И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намЮрий Хой — один из немногих русских музыкантов, которого каждый назовёт настоящей рок-звездой. В его жизни было всё: первые места в хит-парадах, скандалы, бесконечные гастроли, толпы фанатов и фанаток, любовь, наркотики и, как всегда в таких историях, ранняя смерть. Сегодня исполняется 25 лет одной из самых главных групп русского рока — группе «Сектор Газа». Редакция Downtown.ru разобралась во всех сплетениях их сложной истории: от рождения до сегодняшних дней. Все альбомы, все участники и составы в хронологии Downtown.ru.
Будущий главный советский панк всех времён, Юра Хой, тогда ещё просто Клинских, родился 27 июля 1964 года в Воронеже. Страсть к стихосложению просыпается в нём ещё в школе, во многом благодаря его отцу Николаю Митрофановичу, инженеру с ВАСО и одновременно поэту-любителю. Чуть позже, благодаря сводным братьям, узнав о существовании The Doors и The Rolling Stones, Юра начинает самостоятельно осваивать гитару и писать первые песни. После службы в рядах Советской армии, дембель Клинских увлекается русскими группами:
Если до армии я слушал только «Машину Времени» и «Воскресение», то после неё я познакомился с творчеством групп «Кино», «Зоопарк», «Аквариум» и многими другими. Если сначала я слушал только запад, то после армии подсел на наш рок.
Вскоре Юра знакомится с Александром Кочергой, более известным как Ухват, который организовал в Воронеже рок-клуб на манер ленинградского и екатеринбургского. Поначалу Клинских занимается здесь решением организационных вопросов, но потом по совету Ухвата решает создать собственный проект. Сама идея зародилась в начале 1987 года, а ближе к зиме сформировался и первый репертуар.
Днём рождения группы сам Хой называл 5 декабря 1987 года. Именно в этот день на фестивале воронежского рок-клуба Юра Клинских выходит на сцену в качестве лидера «Сектора» и исполняет первые песни — «Колхнозный Панк», «Сумашедший Труп», «Я Мразь», «Спокойной Ночи, Малыши». На этот момент в состав проекта, помимо Клинских, входит басист другой воронежской группы «Декрет о Мире» — Миша Финк.
После фестиваля Юра собирает состав, который даёт ещё несколько концертов в Воронеже и на фестивале памяти Башлачёва в Череповце.
Позже к группе присоединяются барабанщик Олег Крючков (Крюк), басист Семён Тетиевский и гитарист Сергей Тупикин. И в таком составе «Сектора Газа» записывает два первых альбома — «Плуги-Вуги» и «Колхозный Панк». В разгар записи группу покидают Крюков и Тетиевский, Тупикин берёт в руки бас, а на гитару ангажируется известный воронежский гитарист Игорь Кущев (Кущ). Оба альбома получаются довольно плохого качества, и оригиналы записей мало у кого сохранились. На этом фактически и закончивается история первого состава «Сектора Газа».
Хлёсткое и остроумное название группы придумал вовсе не сам Клинских, а его друг Александр Ухват, шутливо назвав так пахнущий каучуком Левобережный район Воронежа. Правда, поначалу он собирался подарить название своему армейскому другу, но в итоге отдал Юре. Впрочем, история происхождения доподинно неизвестна и до сих пор, так как многие близкие к «Сектору» люди излагают абсолютно разные версии.
Прозвище Хой приклеилось к Клинских из-за фирменного клича, которым он постоянно подогревал толпу.
Новый состав «Сектора Газа» сформировался на базе павшей в небытие воронежской группы «Фаэтон». Её лидер Андрей Дельцов, подружившийся с Хоем, стал первым продюсером «Сектор Газа». В новый состав проекта вошли барабанщик Александр Якушев, басист Сергей Тупикин, гитарист Игорь Кущев, вокалистка Татьяна Фатеева, и, конечно, сам Юра Клинских. Через год, в мае 1990 года, «Сектор Газа» выпускает два новых альбома, записанных всего за 4 дня: «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна Вошь». Эти альбомы превращают «Сектор Газа» из местных знаменитостей в звёзд всесоюзного масштаба. Глубокомысленные пассажи о загробной и деревенской жизни, сдобренные сочной ненормативной лексикой, становятся настоящим открытием для неизбалованной советской аудитории. «Сектор Газа» гастролируют по всему СССР. К слову, одновременно с ними гастролируют, по слухам, ещё пару «левых» составов проекта бывшего директора группы — московского бизнесмена Фиделя Симонова, задумавшего сделать из воронежских панков «звёзд» на манер «Ласкового Мая» Андрея Разина. Пару пересечений на гастролях настоящего и левого «Сектора» заканчиваются вполне логичными драками.
По-настоящему народной группой «Сектор Газа» становятся с выходом пятого альбома «Ночь перед Рождеством» в 1991 году, ставшего первым записанным на студии Gala Records в Москве. Именно здесь впервые звучат такие хиты, как «Ява», «Кума», «Снегурочка» и другие.
Апогеем популярности «Сектора» стало выступление на центральном телевидении: группа Хоя засветилась в популярных в то время проектах — «Программе А» (РТР) и «50/50» (ОРТ).
«Сектор Газа» продолжает активно гастролировать и, конечно, выпускать новые альбомы: следующим становится «Гуляй, мужик» (1992), со знаменитыми «Частушками» и «Нажми на газ», с душещипательной «Взял вину на себя» о судьбе собственного брата и «Девушкой», в которой парадоксальным образом встречаются Yes и Deep Purple.
Однако, несмотря на сумашедший успех, группа не выдерживает бешенного графика гастролей, и вскоре Наталья Фатеева и Сергей Тупикин покидают «Сектор Газа». Вместо Фатеевой в последующих записях одно время принимала участие вокалистка Инна Пухонина (Бухарина), а место Тупикина было прочно занято секвенсером.
1994 год становится самым плодовитым в истории «Сектора Газа». Во-первых, выходит новый, самый матерный диск группы — «Танцы и порево», во-вторых, альбом «Сектор Газа», включавший в себя как старые, так и новые треки, получает официальное звание дебютного. И, наконец, появляется главное детище Хоя — «Кащей бессмертный». Задумка создать панк-оперу у Юры была уже давно, и вот замысел наконец-то превратился в жизнь. Все партии в «сказке», кроме арии царя и Василисы, исполняет сам Хой.
После «Сказки» у Хоя наступает творческий кризис и пару лет группа ничего не выпускает, не считая сборника «Избранное», изданного всё той же Gala Records. Но проект активно гастролирует.
В этот период Хой окончательно отходит от имиджа «колхозного панка». Строго говоря, Хой никогда и не считал «Сектор Газа» панк-роком, а этот ярлык прилепился к группе из-за внешней атрибутики — цепей, рваных джинс и кожаных жилеток. Возможно, именно смена имиджа помогает записать альбом «Газовая атака», который он сам считал лучшим. Пережив два года молчания, «Сектор Газа» возвращается с совершенно новым материалом, кардинально отличающимся от предыдущих творений Хоя. На «Газовой атаке» практически нет мата, а по количеству лиричных переживаний он может дать фору творчеству Тани Булановой. Именно в этот альбом вошли главные хиты «Сектора», которые даже можно услышать по радио: «Туман», «30 лет» и, написанная в соавторстве с отцом, Life.
После «Газовой атаки», «Сектор Газа» вновь попадает на отечественное телевидение, и популярность группы набирает новые обороты. Год спустя выходит альбом «Наркологический университет миллионов». На нём Хой вовсю продолжает экспериментировать с рэпом, много матерится и поёт «Пора Домой», которая становится гимном дембелей. В то же время он слушает Bad Balance и «Кирпичи», что заметно по звучанию его песен. Хой задумывает записать полноценный рэп-альбом, однако, начавшийся кризис помешал его планам: группу покидают гитарист Черных и ударник Якушев, и впредь «Сектор Газа» выступают не только без басиста, но и без барабанщика.
В том же 1996 году выходит на свет комикс «Похождение Юры Хоя в царстве зла», придуманный и нарисованный постоянным оформителем обложек группы Дмитрием Самборским. Сам Хой был в восторге от книжки, как и многочисленные поклонники «Сектора». Собственно, этот комикс дополнил имидж группы как народной, а её лидера сделал почти фольклорным персонажем. Загробные тематики Самбрского и Хоя были будто созданы друг для друга, и комикс здесь — итог многолетнего и плодотворного союза.
Несмотря на зашкаливающее количество жутких персонажей, будто выпрыгнувших из больного сознания средневекового крестьянина, комикс довольно милый и позитивный: Юра Хой в роли доброго персонажа борется с Дьяволом. И, разумеется, побеждает.
В 1999 году под маркой «Сектор Газа» выходит ещё один диск, получивший название Exstasy. Собственно, это не альбом, а сборник ремиксов от воронежского Dj Krot (Алексей Брянцев) с перезаписанным вокалом. В том же году на прилавках магазинов и лотков всей страны появляется масштабная «Коллекция», которая включает полную дискографию «Сектора газа», комиксы Дмитрия Самборского и новый диск ремиксов.
В первый год двадцать первого столетия Хой наконец исполняет свою мечту и пишет полноценный рэп-альбом (скорее, даже рэпкор-альбом) — «Восставший из Ада». Диск получается крайне жёстким как по звучанию, так и по текстам. По большому счёту, он близок к корням: здесь хоррор-панк звучит по-настоящему мощно и зловеще, оставляя конкурентов из, например, «Короля и Шута», далеко позади. Из стилистики выбивается лишь полународная «Демобилизация», включённая Хоем в альбом больше из-за памяти коммерческого успеха «Пора Домой».
На басу в «Восставшем из Ада» сыграл участник «Монгол Шуудан» Василий Дронов, чем сам Хой очень гордился. Однако, альбом вышел лишь после смерти Хоя, который скончался 4 июля 2000 года, не дожив трёх недель до своего тридцать шестого дня рождения.
Официальная причина смерти Хоя — сердечный приступ. Хотя споры, о том, из-за чего на самом деле умер Юра, продолжаются до сих пор. Одни говорят, что Ольга подсадила Хоя на иглу, кто-то упоминает цирроз печени, а кто-то даже уверен в мистическом характере кончины: вспоминают о 13-м альбоме группы, включавшем 13 песен и вышедшем в 13 годовщину основания «Сектор Газа».
На похороны Клинских пришёл весь Воронеж, а его памятник сегодня — одна из главных достопримечательностей города.
После альбома «Ночь перед рождеством» Игорь Кущ покинул команду, поссорившись с Хоем. Одной из причин ухода стало нежелание Хоя включать в репертуар группы песни Куща. Помирились они лишь за неделю до смерти Юры.
Со смертью Хоя заканчивается и история «Сектора Газа». Но лишь отчасти — на обломках группы возникло несколько других. Одной из таких стала команда «Ex-Сектор Газа», в состав которой вошли Игорь Кущев, Александр Кочерга (Ухват), Татьяна Фатеева и барабанщик Александр Кривохата, а директором группы стал основатель фан-клуба «Сектора Газа» Сергей Гузнин (Ким). Спустя две недели после похорон, на студии Gala Records группа приступает к записи дебютного альбома. Он получает название «Радиоактивные улыбки» и выходит в свет в мае 2001 года. Реакция на него оказывается неоднозначной, особенно много проблем было с родственниками Хоя, которые были против использования названия группы.
Однако в начале 2002 года выходит новый альбом «Экс-Сектора» — «Пофигизм и здравый смысл». К тому времени, группу покинули Фатеева и Ким, решившие создать свой собственный проект «Сектор Газовой Атаки».
«Ex-Сектор Газа» же, вкупе с резкой критикой фанатов Хоя и судебными исками от его родственников, рассорился с Gala Records и, выпустив в 2004 году последний альбом «Огненный рай», прекратил своё существование.
В настоящее время Игорь Кущ проживает в Воронеже и готовится в этом году выпустить новый альбом.
Группа «Сектор Газовой Атаки» появилась в 2002 году. Выпустив альбом «Памяти Юрия Хоя», проект вступает в нешуточный конфликт с Gala Records. Но группу это не остановливает, и она продолжает выпускать диски до сих пор: например, альбом «Соображающие» вышел в этом году.
Ещё одним интересным фактом является то, что «Сектор Газовой Атаки» является единственной не воронежской группой, связанной с Хоем. Они принципиально не исполняют песен Хоя, а также не гастролировали почти 9 лет, чтобы никто не путал их с группой Юры.
Третьей группой-наследницей «Сектора Газа» стала образованная в 2004 «СГ». В её состав вошли бывшие участники «Сектора» Вадим Глухов, Василий Черных и Игорь Аникеев, а также племянник Хоя Юра Япрынцев. Их первый альбом «Ностальгия» вышел в 2005 году. Впрочем, вскоре проект покинули Глухов и Черных. В настоящее время группу можно встретить, к примеру, на «Вечере памяти Хоя» в одиозной «Нашей Среде Обитания».
В 2009 году на мировые экраны вышел фильм Гая Ричи «Рок-н-рольщик», в саундтреке к которому внезапно обнаружилось творение Игоря Кущева и группы «Ex-Сектор Газа» — песня «Допился». Она прозвучала в фильме в душещипательной сцене приготовления двух «клюквенных» миллиционеров к пыткам одного из главных героев. Раздетые до трусов, но оставшиеся при этом в форменных кепках, они точат ножи, пьют водку прямо из горла и слушают на музыкальном центре песню «Допился», герой которой бьётся с вурдалаками и зомби, а на утро просыпается в вытрезвителе.
Сам Кущев получил в качестве гонорара 40 000 рублей и букет.
Почитателями таланта Хоя была не только панковатая молодежь из российской провинции. В любви к «Сектору» не раз признавались главный биограф русского рока Артемий Троицкий (автор этих строк был личным свидетелем, как Артемий Кимович перед своим диджей-сэтом в пабе «Сто Ручьёв» поднимал бокал за «главного панка СССР»), лидер ЛДПР Владимир Жириновский, Надежда Бабкина, Сергей «Паук» Троицкий и другие известные персонажи. Отдельно стоит упомянуть несметное количество кавер-версий на песни «Сектора Газа»: их делали, например, Игорь Растеряев («Ночь Перед Рождеством»), «Наив» («Возле дома твоего»), «Бахыт-Компот» («Страх»), «Ном» («Мент»), «Кирпичи» («Life») и многие другие.
За всю историю существования группы состав сильно менялся. Одни бросали, другие приходили. 18 человек за тринадцать лет существования легенды российской музыки отдали всё, что смогли. Отдали за то, чтобы остаться героями того времени.
Солист: Юрий (Хой) Клинских / Гитаристы: Игорь (Кущ) Кущев, Игорь (Егор) Жирнов, Владимир Лобанов, Вадим Глухов, Василий Черных / Бас-гитаристы: Семён Тетиевский, Сергей Тупикин, Виталий (Питон) Сукочёв, Эльбрус (Брюс) Черкезов, Валерий Подзоров, Василий Дронов / Клавишники: Алексей Ушаков, Игорь (Кот) Аникеев / Барабанщики: Олег (Крюк) Крючков, Александр Якушев / Вокалистки: Татьяна Фатеева, Ирина Пухонина