И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намЗавтра в Москве стартует II Фестиваль актуального научного кино 360°, а чуть позже, с 30 октября по 5 ноября, он пройдёт в Воронеже.
360° — это круг, который во многих мировых культурах является символом бесконечности, совершенства и непрерывного развития, всего того, к чему в идеале должны стремиться наука и творчество.
Первый Фестиваль актуального научного кино 360° прошёл в 2011 году и задумывался как новый и непосредственный формат диалога науки и общества. В этом году, с 30 октября по 5 ноября, в Воронеже покажут 15 полнометражных картин современных режиссёров. Кроме того, в специальных программах фестиваля будут представлены короткометражные и просветительские киноленты.
Организовывают показы Государственный Политехнический музей (Москва) и Школа эффективных коммуникаций «Репное» (Воронеж). Фильмы будут демонстрироваться в залах кинотеатра «Спартак», Дворца творчества детей и молодёжи, ВГУ, книжного клуба «Петровский» и кинотеатра «Колос» (Рамонь).
5 фильмов из воронежской программы фестиваля, которые нельзя пропустить:
Мэтью Рой, Канада, 2011, продюсерский проект Мартина Скорсезе
Уровень развития цивилизации часто измеряется скоростью прогресса. Но что, если прогресс на самом деле ведёт к краху? Бестселлер Рональда Райта «Краткая история прогресса» вдохновил режиссера Мэтью Роя снять фильм о том, как древние цивилизации были уничтожены «ловушками прогресса». Сегодня, когда природные ресурсы находятся на грани иссякания, а неверные шаги финансовой элиты приводят к банкротству целые страны, что поможет выйти из кризиса и обойти ловушки прогресса?
Роберт Кринджели, США, 1995–2011
В 1995 году, во время работы над сериалом «Триумф Ботаников» Боб Кринджели взял интервью у Стива Джобса. Это было десять лет спустя после того, как Джобс покинул Apple из-за конфликта с Джоном Скалли. Интервью получилось необыкновенно интересным и глубоким, однако для сериала потребовалось только 10 минут. Остальной материал считался утерянным, но недавно интервью было восстановлено с помощью новых технологий и вышло в ограниченный кинопрокат в США. Джобс рассказывает о своих первых изобретениях со Стивом Возняком, о том, как они изобрели Blue box и позвонили Папе Римскому, о том как они собрали первый компьютер Apple и как основали компанию.
Виктор Косаковский, Россия – Аргентина – Голландия – Германия – Чили, 2011
Однажды режиссер фильма Виктор Косаковский оказался в Аргентине и, глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет? Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возникла идея фильма о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной. Авторский концептуальный угол зрения выявляет глубинные связи между людьми и ландшафтами, расположенными максимально далеко друг от друга.
Джеймс Марш, США, 2011
Фильм рассказывает о том, что ещё почти сорок лет назад, в 1973 году, психолог-бихевиорист Херберт Террас решил проверить, можно ли обучить шимпанзе языку жестов, если вырастить его среди людей. Отобрав у матери новорожденного шимпанзе, он отдал его на воспитание в многодетную семью. Так начинается проект «Ним»: героя зовут Ним Шимский — в честь Ноама Хомского, утверждавшего, что язык генетически присущ только людям.
Режиссера не интересует контекст, история, но она всегда проступает, как симпатические чернила. Когда герои рассказывают, как шимпанзе курил с ними траву или как человеческая «мать» выкармливала его грудью, они разводят руками — что вы хотите, это были семидесятые. Но когда Ним подрастает и начинает кусаться, Террас не находит ничего лучше, чем сдать его обратно в питомник. «Я подумал, – улыбаясь, говорит он, — что теперь ему пора удовлетворять свои базовые потребности».
В своем кино Марш пытается нащупать границу звериности и человечности. Выводы, которые делает режиссер – шокируют…
Екатерина Еременко, Германия – Россия, 2012
За шесть чувств отвечают шесть крупнейших математиков мира. Анатолий Фоменко объясняет математическим законом, как идеально устроить московские улицы («так называемая проблема Штерна»), и рассматривает плафоны в московском метро. Ади Ранган спрашивает, как мы распознаем запах дохлой рыбы среди множества других запахов, и ищет формулу обоняния. Жан-Мишель Бисмут объясняет науку как «музыку мышления».
Математика предстает здесь наукой совершенно живой и уж точно не скучной. Даже наоборот. «Я пытался уйти из математики, — говорит Бисмут, — и чуть не умер со скуки». В «Чувственной математике» ценна попытка заглянуть из скучного мира в интересный, что отлично получается у режиссёра.
Программа делится на три части: основная, для детей и программа «Короткий метр». Помимо демонстрации современных документальных фильмов фестиваль включает лекции, дискуссии и мастер-классы с участием кинематографистов и героев фильмов: учёных и исследователей.
Большинство фильмов в России будут показаны впервые.