Жизнь

От субкультурной истории до многомиллионной аудитории — Beat Film Festival

2775
Автор:
Ксения Камынина
11 октября 2013 07:05
6+
От субкультурной истории до многомиллионной аудитории — Beat Film Festival
Кирилл Сорокин и Алёна Бочарова о фестивальной атмосфере, зрителях и сломанных стереотипах.

Сегодня в Воронеже стартует спецпроект фестиваля Beat Film Festival — Beat Weekend. В рамках него впервые в городе покажут пять актуальных документальных фильмов о музыке и культуре, которые не выходили в прокат в России. Перед началом фестиваля мы поговорили с его основателями Алёной Бочаровой и Кириллом Сорокиным, которые 4 года назад своими силами создали проект с нуля.

 

В самом начале, когда мы только придумали Beat Film Festival, думали, что он не будет покидать пределы Москвы и останется локальным проектом. Мы не большие любители называть словом «фестиваль» просто подборку фильмов. Фестиваль подразумевает не только показы, но и некоторую параллельную жизнь, с событиями, гостями, разговорами. Всё это формирует особенную атмосферу, фестивальный контекст. Конечно, можно взять событие, уменьшить в объёме и перенести в регионы, но это означает сделать уже совсем другой проект.

Впрочем, пробный опыт региональных показов в других городах у нас случился уже в первый год существования фестиваля. В 2010 году дружественный нам журнал «Афиша» проводил в Перми местный «Пикник Афиши» и пригласили нас показывать кино. На следующий год по приглашению Эдуарда Боякова мы приняли участие в фестивале «Текстура», также в Перми.

И выяснилось, что публика в регионах даже более отзывчивая, чем в Москве. Это не значит, что в столице плохие или не интересующиеся зрители, это вопрос насыщенности культурной жизни. 

Образ регионального зрителя как человека, который мало чем интересуется и не выходит из зоны своего комфорта — это исключительно медиа-образ.

В Перми мы делали вечерние показы в сетевом кинотеатре Very Velly, каждый раз довольно поздно вечером, и при этом у нас были полные залы. А после просмотра к нам подходили люди, расспрашивали про фильмы, про фестиваль, писали отзывы в твиттер-ленту — причём не только в нашу, но и самих фильмов.

И это был такой момент слома стереотипов. Образ регионального зрителя как человека, который мало чем интересуется и не выходит из зоны своего комфорта — это исключительно медиа-образ.

Запросы о проведении фестиваля в других местах мы начали получать уже с первого года существования проекта, причём не только из самых очевидных городов. Поэтому о региональных версиях мы размышляли с самого начала, но только к этому году действительно нащупали формат. В прошлом году мы привезли небольшую версию Beat Film Festival в Петербург и Екатеринбург после московского фестиваля. И это оказалось ужасно утомительно, и мы прокляли всё на свете. Тогда мы отчётливо поняли, что повторить московский фестиваль не получится и возить его из города в город мы не хотим.

В Москве сейчас у нас нет задачи наращивать количество фильмов, зато есть задача наращивать события и контекст вокруг фестиваля. Например, в этом году мы делали показ фильма Shut Up and Play the Hits во дворе Института архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» и привозили героев фильма — участников группы LCD Soundsystem, которые после показа играли диджей-сет. И это было очень мощное событие, но чтобы его организовать, нам пришлось побывать в шкуре промоутеров. И понятно, что такие вещи невозможно перенести на другие города. Поэтому мы придумали формат Beat-выходных — когда фестиваль выезжает на выходные в другие города.

Наши отношения с Воронежем завязались ещё в 2010 году: нам написала Юля Денисова из кинотеатра «Спартак», и все эти годы мы обсуждали с ней возможность проведения показов, узнавали, как вообще устроена кино-жизнь в «Спартаке».

После фестиваля к нам обратился Первый канал с желанием приобрести права на показы фильмов из нашей программы.

Вообще показ документальных фильмов в регионах, да и в Москве, сегодня зачастую лежит на плечах фестивалей, потому что кинопрокатчикам неинтересны документальные фильмы. И, конечно, нам интересно немного расшатать существующие границы и заставить дистрибьюторов обратить на эти фильмы внимание. Как минимум каких-то успехов на этом поприще мы уже добились: в прошлом году после фестиваля к нам обратился Первый канал с желанием приобрести права на показы больше половины фильмов из нашей программы. Это значит, что кино с Beat Film Festival, который начинался как такая субкультурная история, сегодня признано доступным и интересным для многомиллионной телевизионной аудитории.

В некотором смысле мы оказались в нужном месте в нужное время. Документальное кино сейчас активно развивается, Оскар в номинации лучший документальный фильм получил в прошлом году как раз фильм о музыке «В поисках Шугармена». Нам также важно быть площадкой для диалога между обособленной столичной культурой и жителями регионов, ведь в этом диалоге может родиться что-то новое.

Титульная фотография: Аня Чибис
Фотографии: http://vk.com/beatfest

Поделиться: