И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намУчитель, пожалуй, — самая неблагодарная профессия. Титаническая ответственность за образование и воспитание детей на одной чаше весов; хамство учеников, родителей, маленькая зарплата и отсутствие какой-либо благодарности — на другой. Мы часто говорим, что школа — это вторая семья. Для кого-то она приёмная, а для кого-то становится основной. Вся система образования в последние годы сгнила от головы до самых пят, и эта проблема существует далеко не в одной России, как нам отчаянно пытается доказать Валерия Гай Германика, снимая свои чернушные опусы, называемые сериалом «Школа». Ситуация в иллюзорно благополучной Америке ни капельки не лучше. Переводя Detachment (Отчуждённость) как «Учитель на замену», прокатчики рубят идею фильма на исключительно школьную. Но разве мог Тони Кэй, подаривший этому миру «Американскую историю Х», ограничиться только проблемой учеников и учителей? Не смешите.
Генри Барт (Эдриан Броуди) работает учителем на замену. Он катается из города в город, заменяя заболевших или уехавших учителей максимум на месяц. Генри — отличный специалист и великолепный педагог. Зачем, спрашивается, ему нужна такая сомнительная работа? Он просто не хочет привыкать и привязываться к ученикам, и на то у него есть свои личные причины. В этот раз он оказался, пожалуй, в официальном представительстве ада в конкретно взятом штате. Мат, разврат, наркотики, алкоголь, оружие, оскорбления — проще сказать, чего нет в этой школе. Работа учителем здесь превращается в работу сапёра без миноискателя.
«Отчуждённость» — это не попытка поднять грязное бельё современного общества и ткнуть им в нос зрителю. Второй фильм Кэя можно сравнить с притчей, в которой, правда, нет никакого символизма. Генри, чьё детство вряд ли можно назвать благополучным, свои примером показывает, что можно побороть систему. Можно остаться человеком даже там, где человечности-то уже и не осталось. Он приводит домой проститутку не для того, чтобы она оказала ему непосредственную услугу, а для того, чтобы отмыть её. И это не какое-то показное самопожертвование, это желание стать той самой соломинкой, которой ещё можно вытянуть людей из этого моря дерьма, в котором мы плаваем. Не хочется пускаться в надоевшие всем разговоры о том, что мы живём в обществе, где каждому абсолютно наплевать на окружающих, где сочувствие, участие, помощь и хотя бы минимальное отступление от собственного эго считается чем-то диким, но так оно и есть. К сожалению.
Один из самых харизматичных и при этом самых недооценённых актёров современности Эдриан Броуди задал космическую планку актёрской игры своей ролью в «Пианисте». И похоже, что он сумел её вновь покорить. Удивительным образом Кэю удалось подобрать столь гармоничный актёрский состав, где нет «выпадающих» элементов. Даже Сами Гэйл, для которой эта роль стала первой в полнометражном фильме, сыграла великолепно.
«Учитель на замену» — это попытка выстроить хрупкий мостик между сгнивающим и самоуничтожающимся миром и величием чистой человеческой души.