Жизнь

Последняя надежда: Пятеро молодых преподавателей о современном образовании

Последняя надежда: Пятеро молодых преподавателей о современном образовании
Кто и как будет учить наших детей.

Downtown продолжает разговаривать с молодыми специалистами. Студенты последних курсов и аспиранты местных учебных заведений рассказывают о том, почему они выбрали ту или иную сферу деятельности и как собираются повлиять на будущее города. В сегодняшнем материале читайте размышления пяти начинающих преподавателей.

 

 

Кристина Полтавцева

Аспирантка естественно-географического факультета ВГПУ 

Я люблю и знаю географию во всех её проявлениях. Каждый человек должен увидеть мир: выползти из своей квартиры-коробки и посмотреть на другую жизнь. Меня вдохновляет моя бабушка, которая в 70 лет фору даст любому — от Вассермана до байкера. По образованию она акушер, перечитала много книг, сама пригнала себе автомобиль из Германии, а её хобби — поездки порыбачить на мотоцикле. Я хочу добиться именно такого интеллектуального потенциала и неугасающей заинтересованности.

Да простят меня педагоги, но никакие методики вам не помогут в образовании. Это мастерство основано на врожденном умении нести вечное и доброе детям. Я не стала школьным учителем, потому что во мне этого нет. После практики, я осознала, что школы постепенно превращаются в коммерческие организации, причём, молодые педагоги от этого ничего хорошего не извлекают. Только дополнительную нагрузку план-конспектами, олимпиадами, мероприятиями и проверками. А ещё есть милые родители, слепые к недостаткам своих детей.

Может быть уже стоит начать уважать и ценить человека, который полностью отдаёт себя, воспитывая ваших детей?

Но самая большая проблема — это ненависть к профессии учителя. Что мы сейчас имеем вместо уважения? Тонны грязи с просторов СМИ. Раньше было три уважаемых профессии: врач, учитель и судья. А теперь это виновники всех бед. Может быть уже стоит начать уважать и ценить человека, который полностью отдаёт себя, воспитывая ваших детей?

Я бы попробовала себя в сфере образования даже в родном вузе. Преподавать хотелось бы, но уже взрослым людям, которые искренне заинтересованы в поиске знаний. У меня есть безумная мечта — увлекать способных учеников, неравнодушных к науке, чтобы они смогли стать учёными.


Виктория Мананкова

Студентка 5-го курса факультета РГФ ВГУ, преподаватель испанского языка

Язык прекрасен. Я всегда так думала и с детских лет была влюблена в русский и литературу. Читая классиков, я восхищалась тем, как обычные слова настолько сильно влияют на читателя. Хочешь чего-то необычного — отыщи интересную книгу и погрузись в новый мир. Любовь к предмету ещё подкрепляют преподаватели — люди, которые видят в тебе потенциал и интерес. После смены школы я попала в хорошие руки и приобрела новый интерес — к испанскому. Профессиональное изучение языка — сложный процесс. Мы постигаем язык и культуру с разных сторон, изучаем и анализируем особенности целой нации. Век живи, век учись — это девиз тех, кто работает с языком.

Сложнее с маленькими учениками: здесь ты открываешь новый мир, как реальный, так и языковой. Это огромная ответственность.

Недавно для меня открыли новый метод преподавания — погружение в языковую среду. Многие изучают иностранный язык за границей, но другое дело обеспечить такую языковую среду в Воронеже. Одной семье это удалось, их дети разговаривают на 6 языках.

Хотела ли я быть преподавателем после окончания обучения? Если да, то точно не в школе, студенты мне явно ближе. Я всегда стараюсь подобрать что-то новое для своих учеников, привить интерес к языку и культуре, мотивировать своим примером. Приятно видеть отдачу и слышать «не уходите от нас». Сложнее с моими маленькими учениками: здесь ты открываешь дверь в новый мир, как реальный, так и языковой. Это огромная ответственность. Многое я познаю вместе с ними.

Михаил Кудрин

Аспирант исторического факультет ВГУ

 
Ещё со школы любил уроки истории, спорил с учителями чуть ли не по каждому вопросу. Поэтому поступление в ВГУ на специальность «Политология» полностью соответствовало моим интересам и желаниям.

Преподавателя вдохновляют студенты. К сожалению, не все, но это было бы уж слишком идеально. Ради них держишь себя в тонусе: ты постоянно должен быть в курсе происходящего в мире, чтобы приводить современные примеры, отвечать на вопросы, связывать теорию с происходящим за окном. Например, на ситуаци с добычей никеля можно рассмотреть и разграничение полномочий разных уровней власти, и переход вопроса в сферу политики, и роль СМИ. Интересно было обсуждать протестное движение после выборов 4 декабря 2011, так как сложно оставаться безучастным к происходящему.

В вузы идут, чтобы просто получить диплом. Поэтому мало интереса в глазах, пытливости у студентов.

Лично меня, помимо студентов, вдохновляет классическая музыка. После неё чувствуешь подъём сил, понимаешь, что есть что-то совершенное, к чему и стоит стремиться. Когда работал над дипломом или сейчас пишу диссертацию, всегда слушаю Рахманинова и Римского-Корсакова.

Что бы я хотел изменить? Уж слишком обесценилось высшее образование в России. В вузы идут, чтобы просто получить диплом. Поэтому мало интереса в глазах, пытливости у студентов. Но здесь нужен системный подход, чтобы что-то изменилось.

Устроиться преподавать на постоянной основе до получения степени мне пока не удалось. Сейчас моё желание-минимум – остаться работать на своей кафедре. Максимум — не быть привязанным к какому-то одному учебному заведению, а читать лекции в университетах разных городов. Это и преподавание, и путешествия, и знакомства с новыми людьми.

 

Анастасия Воронина

Магистрант физического факультета ВГУ

Я изучаю физику и высшую математику, а помимо ещё занималась педагогикой и детской психологией. Увлечение всеми этими дисциплинами у меня появилось ещё в школе, когда я готовилась к Олимпиадам со своим учителем и проводила уроки в младших классах.

Я точно знала, что хочу на физический факультет и планирую остаться там в роли преподавателя. С каждым годом я убеждалась в правильности выбора, благодаря эрудированным и увлечённым наукой людям, с которыми встречалась. Когда я увидела методичку Курина по вариационным исчислениям меня переполнили удивление и восхищение одновременно: после математических задач там нужно было ответить на вопросы по литературе, музыке, живописи. О людях, которые ориентируются не только в науке, но и искусстве, говорят «физик и лирик».

В школе дети находятся в переходном периоде, и много сил уходит на то, чтобы справиться с их психологическими проблемами.

Сейчас я имею степень бакалавра физики и дополнительную к ней квалификацию преподавателя, что позволяет мне быть учителем в школе. Но я планирую преподавать в университете. Во-первых, потому что работать с повзрослевшими детьми намного приятней. В школе дети находятся в переходном периоде, и много сил уходит на то, чтобы справиться с их психологическими проблемами. Во-вторых, школьная программа имеет строгие рамки, а в университете можно быть более либеральным и внести в курс коррективы, соответствующие развитию современной науки. Можно заниматься наукой и расширять кругозор своих учеников и себя лично. Когда ты учишь других, ты учишься сам. Заново.

Елена Гончарова

Магистрант физического факультета ВГУ, учитель физики в школе

Моя специальность — радиофизика и электроника. Всегда очень обидно слышать фразы: «Девушки в этом ничего не понимают». За 5 лет обучения я познакомилась со многими девушками, которые с лёгкостью могут доказать обратное.

Я восхищаюсь теми учителями, которые за годы не скатились в обыденность. Они стараются идти в ногу со временем, а в работе с детьми это особенно важно. Сейчас совершенно другие дети и другое образование. Сегодня есть возможность заниматься на компьютерах, писать на интерактивных досках, просматривать презентации и фильмы. Вот только детей сейчас сложнее заинтересовать. Современными технологиями уже не удивишь.

Ученики постоянно стремятся проверить тебя, и это держит в тонусе.

Как физику мне немного проще: ученики с восторгом выполняют лабораторные работы, стараясь разобраться в природе физических явлений. Они задают достаточно простые, но в тоже время глубокие вопросы. Например, каким образом измерили массу Земли и включен ли в неё вес всех людей и животных, находящихся на планете — он ведь постоянно меняется? Иногда попадаются вопросы и сложнее: ученики постоянно стремятся проверить тебя, и это держит в тонусе.

Раньше учителями зачастую оказывались недовольные своей жизнью и благосостоянием женщины, которых изрядно потрепала судьба, а школа и ученики воспринимались как одно из кармических наказаний. Сейчас таких педагогов гораздо меньше, да и зарплаты увеличились. Всё чаще школы идут молодые, активные и целеустремленные специалисты.

4192
Ксения Камынина
15 декабря, 10:24

Поделиться: