Жизнь

Снежные каникулы. Часть 1, выбираем пункт назначения

Снежные каникулы. Часть 1, выбираем пункт назначения
После премьеры эпичного фильма о сноубординге The Art of Flight, я думаю, многие из вас задумались о том, что было бы неплохо съездить в горы, насладиться природой и покататься на сноуборде или горных лыжах.

Наш регион совсем не располагает к закручиванию виражей, поэтому сегодня мы поговорим о том, как, куда и когда стоит ехать, чтобы отлично провести время. К организации такой поездки нужно подходить очень ответственно, буквально как к инвестициям. Ведь вы готовитесь потратить достаточно большие деньги и хотите в результате получить море хороших эмоций и отдохнуть от забот.

Первый вопрос, который встаёт перед любым из нас, когда дело касается отдыха: куда поехать? Сразу получить ответ на него очень сложно, потому что выбор направления зависит от множества условий. Среди них — наличие загранпаспорта, действующих виз, количество денег и даты, на которые вы наметили отдых. Но это не самое главное, главное — то, как вы хотите провести время. Можно оттачивать трюки в парках, кататься по трассам разной сложности или взрывать пухляк на непроторенных склонах. Чтобы в этом разобраться, мы позвали на помощь одного из воронежских райдеров. Он рассказал о плюсах и минусах как российских, так и зарубежных курортов.

— Представься, расскажи, сколько катаешься, на чём, как вообще ввязался в эту историю.

— Я, Полищук Дмитрий Олегович, 1985 года рождения, катаюсь третий год на сноуборде. Друг катался на тот момент уже года 4, я напросился к нему попробовать, попробовал, на следующий день уже пошел в магазин за комплектом. Типичная история на самом деле для большинства. Был на Украине (Драгобрат, Буковель, Славское), в Сибири (Шерегеш), Домбае, ну и, конечно же, в Приэльбрусье. За границей ни разу не был, но теорию всю знаю. У нас катаюсь в Чертовицке в основном. Здесь трюками заниматься не прёт, катаюсь только там, где есть хорошие парки с нормальными радиусами. Под радиусами я понимаю как сам подъезд к трамплину, так и приземление. Нормальные радиусы — это когда даже если оттормаживаешься, пару раз все равно приземляешься хотя бы на край стола трамплина. Как-то так. То, что было в Чертовицке и в Донгоре, не имеет нормальных радиусов, хотя в Донгоре сейчас уже больше похоже на правду. На Домбае был ежегодный весенний лагерь с хорошим парком, вот там и катал. Ездили на целый месяц и там навёрстывали, хотя это, конечно, не то, в парке нужно катать хотя бы каждые выходные. Очень люблю фрирайд (от англ. free ride — «свободная езда» — спуск, как правило, с естественных возвышенностей и гор вне подготовленных трасс — прим. ред.) и всё, что с этим связано.

— Расскажи, как обстоят дела с климатом на наших курортах.

— В Шерегеше уже 2 недели назад пошел нормальный снег. Я был там в феврале, и температура была минус 20, каталось отлично. А вообще бывает там и минус 30, и, если очень повезёт, минус 40. Но там очень сухой климат, это уже Азия, соответственно, минус 30 там это примерно как минус 20 у нас. Мороз мягкий, но промораживает всё равно хорошо. Это не Кировск, где минус 40 и только перебежками передвигаться можно. В Сибири мороз странный: идёшь по улице — минус 30, а холод не сильно чувствуется. Это если ветра нет. Короче, различия есть, и можно смело ехать с середины февраля по середину апреля, будет и снег, и солнце. На север есть смысл ехать только в начале марта, когда там хоть чуть-чуть отпускает мороз и солнце начинает чаще выглядывать, но, опять же, туда есть смысл ехать с целью фрирайда или в кировский лагерь, просто так там нечего делать, одни плоские горки. Наш Кавказ с точки зрения климатических условий — это жемчужина, туда можно ехать уже сейчас. И до конца апреля на Приэльбрусье и Домбае можно нормально покататься. Красная поляна ниже, поэтому там всё хорошо до конца марта, хотя это очень сезонный курорт. Бывает, заходят циклоны в апреле и фигачат жёстким снежным напалмом. Цей очень похож в этом плане на Красную Поляну.

— По уровню подготовки, если говорить пока о России, — куда стоит ехать с каким уровнем катания? Где есть парки?

— Для начинающих самое лучше место — Шерегеш, затем — Красная Поляна, за ними идёт Цей, он проще Домбая с Приэльбрусьем. Ну и потом уже — Эльбрус, Домбай, Чегет. На такой порядок ещё повлияло соотношение цены и качества. Парк есть в Геше, начиная с февраля и до конца сезона за ним присматривают, но там сложно, бывают такие снегопады, что через неделю его там можно просто не найти. Но ребята сражаются :) В Красной Поляне что-то делали. Отличный замут ехать туда со студаком, там скидки 50% студентам почти на всех подъёмниках. В этом году в Цее в 20-х числах марта начинается лагерь с отличным парком от зеленоградских парней. Обещают пригласить крутейшего шейпера — Джефа Боствика (Geoffrey Bostwick) из Колорадо. Он в прошлом году делал парк в Цее и Flammable Camp в Домбае в 2008 году. Домбай под вопросом, если говорить о парке, — в этом году, скорее всего, лагеря тоже не будет, т.к. у главного идеолога сейчас другие проблемы, к тому же его там в 2010 году кинули. На Эльбрусе парк организуют только летом в июле — ELX Camp, и бывает он там только за очень хорошее поведение, и, скорее всего, в силу сложившейся ситуации в стране на этот раз ничего не получится. Если Шерегеш — это такая хорошая гора, с небольшим перепадом, с отличным лесным фрирайдом и нормальными подъёмниками, то Кавказ — это уже сложные трассы с камнями и всей высокогорной романтикой. Остался Кировск, там точно будет лагерь в этом году, т.к., по сути, это самый крутой лагерь после домбайского. Он начинается в первых числах мая.

— А теперь обратим внимание на ближнее и дальнее зарубежье. Расскажи, зачем ехать за границу, если можно хорошо покатать и в России?

— Первая и самая главная причина — это инфраструктура. Есть где отдохнуть вечером, где детей оставить, отличнейший прокат с новыми досками, продуманная система ски-пассов (магнитная карточка, которая позволяет пройти через турникет на территорию лыжной станции — прим. ред.). Этот список можно продолжать. Многие курорты в Альпах и Штатах существуют лет по 30. Там качество стоит на первом месте, и хозяин каждого курорта за ним тщательно следит. А минус — все-таки кататься там дороже: перелеты+виза+цена. Мне у нас всегда хватало примерно 25 тыс. на две недели, а там на две недели на одного нужно около 50 тыс.

— Куда именно лучше ехать, если говорить о Европе?

— Тут ещё есть другой нюанс, почему наши курорты самые лучшие. Если нужна целина, пушистый снег в больших объёмах и дикие склоны — то у нас этого добра навалом на всём Кавказе. В Альпах могут и не пустить, а может просто и не быть этого. Там ратраки (специальная снегоуплотнительная машина на гусеничном ходу, используемая для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс — прим. ред.) шустро работают, чуть что — сразу по 3 ратрака на трассу. К примеру, на том же Домбае 4 ратрака на весь склон, по-моему. В прошлом году по всей Европе были проблемы со снегом, только в начале зимы немного припорошило Францию, а потом они всё время только снежными пушками перебивались. Тут раз на раз не приходится. По ценам Швейцария самая дорогая, но там и курорты самые крутые, Австрия — на втором месте, затем Франция и Италия. Андорра — самый дешёвый вариант из альпийских курортов, но там плоскогорье одно (мнение не моё, одного старого лыжника, который всю жизнь катал в Приэльбрусье и на Домбае). Есть, кстати, еще Карпаты и Балканы. Курорты Болгарии, Словакии и Черногории однозначно дешевле Альп.

— А что на счёт Украины? Примерно та же история, что и с Россией, в плане качества, инфраструктуры и цен?

— Нет, там хозяева серьёзные. По сути, там есть два курорта, Буковель и Драгобрат. Славское — это для тех, кто только учится кататьcя. Буковель — очень лайтовый курорт с плоскими выкатами, с хорошими ценами на подъёмники и на всё остальное. Цены на жильё и еду там примерно в полтора раза ниже, чем у нас. Это скорее отличная альтернатива Андорре для тех, кто хочет сэкономить. Отлично подходит гламурным лыжникам, которые купили крутые карвинговые лыжи для трасс (Карвинг — стиль катания на горных лыжах или сноуборде, направленный на достижение максимальных абсолютно контролируемых скоростей — прим. ред.). Драгобрат — это дикий курорт, по типу Цея, обычно с хорошим снегом, целиной, с плохими подъёмниками и без инфраструктуры.

— Кстати, я слышал, что в Финляндии тоже можно покатать, но, как я понял, там в основном парки?

— Да, есть отличный парк, спонсируемый Burton, но там низко. И ещё там минус 30 — это настоящие минус 30, как в Питере. Без всяких поблажек.

На этом мы решили закончить обзор западных курортов. Остальные, расположенные, например, в Штатах или Японии, могут быть дешевле швейцарских в плане катания, но вот стоимость авиаперелёта кусается.

Теперь осталось определиться, чего именно вы хотите от отдыха, сопоставить это с суммой, которой вы располагаете, и отправиться либо зарабатывать недостающее, либо бронировать билеты на самолёт или, может быть, поезд и выбирать места в отелях. Подробнее о ценах и других тонкостях организации поездки мы расскажем завтра.

Павел Нестеренко
22 декабря, 15:00

Поделиться: