться на простые, куда более пригодные в хозяйстве. Сказка в неурезанном варианте обыгрывает мотив роковой мелочи с сарказмом. В исконном варианте бабка, разбив яичко, мечется в слезах по горничке, сбивает печку, отчего дом сгорает вместе с бабкой; внучка, опечалившись, вешается; шедшая мимо просвирня растаптывает от горя все свои просвиры; дьяк, повстречав просвирню, сбрасывает колокола с колокольни; поп, увидев яичко, пепелище, внучку, растоптанные просвиры и колокола, присоединяется к общему веселью и рвёт Священное Писание. В общем, если западные персонажи всерьёз дрались за свою «прелесть», то русские устроили апокалипсис с юмором.