Жизнь

Психоанализ. Воронежские художники на кушетке: что на холсте, то и в голове

Психоанализ. Воронежские художники на кушетке: что на холсте, то и в голове
Творческие процессы космические и интуитивные, чаще всего сложно сказать, что руководило художниками: муза, эмоция, настроение. Но у науки свои соображения на этот счёт!

В пучине происходящих событий и внутренних поисков даже творцам нужна аргументированная оценка действительности. Порой очень сложно расшифровать посыл современного искусства и понять визуальную речь автора. Вооружившись только работами, мы пошли к психологу, чтобы понять, какие проблемы мучают современных воронежских художников.

ПсихологСветлана Ищенко



Иван Горшков

Иван Горшков — участник многочисленных групповых выставок, его персональные выставки проходили в Воронеже, Москве (ЦСИ «Винзавод»), Париже; участник московской биеннале молодого искусства, альтернативной программы московской биеннале современного искусства; его работы находятся в отечественных и европейских коллекциях. 


Комментарий психолога: «Художник живет как бы одновременно в трёх временных плоскостях: прошлом, настоящем и будущем. По отношению к будущему в работах выражается стремление к некой устойчивости, упрочению положения. При этом действительную значимость и реальность для Ивана скорее представляет содержание (образы, события) его внутреннего мира, чем внешнего. Причём это не мешает художнику относиться с определённой долей юмора как к происходящему во внешнем мире, так и к своим внутренним переживаниям. Его эмоции и чувства варьируются от работы к работе, общим остаётся стремление к спокойствию, восстановлению. Иногда это представляется компенсацией за перерасходованную энергию, иногда — компромиссом между стремлением действовать, причём действовать импульсивно, и желанием углубиться в себя и созерцать. Или просто освободиться от беспокойства и радоваться жизни.

Первое впечатление: всё очень серьёзно. По своему цветовому решению каждая композиция представляет собой определённое внутреннее переживание. Есть работы, которые несут информацию о чувстве внутреннего дискомфорта, который мешает просто радоваться жизни. Другие инсталляции можно понять так: расточительный расход жизненных сил Иван оправдывает для себя стремлением к достижению некого результата. Созданные автором композиции более детально и точно передают его внутреннее психологическое состояние в процессе создания конкретной работы, в то время как картины скорее отражают жизненную философию художника. В любом случае ощущается искренность автора».

 
Лора Зомби 


Лора Зомби — художник-концептуалист, иллюстратор, её выставки проходили в США, Канаде, Великобритании и России, подробнее — тут.

Комментарий психолога: «По рисункам Лоры видно, что она стремится жить насыщенной жизнью, причём в прошлом этот концентрат насыщенности был больше, а для будущего художница ещё не совсем определилась со своими планами. Важно, что Лора реально оценивает свои возможности. При этом она опирается на свою внутреннюю силу и предпочитает инстинктивное, интуитивное понимание жизни логическим выводам и умозаключениям. При принятии решений полагается на интуицию, а не на советы извне. На момент создания рисунка переживала более благополучный период (активность, стремление к стабильности, получение принципиально новой информации) по сравнению с прошлым».


Сергей Баловин 


Сергей Баловин — художник, куратор, организатор и участник многочисленных арт-проектов в России и других странах, живет и работает в Шанхае, где впервые начал реализовывать свой проект «Натуральный обмен» — портреты за еду.

Комментарий психолога: «Работы художника передают внутреннюю силу, целеустремлённость, использование при решении жизненных задач различных стратегий и в то же время некоторое стремление избежать компромиссных решений. Во главу угла автор ставит собственный комфорт, спокойствие и удовлетворённость. Здесь, пожалуй, уместно говорить о некоторой психологической зрелости, константности самосознания, постоянстве воззрений и самоуважении автора. Возможна некоторая тревога по поводу настоящих или воображаемых потерь. В личной жизни может присутствовать некий аспект донжуанства. При принятии жизненно важных решений Сергей может руководствоваться мнением значимых для себя людей. Соприкосновение с творчеством автора оставляет ощущение глубины и внутренней силы». 


Саша Завиша


Саша Завиша — молодой streetart-художник, постоянный участник местных арт-проектов love&motion, Sunday Up Market, подробнее тут.


Комментарий психолога: «В работах Саши — «настоящее» настоящее. Если говорить о прошлом, то это то, что когда-то оно было настоящим, а если о будущем, то только тогда, когда оно станет настоящим. И всё же при наличии здравой оценки реальности, при умении видеть её в деталях и, что очень важно, увиденное принимать, есть некоторое стремление закрыться от определённой части прошлого. Эта часть касается того периода, когда автор не мог полностью контролировать ситуацию и управлять своей жизнью. В силу объективных факторов. Сюжет каждой работы представляется завершённым. Возможно, что и в реальной жизни художник стремится исчерпать каждую жизненную ситуацию до конца, прожить её полностью. Не смотря на реалистичный, в чём-то прагматичный подход к жизни, этот человек способен на безрассудный поступок, который в один миг может кардинально изменить его жизнь»

 

Денис Булавинцев

Денис Булавинцев  выпускник Воронежского художественного училища, в 2011 году удостоен премии областного конкурса творческих работ молодёжи «Культпоход», в апреле этого года откроется его дебютная выставка «Чернозём», исполненная в технике классической чёрно-белой линогравюры.

Комментарий психолога: «Работы художника объединяет некоторое противоречие. Это выражается в том, что автор воспринимает окружающий мир как гармоничное целое независимо от своего внутреннего эмоционального настроя — т. е., находится ли он в состоянии покоя или в стрессе на момент работы. И при таком отношении к окружающей действительности в работах Дениса существует внутренний протест против существующего положения. Возможно, это вызвано тем, что в ситуации стресса художник оказывается без поддержки со стороны других. Точнее будет сказать, что в жизни автора присутствуют значимые для него люди, которые готовы оказать ему эту поддержку, а существующая ситуация — результат выбора самого художника. Стремление к независимости и при этом нежелание защитить себя, ощущение целостности окружающего мира во всех деталях и внутреннее несогласие с этим; умение переживать глубокое чувство привязанности к другим людям и возможный отказ от такого же отношения к себе. При этом картина жизни для художника выглядит как чистый лист, и именно за собой он оставляет право выбрать содержание, которым он этот лист заполнит».

Людмила Короткова
16 апреля, 05:42

Поделиться: