Жизнь

Игорь Манн о маркетинге, брендинге Воронежа и проекте Downtown.ru

Игорь Манн о маркетинге, брендинге Воронежа и проекте Downtown.ru
О том, зачем воровать чужие идеи, как научиться жить в формате «wow» и что такое одесские батарейки — в эксклюзивном интервью Downtown.ru.

28 апреля Воронеж посетил Игорь Манн — опытный маркетер, автор ряда бестселлеров на темы «Маркетинг» и «PR», один из самых успешных издателей деловой литературы в России, талантливый лектор и просто интересный человек с великолепным чувством юмора.

— Для Воронежа весьма актуальный вопрос: мАркетинг или маркЕтинг?
— Как говорил мой учитель Игорь Иванович Кретов, «маркЕтинг — это плохой мАркетинг». Я всегда прошу говорить «мАркетинг», а не «маркЕтинг», «маркетер», а не «маркетолог». Мне кажется, что в России слово «маркетолог» стало носить негативный оттенок — маркетологами пренебрежительно называют людей, которые работают в компании, а пользы принести не могут. Я предлагаю называть маркетологами теоретиков, исследователей. «Маркетер» — английское слово, обозначающее «практик маркетинга».  

— У вас редкое сочетание теории и практики. На ваш взгляд, что важнее?
— Безусловно, баланс. Должно присутствовать некое равновесие. Ты не можешь быть только практиком, потому что теория всё равно «драйвит» то, что ты делаешь в практике. Нельзя быть чересчур теоретиком, потому что ты можешь иметь огромное количество знаний, но не иметь возможности прийти в бизнес и реально что-то изменить, улучшить.

«В конце концов, почему бы не повесить плакат «Добро пожаловать в Воронеж!»?

— Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать востребованным маркетером?
— Драйв, оптимизм, профессионализм — три составляющих успешного маркетера.

— Брендинг территории — одно из наиболее актуальных направлений в маркетинге не только в столице, но и в регионах. Что стоит за этим термином?
— Это то же самое, что и маркетинг продукта, услуги или компании. Основные задачи маркетинга территории — создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение населения, повышение туристической привлекательности. Необходимо определить, какая цель наиболее актуальна, и выбрать правильные инструменты для её достижения.

— Брендинг Воронежа — с чего начать? Утопия или реальность?
— Я думаю, что в случае с Воронежем будет наиболее интересным привлечение инвестиций, а также привлечение населения. Потому что туда, где есть трудоспособное население, всегда приходят инвестиции. Две такие взаимосвязанные задачи. У Филипа Котлера есть книжка «Маркетинг мест», я очень надеюсь, что те люди, которые занимаются маркетингом территории в Воронеже, её читали. Воронеж — город-бренд? Я думаю, что это нужно сделать реальностью. Необходимо найти «точки контакта» и научиться производить на гостей позитивное впечатление. Дайте-ка я вспомню ваш аэропорт... Аэропорт как аэропорт — практически ни одной «фишки» я не увидел. В конце концов, почему бы не повесить плакат «Добро пожаловать в Воронеж!»?

— Слоган первой рекламной кампании «Downtown.ru» — «Люби Воронеж, Москва подождёт». Как бы вы прокомментировали?
— Идея хороша — вы боретесь с тем, чтобы сократить отток грамотных и перспективных людей. А над исполнением я бы поработал! «Люби Воронеж, Москва подождёт»... Это всё равно, что одна подружка говорит другой: «Ты люби Петю, Коля подождет». Не очень рационально!

— Наиболее удачные примеры маркетинга территории в России?
— Есть интересный пример — Калуга. Я не знаю других таких удачных примеров. Можно сказать, что неплохой маркетинг территории у Казани. Еще мне нравится маркетинг Екатеринбурга как города.

— Основные отличия маркетинга в столице от маркетинга в провинции?
— Их два — у вас бюджеты меньше и дефицит профессионалов. Но Москва — это же «пылесос».

«Что касается перспективных технологий — их три: Интернет-маркетинг, инновации в маркетинге и клиентоориентированность»

— Есть ли маркетинг без бюджета?
— Мне кажется, что он есть в 90% российских компаний. Более полезный вопрос: «Как делать маркетинг без бюджета?». Рекомендую изучить книги «Больше денег от вашего бизнеса» и «Маркетинг без бюджета».

— Маркетинг эволюционирует. Какие интересные и перспективные технологии появились в последнее время? Какие, напротив, теряют свою актуальность?
— Все технологии по-прежнему актуальны. Конечно, говорят о том, что оффлайн-маркетинг умирает, телевидение, журналы становятся менее востребованными. Но это не так. Они просто теряют свою силу, однако по-прежнему сохраняют ударную мощь. Что касается перспективных технологий — их три: Интернет-маркетинг, инновации в маркетинге и клиентоориентированность. Они легко выведут бизнес к успеху.

— У вас есть уникальный семинар «WOW»-маркетинг». Как научиться жить в формате «WOW»?
— Начните постоянно растягивать своё сознание. Это происходит всякий раз, когда ты говоришь: «О! А я и не знал!». Большинство людей схватывают это на лету. И живут в полном ощущении, что «теперь я могу сделать всё»!

— Вы постоянно генерируете новые идеи. Откуда черпаете вдохновение?
— Я привык шутить, что это одесские батарейки! Если серьёзно, то это книги, общение с интересными людьми, Интернет и путешествия. Вот четыре источника вдохновения для меня. Но на первом месте, конечно же, книги. У меня книга всегда с собой.

— В одном из интервью вы признались, что воруете чужие идеи... 
— Да, ворую. Постоянно! Пятый источник вдохновения — украсть идею!

— Самый лёгкий путь?
— Самый лёгкий путь — вообще ничего не делать. Украсть иногда очень сложно. Например, мне нужно найти какое-то решение, и я начинаю смотреть по сторонам, что где плохо лежит. Конечно, я никогда не ворую, когда стоит копирайт, никогда ничего не краду у своих коллег и подчинённых. Я могу позаимствовать идею у того, кто претендовать на авторское право не будет.

«Либо ты говоришь, либо ты пишешь. Опций не так много»

— Нужно ли маркетологу развивать свой персональный бренд? Какие инструменты личного маркетинга вы советуете использовать?
— Я очень надеюсь, что смогу написать книгу с рабочим названием «Номер один» о том, как стать человеком номер один во всём, что ты делаешь. Там очень простая цепь изменений. Первое — ты должен поставить себе определённую цель. Второе — заниматься личным и профессиональным развитием. Ты можешь быть очень хорошим профессионалом, но при этом вести себя хамовато, и у тебя никогда не будет успеха! Третье — обязательно показывать определённые результаты. И только последнее — то, что так часто путают с личным маркетингом, — это как раз продвижение. От масштаба цели зависит то, как ты работаешь над личным и профессиональным ростом, какие результаты демонстрируешь и какие инструменты продвижения себя используешь. Сегодня полезно вести блог. Давать интервью. Спасибо вам за интервью! Твиттер — тоже интересный инструмент продвижения. Выступления самые разнообразные. Вот, собственно, либо ты говоришь, либо ты пишешь. Опций не так много. Высший пилотаж — конечно же, книга. Если ты написал книгу, все думают: «Круто! Человек смог написать книгу!» Но стоит сказать, что в самомаркетинге всегда важно знать меру и не забывать о ситуации в целом.

— Вы во многом преуспели. В чем ещё хотелось бы себя попробовать?
— Мне кажется, что я уже разбираюсь во всех аспектах маркетинга, кроме одного. Остался последний такой «рубеж обороны» — это стратегический маркетинг. Как только я разберусь с тем, что такое стратегический маркетинг, смогу его применить для своих бизнес-проектов, смогу об этом просто рассказывать, пожалуй, очередная цель будет достигнута. И новая цель появится…  

БЛИЦ-ОПРОС

— День или ночь?
— Наверное, всё-таки день. Потому что днём можно сделать гораздо больше.

— Работа или отдых? 
— К сожалению, работа. Часто приходится жертвовать личным временем ради бизнеса. К счастью, семья мне это прощает.

— 10 миллионов долларов или плюс 10 лет жизни?
— Плюс 10 лет жизни.

— Европа или Восток?
— Европа.

— Да или нет?
— К сожалению, да. Есть такая очень простая формула счастья — всё время говорить «нет». Но мне приходится чаще говорить «да». Положение обязывает.

— Чёрный или белый?
— Голубой. Мой любимый цвет.

— Лето или зима?
— Лето. Я из Одессы.

Фото © Юлия Миронова.

Маргарита Лукина
30 апреля, 11:00

Поделиться: