И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намПродолжаем рассказывать о профессиях изнутри. В этом материале маршруточник Олег, который предпочёл остаться инкогнито, рассказал нам о том, что представляет из себя водитель маршрутки и какое он занимает место в иерархической системе общественного транспорта города. Благодаря ему мы узнали, как становятся владельцами собственного маршрута, почему молодых тянет за баранку и по каким причинам маршруткам необходимо быть резиновыми.
Официально главным для нас является Департамент промышленности и транспорта Воронежской области. Но на деле для нас главный — это владелец определённого маршрута, который, в свою очередь, зависит от транспортной компании. Она предоставляет владельцам маршрута транспорт, территорию для стоянки автобусов, врачей, механиков и бухгалтеров, обслуживающих маршрутный транспорт.
Мне дали в буквальном смысле один каркас от икаруса, из которого я полгода собирал полноценный автобус.
Организовать свой маршрут и стать владельцем может и сам водитель, если у него, конечно, есть место для стоянки и начальный капитал, чтобы оплатить все услуги обслуживающего персонала.
Но, как правило, водитель начинает работать на чужом автобусе, потом накапливает деньги, покупает свой транспорт и начинает работать на себя, выплачивая только каждый месяц определенную сумму владельцу, тому, кому принадлежит маршрут. Когда я начинал в 90-х, сложно было устроиться водителем, потому что транспортная сеть не была развита. Мне дали в буквальном смысле один каркас от икаруса, из которого я полгода собирал полноценный автобус.
У нас рабочий день начинается в 5 утра. Надеваем свободную одежду и удобную обувь, чтобы было комфортно двигаться, забираться в кабину, ноги чтобы не затекали. Приезжаем на стоянку, где находится весь транспорт с маршрута, обязательно проходим обследование у врача на трезвость и психическую вменяемость, машину на исправность проверяет механик. После всего мы получаем путёвки и — в путь.
У каждого водителя, если он ездит не на своей машине, есть ежедневный план. Суммы у всех разные, всё зависит от популярности рейса, района, где он проходит. Вообще, план устанавливает сам владелец маршрута. Он неделю ездит как водитель, смотрит, сколько выходит в среднем денег за день, сколько нужно потратить на топливо, мойку и техобслуживание. Если на выходе получается, что у него прибыль небольшая, он план увеличивает.
Даже когда маршрутка по швам трещит от количества пассажиров, водитель всё равно останавливается на остановке по одной простой причине — чем больше людей, тем больше выручка.
Лучше всего водителю, у которого своя машина. Он тогда план не должен выполнять, а просто отдает владельцу маршрута определённую сумму. Она колеблется от 12 до 20 тысяч. Всё зависит от того, сколько этот маршрут приносит прибыли. Отдаёт раз в месяц деньги, а всё остальное забирает себе.
Ещё нужно соблюдать интервал движения. Если на маршруте много автобусов, то интервал больше — минут 10, если их мало, то этот интервал сокращается минут до 5.
В большой транспорт типа 5а или 90 люди сами залезают, даже когда он до отказа забит. Тут уж к водителю никаких претензий. Другое дело — газели или форды. Можно проезжать остановки, когда маршрутка по швам трещит от количества пассажиров, но водитель всё равно останавливается по одной простой причине — чем больше людей, тем больше выручка. Ему-то всё равно, он не в тесноте, не в обиде.
Сейчас кондуктора в основном есть в больших автобусах, в пазиках меньше, в газелях вообще их не бывает. Они нужны как помощники водителю, чтобы он не отвлекался от дороги и не становился потенциальной опасностью. С каждым разом реже встречается, потому что на них стали экономить.
Если он начинал крутить рукой, это значило, что мне нужно шевелиться, потому что сзади едет конкурент, которому может не понравиться, что я торможу и мешаю ему зарабатывать.
Бывает, что кондуктора воруют деньги за проезд. Это легко сделать, особенно в больших автобусах. На пазиках ещё ладно, а вот в 90-м кондуктор вообще без контроля сидит — бери не хочу. Водитель же не знает, сколько там вошло пассажиров.
Всё очень просто: старая машина стоит дешевле, поэтому быстрее окупается. На некоторых маршрутах меньше прибыли, поэтому и машины попроще. У 125-го одни новые форды, потому что маршрут один из самых популярных и прибыли больше приносит.
Машины практически все покупают здесь, в Воронеже. Новые — в салонах официальных дилеров, а подержанные — на коммисионных площадках продажи коммерческих автомобилей. Конечно, чаще покупают подержанные модели, вы и сами замечаете на улицах. Согласитесь, не каждый станет покупать новый Ford Transit за 1 300 000, когда можно купить газель 2007-го года за 250 тысяч.
Практически в каждой маршрутке установлена отечественная GPS-система Глонасс, по которой хозяин маршрута следит за водителями. Система эта работает откровенно плохо, именно поэтому на электронных табло, которые есть на некоторых остановках, показывают одно время прибытия автобуса, а он на самом деле приходит гораздо позже. Сигнал со спутника часто пропадает, поэтому такие несостыковки.
Когда ещё не было этого Глонасса, водители при встрече друг другу всё показывали жестами. Например, если я встречал напарника, который уже возвращается по маршруту обратно, и он пальцами одной руки дотрагивался до ладони другой, это значит, что впереди меня едет конкурент, который забирает всех моих клиентов. Такой жест означает, что мне нужно быть шустрее, если я не хочу остаться без выручки. Или если он начинал крутить рукой, это значило, что мне опять же нужно шевелиться, потому что сзади меня едет конкурент, которому может не понравиться, что я торможу, и мешаю ему зарабатывать.
В последнее время в газелях стали появляться на кабине водителя объявления «Одно свободное место». Это по двум причинам так пишут. Во-первых, рядом с собой водитель оставляет одно место пустым, чтобы элементарно не задевать пассажира во время передачи денег. Вторая причина намного интересней: водитель оставляет место для красивой девушки, с которой можно познакомиться.
Пассажир хамит не меньше. Особенно утром, потому что оно добрым не бывает, и вечером, когда он весь такой уставший хочет скорее домой.
Был один веселый случай. Как-то женщина лет сорока попросилась ко мне вперед, я её попросил пройти в салон, а на следующей остановке посадил рядом с собой очень красивую девушку. Так та женщина обиделась, начала ругаться, в итоге практически выскочила из маршрутки. До сих пор перед ней как-то неудобно.
Все почему-то думают, что водители маршруток невоспитанные, необразованные и им лишь бы похамить. Но ведь пассажир хамит не меньше. Особенно утром, потому что оно добрым не бывает, и вечером, когда он весь такой уставший хочет скорее домой.
Иллюстрации: Алиса Семанова