Жизнь

Как это работает: Букер в кинотеатре

8900
Автор:
Ксения Камынина
03 июня 2013 07:00
6+
Как это работает: Букер в кинотеатре
Как фильмы попадают в проекторную будку, и кто выбирает картины, которые мы смотрим в кинотеатрах.

Мы продолжаем рассказывать, как профессии устроены изнутри. На этой неделе специально для Downtown директор по кинопрокату «Спартака» Юлия Денисова рассказала, кто такой букер, какие фильмы называют «тёмными лошадками» и какой жанр кино больше всего любят в Воронеже.


Юлия Денисова

Директор по кинопрокату кинотеатра «Спартак»


Букер — это человек, который букирует кинотеатр, то есть составляет его репертуар. Мы напрямую общаемся с дистрибьюторами, которые продают фильмы. Есть крупные мейджеры — 20th Century Fox, Disney, Universal Pictures, и есть независмые — они закупают продукцию на мировых кинорынках и продают в России.


Кинорынок

Составление репертуара и переговоры проходят как раз на сезонных кинорынках. Зимой и весной они проходят камерно в Москве. А вот летом и осенью — масштабно в Сочи и Питере. При этом самым сложным и ответственным считается декабрьский кинорынок, когда начинается настоящая война между дистрибьюторами из-за предстоящих новогодних праздников. Как-то на экраны выходила очередная часть «Пиратов Карибского моря» и «Кунг-фу панда» — у нас этот период назвали Карибским кризисом, потому что было очень сложно найти компромисс с компаниями.

Мы называем себя злобными букерами, но это, наверное, из-за большой ответственности. Дистрибьюторы хвалят свой товар, а мы критикуем.

На кинорынке представлены все компании. Обычно это выставочное помещение со стендами, где показывают разные проекты и можно пообщаться с дистрибьюторами напрямую. К ним подходят букеры и расписывают фильмы — составляют репертуары. Дополнительно проходят презентации, где нам показывают трейлеры, нарезки, футеджи, чтобы дать представление о том, что это за проект. Кстати, российский рынок считается самым пиратским в мире. Не так давно на презентации «Университета монстров» у нас отобрали все телефоны и записывающие устройства, потому что компания очень боялась слива в Интернет.

 

Злобные букеры

Начинать работать букером сложно. Например, 12 лет назад, когда я только пришла в эту профессию, рынок был маленьким, все друг друга знали, но всё равно было непросто овладеть всей терминологией и сленгом. Однажды мы договаривались о прокате «Звёздных войн», и я говорю: «Сергей, давайте мы поставим копию (фильм) и будем её катать (показывать) с такого-то числа». А потом уточняю, правильно ли я выражаюсь. Ты читаешь много литературы, смотришь фильмы, посещаешь кинофестивали в России, Европе и Америке, учишься и постепенно это врастает в тебя — расширяется круг общения и меняется взгляд, становишься более разборчивым и циничным. Мы называем себя злобными букерами, но это, наверное, из-за большой ответственности. Дистрибьюторы хвалят свой товар, а мы критикуем.

В огромных коробках присылали ленты из 5 или даже 10 частей. Фильм собирали на специальном монтажном столе, загоняли в проектор и показывали.

После презентации я возвращаюсь домой, перевариваю увиденное и составляю план. Сейчас стало гораздо больше материала. Если буквально 5-7 лет назад в прокат за год выходило от 80 до 150 фильмов, то сейчас их количество увеличилось до 400.

Раньше фильмокопии выходили на плёнке 35 мм. Нам присылали огромные коробки с лентами, и в зависимости от хронометража, это могли быть 5 или даже 10 частей. Затем фильм собирали на специальном монтажном столе, загоняли в проектор и показывали.

Ещё есть такое понятие, как «тёмные лошадки» или спящие хиты — это когда ты берёшь фильм, и он неожиданно выстреливает.

Но в 2008 году появились цифровые проекторы, а в 2009 они постепенно стали входить в обиход. 2010 стал прорывом — из-за выхода «Аватара» практически все поставили цифровую технику. Сейчас пленку вытесняют жёсткие диски с записью фильма. Цифровые копии маркированы, и к каждой есть индивидуальный ключ. Он действует на определённый период времени и только на конкретный зал. Такие копии не портятся при хранении и доставке, а вот плёнка может запылиться, поцарапаться — в результате испортится звук или картинка.

 

Блокбастеры и спящие хиты

Есть фильмы класса А — это блокбастеры именитых режиссёров с известными актерами в главных ролях. Это понятные фильмы, которые обречены на успех. Популярны и франшизы — вторые и третьи части, приквелы знаменитых кинокартин. Ты просто понимаешь, что публика ждёт их выхода, что прокат будет хорошим, и обязательно берёшь.

Есть фильмы средней руки — это жанровое кино. В Воронеже любят ужасы — они работают отлично. Ужасы, мистика, отрезание рук и ног — очень нравятся городским жителям. Поэтому при составлении репертуара нужно учитывать и такие локальные моменты. Для этого мы регулярно ведём мониторинг мнений зрителей.

Ещё есть такое понятие, как «тёмные лошадки» или спящие хиты — это когда ты берёшь фильм, и он неожиданно выстреливает. Очень хорошо помню, как выстрелил «Район №9»: с первого дня начал собирать полные залы, а зрители требовали дополнительные сеансы. В таких ситуациях ты начинаешь менять расписание, переносить сеансы и заново договариваться с дистрибьюторами. Примерно такая же история была с фильмом «Три метра над уровнем неба».

Выходит большое количество хорошего авторского кино, но из-за мейнстрима нам некуда его ставить. Поэтому мы решили сделать фестиваль.

Иногда бывало так, что я брала фильм на неделю, а мы держали его месяц. В таком случае нужно связываться с дистрибьюторами и пересматривать условия проката. Если говорить об оплате, то тут есть прозрачная и фиксированная схема: ты берёшь фильм, а потом платишь 50% от сборов. Это общемировая практика. Определенная картина не стоит конкретную сумму — всё упирается в сборы.

Спецпоказы — это обратная сторона медали кинопроката. Есть мейстрим — блокбастеры, жанровое кино — всё то, что идёт во всех кинотеатрах страны. И чтобы выделить свой кинотеатр из общей массы, мы стали проводить фестивали, показывать фильмы «в пральвильном переводе» от Дмитрия Пучкова (Гоблин), сделали проект к столетию «Спартака», где показываем культовые фильмы в цифровом качестве. К спецпроектам относится и наш фестиваль «Постскрипттум». Выходит большое количество хорошего авторского кино, но из-за мейнстрима нам некуда его ставить. Поэтому мы решили сделать такой фестиваль, где можно будет смотреть те фильмы, которые выходили в сезон, но не дошли до Воронежа, или были плохо представлены, но обязательно заслуживают внимания.

Иллюстрации: Алиса Семанова

Поделиться: