И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намПока сокращения полностью не превратили профессию в социальный рудимент, мы поговорили с лифтером, который уже больше тринадцати лет следит за работой механизма вертикальных перемещений. Downtown.ru выяснил, почему ломаются лифты и как к нам, застрявшим, приходит помощь.
Просто так тебя работать никто не возьмёт, нужно пройти обучение и сдать экзамен. 13 лет назад, когда я только устраивалась, целый месяц ходила каждый день на курсы в учебный корпус на Сакко и Ванцетти. После окончания мы сдавали экзамены по теории работы лифтов и по технике безопасности. Я, конечно, волновалась, но всё равно не так, как в молодости. Вообще это не последний экзамен, потому что кадому лифтёру потом ещё раз год нужно сдавать новый по технике безопасности.
Работа лифтёра не престижная и малооплачиваемая, поэтому работать идут в основном пенсионерки лет шестидесяти, которые ищут подработку к пенсии. Часто лифтёры выбирают место поближе к дому, чтобы можно было забежать к себе, взять еды, например. Увольняются редко, обычно из-за старости, когда здоровье не позволяет переносить серьёзные физические нагрузки или просто нет сил подниматься несколько раз за день на 9 этаж.
Была одна женщина, которая сначала уволилась, но потом не смогла целыми днями сидеть дома и вернулась на работу. Мы же, лифтеры, люди старой закалки, которые на заводах работали и не привыкли к безделью.
Наша диспетчерская — это обычная однокомнатная квартира, только там ничего нет, кроме стола, дивана, туалета и, самое главное, пульта, на который приходит сигнал о поломке лифта. В каждом районе есть несколько таких диспетчерских, и на каждую приходится по 4 лифтёра. Мы работаем посменно, сутки через сутки по одному человеку. На работе переодеваемся в форму, так как приходится иногда залезать на крышу лифта, а там мазут, испачкаешься — не отмоешься.
За мной закреплено 13 лифтов в четырёх домах, которые находятся прямо напротив диспетчерской. От рабочего места никуда отходить нельзя, чтобы не пропустить сигнал о поломке. Только на обед можно отойти, но мы стараемся всё время сидеть в диспетчерской. Вдруг кому-то понадобится помощь, а лифтёр не на месте. Наша самая главная задача — освободить застрявшего.
Когда лифт застрял, на пульте загорается кнопка и издаётся сигнал. По двусторонней связи я говорю застрявшему, чтобы он ничего не делал, что я сейчас подойду. Направляюсь к дому, где неисправный лифт, поднимаюсь пешком на самый верхний этаж в машинную комнату. Там есть штурвальное колесо, тормоз и специальное устройство, которое показывает, на каком этаже остановился лифт. Одной рукой держу тормоз, другой кручу штурвальное колесо, опуская или поднимая лифт на нужный этаж — похоже на то, как в колодце набирают воду. Когда дело сделано, спускаюсь на этаж, специальным ключом открываю двери шахты и лифта и выпускаю застрявших.
В кабине лифта установлены маленькие микрофоны. Я могу нажать на кнопку и слышать всё, что там происходит, о чём говорят.
Я всегда должна проверять лифт на исправность. Если есть поломка, устраняю её самостоятельно или вызываю механика. Если внезапно отключают в районе свет, отправляюсь ко всем числящимся за мной лифтам, стучу по кабинам ключами, прислушиваюсь, спрашиваю, нет ли кого внутри. Также мы должны раз в четыре дня делать влажную уборку лифта: мыть пол, оттирать надписи со стен. Сейчас повсюду лифтёров сокращают, пытаются на одного навесить 30-40 лифтов. Времени совсем нет на уборку, поэтому ей в основном занимаются сами жильцы.
Иногда сигнал на пульт приходит из-за того, что какой-нибудь посторонний предмет мешает дверям закрыться, и лифт никто не может вызвать. Когда не работает свет в кабине, тоже идёт сигнал на пульт. Люди редко обращают внимание на грузоподъёмность, отчего часто случаются перегрузы, а из-за них лифт садится на ловитель и никуда не едет. Тогда идёшь в машинную комнату, снимаешь лифт с ловителя и вручную поднимаешь кабину с восемью пассажирами. Трудновато, а что поделаешь.
Лифтеру ни в коем случае нельзя ездить на лифте, который он обслуживает. Сам себе не позвонишь и не вызовешь помощь. Однажды я застряла на 40 минут. Это ещё ничего, было хуже: лифт со мной внутри остановился между 3 и 4 этажом, высота лифта — 2 метра 20 см, во мне — 1,5 метра; я присела на корточки, подпрыгнула, зацепилась за край пола и выбралась. Но бывали и смертельные случаи. Один лифтёр полез убираться в приямке (место ниже первого этажа, где обычно через щель в полу видно валяющийся мусор) и забыл выключить лифт. Он поехал вниз, а она, не сообразив лечь на землю, где есть около метра свободного расстояния, стала пытаться выбраться, но не смогла.
Будьте осторожны: когда двери лифтовой шахты открываются, самой кабины может не оказаться — она ещё не приехала. Чтобы не упасть в приямок и не поломать ноги, обратите на это внимание.
До сих пор есть такие машинные комнаты, в которые попасть можно только через крышу. Мне приходилось через люк забираться на крышу, потом уже залезать в машинные комнаты, а их примерно 5 на дом, и запускать работу каждого лифта. Ходила всегда с фонарём, потому что в 7 утра и 11 вечера темно. Однажды так шла вечером по крыше, там каким-то образом оказалась компания молодых людей, когда они меня увидели, начали кричать, гоняться вокруг антенн. Подумали, наверное, в пьяном дурмане, что я Карлссон.
Иллюстрации: Алиса Семанова