Жизнь

Портфолио: Константин Добровицкий ищет то, чего ещё нет

Портфолио: Константин Добровицкий ищет то, чего ещё нет
Молодой фотограф об арт-проектах, двухмерных снимках и о том, как камера может сама найти кадр.

В рубрике «Портфолио» мы продолжаем рассказывать о молодых воронежских фотографах, которые работают по своим правилам и делают окружающее пространство на снимках таким, каким они его видят. На этой неделе мы поговорили с Константином Добровицким, который рассказал нам о том, как случайные обстоятельства могут сделать кадр и почему надо постоянно искать.


Константин Добровицкий

фотографирует 9 лет

 

Моё увлечение фотографией началось с Никитинской библиотеки. Фотоаппарата у меня не было, а время, отведённое на подготовку курсовых, я часто тратил на чтение и просмотр книг по истории и теории кино. Постепенно к ним добавились альбомы и журналы по фотографии. Юношеская потребность в самовыражении вылилась в покупку первого плёночного фотоаппарата. Отлично помню тот день: здание конструкторского бюро химической автоматики, неуклюжий памятник Ленину внизу, вереница траурной процессии, как кинохроника конца восьмидесятых, и снег, который пошёл точно в тот момент, когда я выбрался из этой временной дыры. Воодушевлённый символичностью момента, я зарядил первую катушку плёнки и отправился на занятия. До первых более менее удачных кадров оставалось порядка полутора-двух лет.



Готов поспорить, что аутист-бездельник в этом плане идеален для занятий фотографией.

По большей части на меня повлияло желание изменить что-то в своей жизни. Появился отличный повод проводить больше времени в прогулках по городу, начали появляться друзья по увлечению — такие жн психи, готовые в любую погоду таскаться с фотоаппаратом то по лесу, то по городским окраинам. Довольно быстро пришёл к выводу, что это всё-таки не самый командный «вид спорта». Готов поспорить, что аутист-бездельник в этом плане идеален для занятий фотографией. Для меня это некоторого рода внутренняя работа над собой, способ глубокого погружения в себя. Как в «Голубой бездне» Бессона.











В какой-то момент я решил отойти от традиционной формы работы над кадром и начал целиком доверять собственным ощущениям. Сколько бы ни было съёмок, каждый раз мы начинаем всё сначала. Это поиск того, чего ещё нет. Для меня кадр рождается в процессе разговора с моделью, из атмосферы места. Для модели самое сложное — отойти от собственного образа и желания понравиться зрителю. Здесь всё строится только на доверии: если оно есть, я поведу человека за собой и мы найдем то, что искали. Если говорить о жанровых кадрах, то ощущение это всегда одно. Как если бы я оказался внутри ожившей картины. Единственное, о чём можешь думать, выхватывая трясущимися руками камеру, как бы успеть это заснять. «Красота рисует сама себя: и когда этот процесс достигает своего апогея — я фотографирую» — точнее цитаты я не встречал.

Двум третям своих лучших снимков я обязан техническим ошибкам, браку, лени и совершенно нелогичному набору случайностей и обстоятельств.

Я предпочитаю использовать те условия и ресурсы, которыми мы располагаем. Нет десятка источников света, ассистентов, стилистов и декораций. Все максимально просто. Один на один. Мы, конечно, оговариваем заранее стилистику съёмки, место и образы, от которых будем отталкиваться. Но всё это, как правило, ради настройки и фильтра моделей. Неважно сколько я занимаюсь фотографией, двум третям своих лучших снимков я обязан техническим ошибкам, браку, лени и совершенно нелогичному набору случайностей и обстоятельств, повторить которые невозможно. Лотерейный билет и монетка — вот и весь процесс.











Обычно я сразу предупреждаю человека о том, что в 99% случаев фотография будет чёрно-белой. Виной тому и моя лень, и «требования» того, условно говоря, формата, в котором я стараюсь создавать свои снимки. Вообще случайных людей у меня практически не бывает. Поэтому все всегда готовы к своеобразному процессу и довольно мрачным фотографиям. Часто получаются двухмерные картинки. Может быть, это тяга к некоторой условности изображения, не знаю. Иногда я позволяю камере самой искать кадр: делаю серию снимков, не глядя в объектив. А иногда это работа скульптора с выстраиванием позы модели в кадре до миллиметра. Если говорить о панорамах, то здесь попытка развернуть пространство из неосознаваемых областей бокового зрения в область видимого.

Можно пытаться бесконечно повторять глянцевые картинки или темы, развитые другими фотографами, но это всё равно будет калька.

Я не стремлюсь к тому, чтобы снимки рассказывали какую-то определённую историю или сюжет. Всё равно каждый будет смотреть на это через призму своего опыта и восприятия. Ощущения от снимков, гармоничность внешнего и внутреннего образа модели для меня на первом месте. Почерк, конечно, не подделаешь, но это уже совсем другого рода работа. Скорее над собой. Раньше мне казалось, что фотография ближе к кино, сейчас всё больше убеждаюсь, что к поэзии. 

У меня много ориенторов. Часто они помогают объяснить модели в каком направлении мы работаем. Какого формата картинка должна быть в итоге. Это некий камертон, на который мы оба настраиваемся перед съёмкой. Есть, конечно, и коммерческий формат, где рамки ставит заказчик. Они, как правило, технические. В плане творческом — это постоянный поиск. Можно пытаться бесконечно повторять глянцевые картинки или темы, развитые другими фотографами, но это всё равно будет калька.

Совместные съёмки из фото-батлов превратились в мощные стримы по работе в самых непредсказуемых репортажных условиях.

У Воронежа, конечно, своя специфика. В репортажном плане есть дефицит больших событий, в коммерческом — более скромные бюджеты, в творческом — разобщённость среды и существенный недостаток арт-проектов по фотографии. Но Интернет делает свое дело. Появилась, кстати, серьёзная специализация внутри профессии. Касательно клубных фотографов, например, за время работы и становления порталов, сложилась крепкая команда. Совместные съёмки из фото-батлов превратились в мощные стримы по работе в самых непредсказуемых репортажных условиях.

Начинающим фотографам советую трезво оценивать свои силы. Работа фотографа далеко не всегда то, что показывают ленты социальных сетей и реалити-шоу на музыкальных каналах. Это отличное увлечение, но работой оно должно становиться, на мой взгляд, только если вы не можете никак иначе. Неделя, месяц съёмок запоем. Фотоаппарат на полку. Ломка? Добро пожаловать.











Больше фотографий Константина Добровицкого

4737
Ксения Камынина
21 марта, 12:00

Поделиться: