И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намDowntown продолжает серию публикаций о молодых воронежских фотографах — нам интересны люди, близкие по духу, которые ищут новые тенденции и не боятся экспериментировать. Сегодня о неподдельных эмоциях из горячих точек и о том, что такое рифма в фотографии, рассказал Алексей Ликутов.
фотографирует 3 года
Когда мне было лет десять, меня отправили на море и выдали Смену 8М — плёночную беззеркальную камеру. В то лето я потратил почти все свои деньги на плёнку. Потом началась эра цифромыльниц и, наконец, цифрозеркалок. В самом начале мне было интересно останавливать время перед камерой, ловить момент. Позже меня привлекли характеры людей. Затем природа, её математическая точность, с которой она создавала невообразимые пейзажи. Тут, конечно, свою роль играло и воображение. Сейчас же мне интересны ситуации, мелочи в кадре, которые создают гармонию и заставляют вас разглядывать снимок снова и снова.
Важным я считаю умение видеть «рифмы» в кадре — такие вещи, которые сочетаются между собой. Проще говоря, это игра в ассоциации.
Люди, повлиявшие на меня, в большинстве своём забытые или вовсе неизвестные, но именно они научили меня смотреть иначе на привычные вещи, видеть уникальное в обыденном, «читать» фотографию. Важным я считаю умение видеть «рифмы» в кадре — такие вещи, которые сочетаются между собой и чем-то похожи. Проще говоря, это игра в ассоциации. Например, море — это свобода, свобода подобна ветру во всех её смыслах, следовательно, море, летящая ткань и развевающиеся волосы будут отлично сочетаться. Похожие рифмы можно проследить и в цветах, формах, словах, из которых состоит кадр.
Я снимаю и на плёнку, и на цифру. Всем начинающим я бы посоветовал использовать именно плёночные камеры — это помогает привести мысли в порядок, заставляет сосредоточиться и быть более аккуратным при съёмке. Ведь у вас максимум 36 попыток, и все неудачи останутся на плёнке. Это помогает лучше анализировать свои ошибки и не повторять их впредь.
Меня все больше и больше интересуют путешествия. Это отличная возможность найти вдохновение.
Последнее время меня привлекает астрофото, но это сложно, требует много времени и нужно быть достаточно далеко от города для получения хорошего результата. Ещё меня все больше и больше интересуют путешествия. Это отличная возможность найти вдохновение. Тем не менее, у меня пока нет желания исследовать дальние страны, ведь Россия — такая большая и красивая. Уральские горы, Кольский полуостров, Северное сияние, Дальневостоный регион...
Идея очередного снимка рождается в порыве мысли. Иногда этому помогает музыка, фильм, увиденный ранее, клип любимого исполнителя. Но я никогда не представляю себе чёткой картинки в голове, это всегда что-то определённое не до конца. Что я чувствую, когда снимаю? Сразу всё и ничего. Как-будто я пьян без вина. Полёт и падение. Каждому человеку это знакомо — это и есть вдохновение, пожалуй.
Чёрно-белые снимки — это другой мир, который ты не можешь увидеть в момент съёмки, а можешь лишь представить. Если фотография монохромная и она действительно хороша, то это говорит о её самодостаточности. Такую картинку надо разглядывать, анализировать, думать. Для меня же цвет приятнее и проще для восприятия. Порой на цветном снимке абсолютно не имеет значения содержание, важны приятные цвета и их сочетание. Достаточно посмотреть на что-то и расфокусировать зрение, чтобы понять, что это «то самое».
Европейские фотографы снимают иначе, и это видно в содержании снимков: композиции, динамике, рифмах. Возможно этот свежий взгляд придёт и к нам.
Мои фотографии рассказывают одну общую историю — историю моей жизни. Я заметил, что в разные периоды жизни меняется цвет, настроение и даже содержание снимков. Скорее всего это что-то подсознательное, ведь фотография — это поэзия. И как любой поэт, фотограф рассказывает о своих внутренних переживаниях.
Мне интересно смотреть снимки из горячих точек, опасных регионов, военных действий — эмоции людей неподдельны, а у фотографа, должно быть, железные нервы: психологически это очень тяжело — война, гибнут люди, а для тебя это всего лишь работа. Иногда я захожу на зарубежные сайты, чтобы посмотреть снимки из других стран, путешествий. Очень нравятся европейские фотографы, потому что они снимают совсем не так, как у нас, и это видно в содержании работ: композиции, динамике, рифмах. У нас же вся фотография и конкуренция заключаются в том, у кого круче обработка. А действительно хороших снимков не так уж и много. Возможно позже свежий взгляд придёт и к нам.
Прочитайте максимум о параметрах съёмки, узнайте, что такое золотое сечение и правило третей. Если азы освоили, начинайте снимать как можно больше.
Начинающим фотографам я бы посоветовал много читать. Не стоит изобретать велосипед и делать открытий на этом этапе. Просто прочитайте максимум информации о параметрах съёмки, таких как диафрагма, выдержка, ISO. Изучите материал о различных типах объективов, их свойствах. Узнайте, что такое золотое сечение и правило третей в фотоискусстве. Как я уже писал выше, попробуйте начать с плёнки. Если азы вы уже освоили, то начинайте фотографировать как можно больше. Снимайте в своё удовольствие, ловите моменты. В первую очередь, любите жизнь больше, чем любите фото.