Жизнь

Молодой учёный: Стажировка в реальном эксперименте

2343
Автор:
Паршев Юрий
29 августа 2013 11:55
6+
Молодой учёный: Стажировка в реальном эксперименте
Наука как творчество, литры кофе перед дедлайном и учёба за границей.

В сегодняшнем материале мы поговорили с молодым учёным Екатериной Байбуз. Катя в этом году закончила физфак ВГУ, успела съездить на стажировку в Германию и прочитать лекцию в Воронеже. Специально для Downtown она рассказала, зачем изучает ядерную физику и почему продолжать учиться лучше в Финляндии.

 

Екатерина Байбуз

Выпускница кафедры ядерной физики физического факультета ВГУ,
магистр физики, студентка университета Хельсинки

Всё началось с научно-популярной лекции Станислава Георгиевича Кадменского о Большом Адронном Коллайдере. Это казалось магией, чем-то неподдающимся пониманию. Потом в процессе учёбы мне объяснили, что это окружающий нас мир, который поддаётся физическим законам и может быть описан математически. Мой романтизм поубавился, но я до сих пор не перестаю удивляться тому, как устроена окружающая нас материя. После той лекции я просто пришла на кафедру к Кадменскому и сказала, что хочу заниматься ядерной физикой.

Приходится исследовать гигабайты литературы ради килобайтов полезной информации.

Наука — это творческий процесс. Не существует стандартных шаблонов: каждая новая задача требует поиска уникального решения. И это трудоёмкая работа: приходится исследовать гигабайты литературы ради килобайтов полезной информации, проводить часы в обсуждениях с профессорами и выпивать литры кофе перед дедлайном. Но радость открытий и осознание того, что участвуешь в чём-то значительном, что в будущем может расширить знания людей об окружающем мире, стоит того.

Кроме того, если ты занимаешься наукой, можно ездить на стажировки в другие страны. Я ездила в Германию, чтобы поработать на эксперименте OLYMPUS в ускорительном центре DESY. Это большой научный комплекс для изучения задач от взаимодействия элементарных частиц до свойств новейших наноматериалов и биомолекулярных процессов. Стажировка в реальном эксперименте — это самая большая удача для начинающего учёного.

Бесценный опыт получаешь, когда всё то, что изучал в университете в теории, можешь наблюдать на практике. К тому же, моя стажировка проходила за границей — там можно стать частью международного мира науки и понять, насколько она интернациональна: за одним столом собираются учёные из Германии, США, России, Армении, Италии, Великобритании и обсуждают проблемы своего эксперимента.

Моя работа заключалась в том, чтобы смоделировать фоновый процесс и определить, может ли он быть помехой для эксперимента. Необходимо было проработать большое количество литературы по тематике, вникнуть в устройство эксперимента и тонкости программного обеспечения, чтобы потом с его помощью, понимая, как работает эксперимент и протекает реакция, провести анализ.

Учёные — творческие люди. Я сама выбирала, когда приходить и сколько часов работать в той или иной день.

Учёные — творческие люди, поэтому никто не заставлял меня приходить к восьми утра. Я сама выбирала, когда приходить и сколько часов проводить в эксперименте, главное, чтобы к сроку всё было готово. Поэтому мой рабочий день обычно начинался в 11 утра и заканчивался от 17 часов до полуночи, в зависимости от задач, которые нужно было решить. Время от времени нужно было показывать свои результаты на совещаниях коллаборации эксперимента. Это тоже для меня было в новинку — раньше мне не приходилось делать доклады на английском языке.

Но всё кардинально меняется в период набора данных на эксперименте. Тогда мы работали каждый день, и было три смены по восемь часов. Каждая следила за исправностью оборудования и изменением тока пучка электронов, ускоряющихся накопительным кольцом Doris. Когда ток пучка снижался до определенного значения, необходимо было произвести повторную инжекцию. Было очень интересно наблюдать абсолютно за всем: за тем, как работает оборудование, как осуществляет контроль команда, и что происходит, если что-то выходит из строя.

Мне понравилась жизнь в Европе, и захотелось изнутри узнать, как устроена система образования за границей.

За время стажировки в центре DESY я поняла для себя, что фундаментальная наука хоть и очень интересна, но мне скорее хотелось бы иметь прикладную специальность, которая бы позволила мне, например, писать программное обеспечение для экспериментов или моделировать физические процессы. Кроме того, мне понравилась жизнь в Европе, и захотелось изнутри узнать, как устроена система образования за границей, и получить европейский диплом. Поэтому сейчас я начинаю учебу в университете Хельсинки по программе «Вычислительная физика». Хотелось бы после окончания магистратуры получить позицию студента PhD — аналог нашей аспирантуры, в интересном эксперименте, в котором я смогла бы применить полученные знания и опыт.

Поделиться: