Жизнь

Ложь, наглая ложь и группы ВКонтакте

13348
Автор:
CyberWombat
29 сентября 2012 09:14
18+
Ложь, наглая ложь и группы ВКонтакте
Наблюдения о том, сколь важно держать в чистоте и порядке свою вконтактную ленту, о том, зачем и почему все лгут, и пара слов о том, что в связи со всем этим нам следовало бы делать.

Я провел над собой бесчеловечный эксперимент: собрал в охапку все вконтактные группы и паблики, посвященные интересным фактам жизни, природы и всяческой науки, и неделю их читал. По истечению контрольного срока у меня размяк мозг, со всех сторон мне начали мерещиться Альберты Эйнштейны в огромных нательных крестах, со мной заговорила вода, делясь тайнами своей памяти, произошли другие неприятные вещи, о которых я сейчас стесняюсь рассказывать. Меня пришлось откачивать букварем и учебником по математике для подготовительного класса внутривенно. Я вроде бы оклемался, но все же, если честно, не до конца. Недавно я увидел в детском магазине набор «Вырасти свой кристалл», и тут же, еще не успев сам того осознать, подумал о том, сколь сильно он похож на кристалл воды, которому послали энергию любви пятьсот человек.

Братцы, не повторяйте мой эксперимент. Лучше в течение года жрать одни бургеры и запивать их колой, лучше привить себе оспу, коклюш или свинку, да вообще что угодно лучше, чем неделю читать познавательные вконтактные группы. Поелику это самое жуткое, гадкое и бесчеловечное, что вы можете сделать со своим мозгом.

Ложь, ложь и еще раз ложь. Среди потоков невыносимой лжи сложно найти хотя бы один малюсенький, честный и неискаженный факт. Если ВКонтакте у вас адекватная лента, такая, знаете, с неглупыми друзьями, независимыми информационными агентствами и адекватными тематическими и профессиональными сообществами, то, поздравляю, вы в самом эпицентре группы риска. Одна-единственная подписка на «Знаете ли Вы?» (равно, впрочем, как и на любого из ее клонов) и все, считайте, в вашем здоровом виртуально-информационном теле поселилась и принялась лихо метастазировать раковая опухоль. Внезапно вкравшийся среди достоверной информации «научный факт»: «Ученые установили, что тень – часть тела человека» или подкрепленная фотографиями история о том, как в городе Уайнсберг, штат Огайо, каждый год 29-го июля идет дождь уже на протяжении ста лет, вполне может вопреки вашему желанию отложиться в недрах памяти, всплыть в самый неподходящий момент и доставить массу неприятностей.

Я проверил – в популярных «познавательных» группах в общей сложности состоит почти десять миллионов человек (впрочем, я с легкостью мог часть из них упустить). В них насчиталось более пятидесяти тысяч воронежцев. Среди них – совершенно адекватные люди, любители почирикать за искусство и за тяготы воронежской жизни, изобличить ложь власть имущих и поделиться широкими взглядами по любому насущному вопросу.

Кто и зачем осознанно врет людям? Я огорчу суровых сторонников теорий правительственно-жидовских заговоров: железная рука и всевидящее око кровавого Путина (Гундяева, Пентагона, Березовского, любой другой вариант) здесь не причем. Дело, братцы, в том, что нынче ВКонтакте группы и публичные страницы создаются в основном с двумя целями: чтобы поставлять трафик на свой проект или чтобы продавать, размещая рекламу, трафик на сторону. «Познавательные» сообщества чаще всего возникают ради второго. Поток «фактов» и «сведений» периодически прерывается замаскированной под обычные посты рекламой, соответственно, чем больше человек подписано на группу, тем больше их увидит эту рекламу, кликнет и, дай бог, чего-нибудь прикупит или отправит СМС.

«На как же так?!» – воскликнет, недоумевая, доверчивый читатель. – «Зачем же ложь? Почему бы не публиковать действительно занятные и при этом честные факты, пусть бы и с периодической рекламой?» Здесь все более чем просто. Во-первых, одновременно увлекательных, интересных и шокирующих фактов не так чтоб очень много, а от владельцев «познавательных» групп требуется постить их десятками ежедневно, чтобы поддерживать интерес у аудитории. Волей-неволей приходится припадать к сомнительным источникам и придумывать туфту. Во-вторых, ведут подобные группы нередко люди хваткие и деловые, но при этом не так чтоб очень уж умные и эрудированные, порой они и сами не понимают, что публикуют ложь, и сами охотно в свои же факты верят. В третьих, у откровенной адовой желтухи всегда зашкаливающие темпы естественного распространения. По подобному принципу, кстати, работает и обычная сверхжелтая пресса – идиотическая новость выносится на обложку, усиливается иллюстрацией, вуа-ля, тираж разметается мгновенно. Безумная американская газета Weekly World News, в которой публиковались подкрепленные фотографиями истории о том, как морские котики поймали в Ираке Сатану (я не шучу), как бомжи-пришельцы захватили трейлерный парк (опять не шучу) и как во Флориде по улицам тоскливо бродил получеловек-полукрокодил (и вновь не шучу), успешно занималась этим с ветхих 70-х. Многие российские издания (включая и центральные, декларирующие себя как информационные) делают это с конца 80-х и вплоть до наших дней. Так вот, невероятные желтые факты и репостятся в контакте десятками тысяч людей, это создает дополнительный трафик на страницы «познавательных» сообществ и увеличивает их аудиторию, что, в свою очередь, повышает доходность рекламы. Осознание этого факта позволяет выявить настоящих виновников массового оболванивания. Это, граждане и гражданки, мы с вами. И те, кто жмут сердечко под фактом «Как спастись, если вас грабят у банкомата» (утверждается, что надо ввести пин-код задом-наперед и вас тут же приедет выручать полиция), и те, кто рассказывает об этом «факте» друзьям (десятки тысяч репостов за последние недели), и те, кто ленится, увидев подобную ерунду в своей ленте, объяснить доверчивому субъекту, что это – чудовищная ложь.

Ценой этой лжи и попустительства с нашей стороны вполне может оказаться чье-то здоровье и даже жизнь. Недавно, например, пользователями десятки тысяч раз был переопубликован «полезный факт» о том, какими дешевыми аналогами можно заменять дорогие лекарства. Даже не изучая сам список, несложно представить к каким последствиям может привести это экономное самолечение.

Впрочем, сказавши «А», мы, конечно, скажем и «Б». Сообщества и публичные страницы ВКонтакте вполне могут быть (да чего уж там, нередко и бывают) крайне полезны. Оперативные новости, смелая авторская подача (невозможная на зарегистрированных как официальные СМИ ресурсах), качественные иллюстрированные анонсы, тематические фотографии и картинки, дискуссии – всего этого (и многое другое, конечно) там в избытке. Главное, следить за тем, во что вступаешь.

Мы напоследок побудем капитанами и покажем вам пять сообществ, в которых не лгут, не злоупотребляют рекламой и целенаправленно не вводят в заблуждение, делясь при этом вполне интересными штуковинами, которые не стыдно и не вредно порой лайкнуть и зарепостить:

Ложь пабликов ВК – собственно, сообщество, в котором разоблачают лживые «факты» из «познавательных» групп. Не все идеально, порой авторы становятся жертвами преднамеренных вбросов, но в целом начинание более чем полезное и благое.

Esquire – официальное сообщество «Эсквайра». У несчастного журнала сложная вконтактная судьба: наряду с этой группой имеется еще и левая, созданная некими «SMM-специалистами» и являющаяся ка раз таки одним из генераторов и распространителей «познавательных» фактов. В левой группе числится почти миллион человек (в пять раз больше, чем в официальной), без остановки постится «познавательная» лажа, реклама и мусор. Так что если вы вдруг уже не первый день думаете, что это за ад такой творится в «Эсквайре», значит вам повезло подписаться на лапшу.

Who's Your Daddy? – гиковско-нердовское сообщество. Любители «Звездных войн», супергероических комиксов, LEGO и «Теории большого взрыва» обсуждают там всяческие ботанические дела. У группы есть уйма клонов и последователей, но в большинстве из них частенько постят откровенную туфту и дикую рекламы.

Цукерберг позвонит – цинично-ироничные обзоры и обсуждения лютых провалов СММщиков, маркетологов, гуру-рекламщиков, техностартаперов да и вообще всех. Называют себя бутиковым порталом про стартапы, маркетинг и котиков. Правильно называют.

LIVE – новости о вконтактных нововведениях. Если вы где-то прочитали «занимательный» факт: «Дуров запустил новое приложение для мобильных платформ, получить которое можно, отправив СМС с номер блаблаблаблабла», то первым делом бегите туда и проверяйте. 

Понятно, что хороших и честных групп и публичных страниц намного больше и все в один их текст не уместить (в комментариях, собственно, можете расширять список до бесконечности), но общий ход мыслей, думаю, понятен.

Не читайте и не подписывайтесь на всякую дрянь. Помогайте друзьям избавляться от дряни. Когда видите ложь – смело об этом говорите. Потратив лишь пять минут своего времени, вы, возможно, поможете кому-то немного поумнеть, слегка повзрослеть, возможно даже сохранить здоровье, а то и вовсе жизнь. В конце концов, давайте, братцы, в меру сил своих пытаться держать в чистоте окружающее виртуальное пространство; нам здесь еще, наверное, долго жить.

Поделиться: