Жизнь

Могут ли интернет-лекции заменить классическое образование в будущем?

Могут ли интернет-лекции заменить классическое образование в будущем?
Юрий Лифшиц о возможностях и рисках дистанционного обучения и о том, как делать то, что интересно.

В ноябре в Воронеже пройдёт курс лекций Earlydays для молодых предпринимателей — специалистов в области IT, дизайна, медиа, культуры, ивентов и рестораций. Проект поможет выявить таланты и свежие идеи в креативной экономике в регионах и показать, что не нужно никуда уезжать, чтобы быть успешным.

Пока продолжается регистрация на Earlydays, мы поговорили с основателем проекта Юрием Лифшицом, который рассказал о возможностях и рисках дистанционного обучения и о том, как делать то, что интересно и немедленно полезно.

 

Юрий Лифшиц

  • Основатель курса Earlydays для стартаперов, сделал крупнейший в Петербурге коворкинг-центр «Зона действия», разработал ShouldKnow.ru, запустил Geek Picnic и провёл несколько образовательных программ для стартаперов — школа Графен и Масс Старт. До недавнего времени занимался научными разработками в Yahoo! Labs и Caltech, сейчас работает над новым проектом.

 

Чем отличается дистанционное обучение от обычных университетских лекций? Какие преимущества дает образование через видеолекции?

В первую очередь, эффективностью процесса обучения. Ты смотришь, когда есть время, можешь поставить на паузу. Кроме того, порядок обучения выбираешь самостоятельно. Если есть модули, которые не нужны, их можно пропустить. Плюс всегда есть выбор между текстом, слайдами и видео.

Во-вторых, дистанционное обучение от обычных лекций отличается усилиями, которые вкладываются в учебные материалы. Когда преподаватель читает лекцию на 20 человек, он часто готовится кое-как. Когда автор курса делает видеоматериалы на сотни и тысячи студентов — есть дополнительная мотивация сделать их на самом высоком уровне.

Если польза не чувствуется, нет смысла себя заставлять. Если вы видите пользу, никакой специальной отдельной магической мотивации не нужно.

Такой способ получения образования легче встраивается в твою жизнь. Учишься параллельно с вузом или работой, можно даже учиться, когда следишь за новорождённым ребенком. Ещё стираются все географические рамки — лучшие преподаватели становятся доступны в каждом городе, и не нужно никуда ехать. То есть такая форма обучения подходит под любой график и место.

 

Какие риски есть у такого способа обучения? 

Онлайн-курсы сейчас находятся на ранней стадии своего развития. На учебном сайте могут быть ошибки, анонс курса может дойти не до всех заинтересованных. И первая версия видеокурса может ответить не на все вопросы. Но все эти недочеты будут исправляться с каждой итерацией курса.

 

Как правильно построить учебный процесс, если ты изучаешь что-то по видеолекциям?

Смотреть то, что интересно и полезно. Если польза не чувствуется, нет смысла себя заставлять. Хорошая лекция полезна с первой секунды. Если вы видите пользу, никакой специальной отдельной магической мотивации не нужно.

Мы рекомендуем выполнять простые задания на учебном сайте. Главная задача — после каждой видеолекции написать, как вы можете применить изложенные принципы для вашего проекта или в вашей жизни. На самом деле, это процесс простой: посмотрел лекцию, выполнил упражнение на сайте, пришёл на живое занятие с экспертами, обсудил с ними свои идеи и все оставшиеся вопросы по теме. И такой цикл повторяется с каждым учебным модулем.

Интересны рестораны? Прочитай биографии 10 лучших рестораторов в истории человечества. Заряд огромный.

Как мотивировать себя?

Делать то, что интересно. Учиться тому, что немедленно полезно. Проявлять огромный интерес к жизни и успехам других людей. Лучшие книги и лекции — это биографии и автобиографии. Интересны рестораны? Прочитай биографии 10 лучших рестораторов в истории человечества. Заряд огромный. В каждой области есть 10 выдающихся людей — познакомьтесь с тем, как они прошли свой путь.

 

Какие возможности дает дистанционное обучение жителям регионов, где почти нет актуальных курсов и современных специальностей?

Возможность делать проекты на мировом уровне. Все города одинаково талантливы. Например, десять лет подряд в школьном мировом ТОП-100 по математике были ребята из Ярославской области. И всё потому, что там работал выдающийся учитель Владимир Дольников. Если бы он работал, скажем, во Владивостоке, то в мировые топы входили бы школьники из Владивостока. Дистанционные программы позволяют соединить таланты из всех городов с лучшими учителями мира.

 

Какие перспективы есть у такой формы обучения? Сможет ли она потеснить классическую систему в России? 

Перспективы огромные, но впереди море работы. Дистанционное образование ни с кем не воюет — у него нет задачи победить другие формы. Единственная цель — учить эффективно. Единственный результат — успехи выпускников. Просто положить 20 крутых видеолекций в интернет недостаточно. Нужно улучшать материалы, делать учебный процесс более интерактивным, формировать местные сообщества вокруг лучших мировых курсов, собирать лучшие местные истории успеха.

Сегодня мы делаем первый шаг. И если продолжим эту работу, день за днём, год за годом, то через 5-10 лет в каждом городе можно будет получить профессиональное образование мирового уровня.

Титульное фото: vk.com

3140
Дорогая редакция
22 октября, 13:00

Поделиться: