Жизнь

Немного хорошего о Швеции

Немного хорошего о Швеции
Небольшой и, надеюсь, нескучный фоторассказ о том, что мне понравилось в Швеции больше всего. Бонусом идет скучное послесловие о том, как теперь с этим всем жить.

Привет, ДТ! Чтобы сразу стало интересно: я полтора года отучился в Швеции на магистра в международных отношениях в Европе, а зимой наконец переехал домой в Воронеж и теперь в следующем году планирую заняться диссертацией. У меня накопилось два с половиной вагона фотографий, наблюдений и соображений, некоторыми из которых я с вами поделюсь. Помимо чисто просветительских, я пишу на Даунтаун еще и в корыстных целях: за эти полтора года я рассказывал про Швецию, наверное, раз сто, меня это уже порядочно заколебало, поэтому в будущем буду просто давать ссылку на этот пост безо всяких дополнительных комментариев.

Человеческая память так устроена, что из всего прошлого опыта сильнее запоминаются положительные стороны, а вовсе не проблемы. Я начал с поста «Немного хорошего о Швеции» потому, что, даст бог, будет еще «Немного плохого о Швеции», но это дело будущего. А сейчас можно немного поговорить о тех вещах, что мне в Швеции понравились. Мне это делать очень приятно.

Во-первых, и это, наверное, естественно, — мне бесконечно понравился Стокгольм. Ребята, Стокгольм — это абсолютное маст-си.

Я совсем не очень много поездил по миру, но только в Стокгольме у меня, обыкновенного русского патриотично настроенного малого с машмета, спонтанно возникло нерациональное желание все бросить к чертовой матери и переехать сюда. Такого не было в Брюсселе, в Нью-Йорке, Бостоне, Петербурге, Москве (хотя у кого там оно в Москве бывает). А вот в Стокгольме такое желание появилось.

Первый раз как следует я рассмотрел Стокгольм в начале января 2011-го года.

Стокгольм зимой

Предыдущее
Следующее
1 фото из 15

Летний Стокгольм удивительным образом преображается из нордически спокойного, меланхоличного, неприступного града в играющий оркестр пышной изысканной архитектуры, обаятельных каналов и зеленых крон.

Стокгольм летом

Предыдущее
Следующее
1 фото из 8

Я был в Стокгольме раз десять, но по чуть-чуть, а все остальное время жил в Линчепинге — то ли четвертом, то ли пятом городе по численности населения в стране. Стокгольм вместе с Линчепингом в некотором смысле похожи на пару Москва—Воронеж — первый город абсолютно доминирует в инфопространстве благодаря столичному статусу, однако второй органичнее и объективнее передает быт страны в целом. Стокгольм — это Стокгольм, а Линчепинг — это Швеция.

Линчепинг

Предыдущее
Следующее
1 фото из 14

Университет Линчепинга (LiU, ЛиЮ), где я учусь, входит в число самых известных в Швеции, хотя и уступает вузам Стокгольма и особенно Уппсалы по уровню престижности (хотя оценивать, конечно, надо не престижность вуза, а силу программы, а моя программа чуть ли не лучшая в стране). Про чисто образовательный аспект есть смысл написать отдельный пост, чем я когда-нибудь займусь. А пока... 

Универ Линчепинга. Ай лайк ит соооу мач, йа гилла де соооо микке!

Университет

Предыдущее
Следующее
1 фото из 17

Итак, немного показал и рассказал вам о Стокгольме, Линчепинге и его университете. Все, занятных фоточек и ванильной тексты больше не будет, я включаю заумь. Ну, заумь или не заумь, а вот это последнее обстоятельство, которым я завершу пост, — оно меня волнует и поражает больше всяких ледяных дворцов, стеклянных лифтов в универах и прочих производных. Штука вот в чем.

Швеция добилась совершенно равномерного распределения ресурсов (прежде всего, финансовых) по стране. Просто эталонное равновесие.

Поясню. Вот есть определенный набор шведских представлений о городской среде, ее комфорте, муниципальном и частном сервисе. Это, например: то, с какой плотностью надо строить дороги и когда их менять; то, какой ширины надо делать велосипедные дорожки; то, пассажирские автобусы каких марок и возраста должны ходить по городам; то, на каком расстоянии друг от друга надо возводить торговые центры, эстакады, железнодорожные пути, копать каналы, строить парки, кинотеатры, кладбища, школы, автопарковочные комплексы; то, какие услуги муниципалитеты должны предоставлять на собственных веб-сайтах, и так далее. И вот этот набор требований и стандартов скрупулезно соблюдается и просто фанатично последовательно работает просто куда ни посмотри.

На практике это значит, что если из Линчепинга поехать на машине в Муталу одним днем погулять, пофоткать и поиграть во фрисби, — это будет значить всего лишь перемещение из одного города в другой, а не путешествие во времени на 50 лет назад, как в случае с аналогичным по расстоянию маршрутом из Воронежа в Россошь. Если в Стокгольме ездят 2-4-летние немецкие MAN'ы «гармошкой» за 120 тысяч евро каждый, то ровно такие же прекрасные автобусы ездят по всем другим городам и между ними. Если в университете Карлстада можно отслеживать расписание занятий, оценки за экзамены и требования к новым курсам в своем личном онлайн-дневнике, то университет Хельсинборга предлагает студентам ровно такую же понятную, приятную и гуманную систему. Если центр Линчепинга на каждом шагу выложен стильной плиткой «под старину», красивыми метровыми столбиками с фонарями и цифровыми табло с режимом движения автобусов на каждой остановке, то будьте уверены, что центр Норчепинга обустроен и сияет ровно так же. Наконец, если в Гетеборге можно на новой съемной квартире подключиться к интернету просто всунув шнур в ноутбук и позвонив в любую из пяти интернетовских компаний по выбору, то в чисто студенческом городе Уппсала будет все так же легко, просто и диджитал.

И это все просто потрясно. Высокотехнологично, современно и для людей.

Из этого вытекает главный мессидж, уж коль скоро мы тут все коллективно «формируем имидж Воронежа в глазах его жителей и гостей». Так вот, дорогие господа. Имидж Воронежа, о котором мы все так много говорим, — он не в рулонах презентационных ватманов, не в логотипах кутюрье от дизайна, не в диванах на автобусных остановках, не в особенных шрифтовых гарнитурах в надписях в привокзальных туалетах и даже, скорее всего, не в скандальных галеристах с модными серьгами в ушах. То есть, это все, конечно, нужно. Но потом. 

А сейчас, сегодня, имидж Воронежа должен строиться долгой последовательной кропотливой работой руками и мозгами.

Работой ради одного: сделать город не для маркетологов, декораторов и дизайнеров. Сделать город для людей. Ведь город — это среда обитания. Город — это метод мощения дорожного полотна, цвет антипарковочных столбиков на тротуарах и форма сточных канав. И тихие ухоженные скверы. И скромная, но стильная архитектура. И проработанная водная зона. И повсеместные велодорожки. И спонтанный талантливый стрит-арт. И еще три вагона всего того, что маркетологи не могут посчитать, а значит не видят, не замечают, не чувствуют и не понимают.

Я вам руку даю на отсечение (если нужно, то даже правую), что самые замечательные и выгодные Воронежу ярлыки и эпитеты — то самое позиционирование! — прилепятся самостоятельно, без лишних особых маркетинговых усилий. И как только город созреет, — можно будет уже развлечься и логотипами, и презентационными ватманами, и шрифтовыми гарнитурами, и модными скандальными галеристами.

Важнее быть, чем слыть. На этой ноте мой первый пост на ДТ считаю завершенным. :)

P.S. Фоторассказы подробнее можно найти у меня на сайте. Например, о Стокгольме можно почитать тут и тут, а об универе Линчепинга — тут. О самом Линче я планирую написать фоторассказ позже.

 
Стас Сырицын
26 мая, 07:00

Поделиться: