Жизнь

Искусство, подталкивающее мир к неизбежности

Искусство, подталкивающее мир к неизбежности
Авторы ХХ века о ХХI. Страх и постмодерн.

Когда-то Уильям Берроуз сказал, что предназначение писательства в том, чтобы заставить событие произойти.

О роли искусства в жизни общества можнно говорить часами, а вот о том, что многое из написанного воплощается в жизнь, не всегда есть что сказать. Я не говорю о писателях-фантастах, которые создавали урбанических механизированных монстров. Я имею в виду авторов, которые писали о скором будушем, не испытывая благоговения перед развитием техники. Меня заинтересовало мнение писателей ХХ века о политическом строе и развитии общества в ближайшем будущем.

Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» говорил о том, что в будущем нас ждёт инфобум, настолько забивающий сознание потребителей, что даже основные потребности будут отходить на второй план. Погоня за новой информацией будет, по его мнению, смещать интерес от важнейших событий к популярной культуре, насаждаемой сверху.

Оруэлл в антиутопии «1984», напротив, утверждал, что граждан будут стараться максимально держать в неведении от всего. Тотальный отбор и пересмотр данных в СМИ вплоть до отделов переписывания газетных статей за прошедшие годы должен создать послушное, легкоуправляемое бездушное общество: «Океания всегда была врагом».

В том же духе, правда более оптимистично, обрисовал будущее Алан Мур в графической новелле «В – значит Вендетта». 

Комиксы МАРВЕЛ, с которыми одно время сотрудничал Мур, ещё в Серебряный век комиксов обрисовывали в своих классических линиях («Люди-Икс», «Мстители»«Капитан Америка») суровое консервативное мировое сообщество, не готовое к изменениям и укоренившееся в аргессии и предрассудках.

Генри Миллер в «Черной весне» с горечью утверждал, что в наше время не так страшны эпидемии дизентерии и чумы, как повальные эпидемии безумия, охватывающие общество и способные парализовать весь мир.

Известный социолог Ортега-и-Гассет утверждал, что общество в начале ХХ века взорвалось из-за резкого информационного и технологического скачка. В книге «Восстание масс» он писал, что всё сильнее сглаживается разница между элитой и массами, что ведёт к появлению однодневной массовой культуры и общества потребления, где каждый человек будет осознавать себя важнейшим носителем права и источником свободного волеизьявления. По его мнению, такой сценарий в итоге приводит к возникновению фашизма и социализма, и, несмотря на различия идеалогий, сводится к мелконасущным консервативным идеям.

Уильям Берроуз говорил: «То, что мы называем «искусством»,  живопись, скульптура, литература, танец, музыка  магическое по своему происхождению. Это потому, что оно первоначально использовалось с ритуальными целями для создания довольно определённых эффектов. Влияние искусства не менее убедительно, когда оно косвенно. Вспомните, что тридцать лет назад слово fuck не могло появиться на печатной странице. Сейчас, с падением цензуры и высвобождением Мира, «Нью-Йорк Таймс» печатает fuck, произнесёное Президентом Соединенных Штатов.

«Нас ждёт инфобум, настолько забивающий сознание потребителей, что даже основные потребности будут отходить на второй план.»

Состязательная сверхинфляция ценностей может привести к La Chute del'Art (падению искусства): тотальному коллапсу рынка искусства. Представьте себе артистическую Фондовую Биржу, где все художники стоят возле своих полотен, неистовые телефонные звонки от брокеров коллекционерам. Как только артист выпадает за борт Биржи, Департамент здравоохранения принуждает его сдать картины в общественный крематорий. Какое искусство переживет такую бойню?».

«Тотальный отбор и пересмотр данных в СМИ вплоть до отделов переписывания газетных статей за прошедшие годы должен создать послушное, легкоуправляемое бездушное общество.»

Утверждать, что кто-то из авторов не прав, можно долго, однако, в целом авторы сходятся во мнении, что глобальная консервативная волна неизбежна. Последний раз она нахлынула в 80-е годы ХХ века. Вслед за ней был резкий культурный всплеск. Новая волна, подогретая глобальным экономическим кризисом и всплеском оранжевых революций, началась в середине двухтысячных и не утихает до сих пор. К чему это приведет, можно только гадать. Интересно, что как российские, так и западные СМИ вновь заговорили об объединении сценариев, предсказанных Хаксли и Оруэллом: жёсткий контроль информации и её постоянное редактирование компенсируется активными инфовбросами ни о чём.

2480
Сергей Апельсинов
2 ноября, 07:00

Поделиться: