И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намВ современном обществе зачастую мы создаём что-то в цифровом виде, а потом беспечно выкладываем на просторы интернета. Не задумываясь о том, что наше творчество может стать методом обогащения сторонних лиц.
В России вопрос защиты авторского права является болезненно актуальным — деятельность «пиратов» в нашей стране имеет беспрецедентные масштабы. Но так ли вредно «пиратство»? Кто на самом деле двигает прогресс вперёд? Как защитить свои авторские права? Downtown.ru попытался найти ответы на эти вопросы, рассмотрев проблему с полярных точек зрения: за и против.
Все предметы, окружающие нас в повседневности, содержат в себе частичку интеллектуального труда — будь то просто мебель, компьютерные технологии, предметы быта, музыка, фильмы. На их изготовление были потрачены определённые знания, опыт, идеи, да и, в конце концов, просто время и усилия.
Можем ли мы пользоваться ими бесплатно? С точки зрения логики — нет! Ведь это воровство. Но разве мы задумываемся об этом, когда скачиваем нелегальный софт или фильм с торрент-трекера? Ведь мы же не из кармана крадём.
Однако, когда так же пользуются нашими интеллектуальными трудами, это зачастую вызывает бурю негодования: журналист, беззастенчиво «умыкнувший» материал, в скором времени также может почувствовать себя обворованным, когда обнаружит свой гениальный текст на другом ресурсе, а, возможно, и под чужим именем. Программисты, качая нелегальный софт, в какой-то момент осознают, что могли бы получать за свой труд куда большие деньги, если бы не такие же любители халявы. Собственно, чем больше ваша профессия связана с интеллектуальным трудом, тем больше риск оказаться лишённым своего честно заработанного вознаграждения.
«Условный Dj Deadmau5 живёт в далёком Лос-Анджелесе и знать не знает, что условный Dj Vovan рубит его треки на танцполе условного клуба «Калинка» и получает за это неплохой гонорар»
Получается замкнутый круг, который повергает во всё больший хаос интеллектуальную собственность и ведёт к её деградации. А, соответственно, и к деградации всего общества.
Судите сами — ведь мы всегда ревностно относимся к тому, где сделана наша вещь. «Палёные» китайские Abibas или AiPhone вызывают у нас лишь насмешки над их обладателями. Однако их число растёт, и прибыль от идей изобретения идёт не к автору, а к безызвестным кустарным производителям. Тем самым, благодаря низкой цене, в конкуренции побеждают именно они, а не те, кто придумал соответствующий продукт.
То же самое мы видим и в музыкальной, и в киноиндустрии.
Условный Dj Deadmau5 живёт в далёком Лос-Анджелесе и знать не знает, что условный Dj Vovan рубит его треки на танцполе условного клуба «Калинка» и получает за это неплохой гонорар. Который по праву должен принадлежать как раз Deadmau5. А теперь представьте, что этих Dj Vovanов миллионы по всему миру.
«Разработчикам, дабы минимизировать потери, приходится уменьшать (и очень значительно) бюджет проекта — и вот уже лет через 10 весь мир ждёт с замиранием выхода не Skyrim, а Doom образца 1993 года»
У несчастного Deadmau5 нет денег на производство новых треков, он впадает в затяжную депрессию, и в один печальный день бросает все занятия музыкой и устраивается агентом по недвижимости в какую-нибудь мелкую контору. А миллионы поклонников по всему миру лишаются его чудесных и оригинальных миксов.
И такую безрадостную перспективу мы можем наблюдать во многих отраслях интеллектуального производства. Самая главная беда ещё в том, что падает именно качество самого продукта. Ведь, например, создавая хорошую, конкурентоспособную компьютерную игру, разработчики вкладывают в неё не только тысячи усилий и идей, но и миллионы долларов. А на выходе остаются в огромном минусе, потому что ушлые пираты выкладывают их творения на бесплатные хостинги. Естественно, разработчикам, дабы минимизировать потери, приходится уменьшать (и очень значительно) бюджет проекта — и вот уже лет через 10 весь мир ждёт с замиранием выхода не Skyrim, а Doom образца 1993 года.
26 апреля — это день, который должен напомнить нам о том, что воровство интеллектуальной собственности не только равнозначно воровству кошелька в автобусе, но даже хуже — мы воруем не только у авторов, мы обкрадываем сами себя.
Как же защититься от подлых покушений на ваши творения? Российское законодательство не предусматривает официальной процедуры регистрации авторских прав, за исключением компьютерных программ. Поэтому для других случаев существуют свои методы защиты продуктов умственного труда.
После того как «Почта России» наконец-то доставит вам их обратно, положите письмо в самый укромный уголок и не вскрывайте до тех пор, пока не обнаружите, что кто-то пользуется вашим интеллектуальным продуктом незаконно. Тут-то вы и накроете негодяя.
Как только произведение создано, вы отдаёте копию юристам, и в случае судебного разбирательства они докажут, что молодец вы и правда на вашей стороне. Особенно если вы сделаете это в Российском авторском обществе (РАО).
Практически то же, что и предыдущий пункт. Вы идёте к нотариусу, платите ему от 200 до 1000 рублей, и он ставит вам печать, что именно вы истинный создатель.
Беспроигрышный вариант. Но главное, чтобы пираты не опередили и не опубликовали ваше произведение раньше вас.
После создания произведения показываете его как можно большему количеству друзей, родственников и знакомых. Чтобы все восхищались вами, а заодно потом в суде подтвердили ваше авторство.
Развитие технологий нашего общества прямым текстом диктует нам отказ от уже устаревших понятий. Таких, например, как защита интеллектуальной собственности.
Как было раньше?
Композитор придумал песню. Он продаёт на неё права издателю, получает свой гонорар и преспокойно занимается концертной деятельностью, за которую, к слову, тоже неплохо получает. Издатель, получив права на интеллектуальный продукт, быстро окупает свои расходы, продавая пластинки, получая деньги с радио, рекламы, платных файлообменников.
И не только окупает, но и существенно приумножает свой капитал.
Но сегодня, благодаря интернету, потребители, как и сами авторы, способны отказаться от посредников. Из 100%, что вы платите за продукт, самому автору достаётся лишь 5%. Куда деваются остальные 95%? В принципе, ответ очевиден — правообладателям. Так что призыв к совести «авторам нечего кушать» является ничем иным, кроме как бесполезным и наивным шантажом «копирастов». Более того, снижение доходов от продаж дисков побуждает музыкантов больше гастролировать, тем самым повышая свой творческий потенциал.
«Было бы странно, если бы шахтёр требовал отчисления авторских прав за использование добытого им угля»
Также «пиратство» руководит прогрессом и в других сферах интеллектуального производства. Например, вы вряд ли скачаете очередной фильм Бондарчука даже бесплатно, а вам предлагают идти на него в кино. Зато вот на «Аватар» вы наверняка сходили, потому что его производители постарались сделать его таким, что в кино смотреть его гораздо интереснее, чем дома. И это не просто слова — «Аватар» стал самым кассовым фильмом в истории. Чем не прогресс?
В журналистике ещё проще — автор выполняет задание, продаёт его заказчику. Что с его текстом происходит дальше — его, в принципе, мало заботит; тиражирование текста на разных ресурсах говорит лишь о качестве материала. Собственно, крупнейшие издания уже пришли к тому, что разрешают перепечатку собственного контента бесплатно — это лишь повышает их статусность и даёт лишнюю рекламу.
Ну и самое главное: существует ли интеллектуальная собственность в принципе? Чем труд художника сложнее труда шахтёра? Ведь было бы странно, если бы шахтёр требовал отчисления авторских прав за использование добытого им угля. Однако, следуя логике «хранителей авторских прав», это было бы вполне нормально. Но, благодаря пиратам, наше общество день ото дня избавляется от этой гнилой логики и двигает человечество вперёд.
И тут уже сложно понять, пиратство — это добро или зло?
Фото сделаны в редакции Downtown.ru.