Город

Навигация как арт-объект. Как в «Мануфактуре» работали над новым Камерным театром

3718
Автор:
Ксения Камынина
14 октября 2000 14:55
6+
Навигация как арт-объект. Как в «Мануфактуре» работали над новым Камерным театром
Как сделать понятную и современную навигацию и заставить её работать.

У Камерного театра этой осенью появилось своё здание в центре города. Уже сейчас на новой сцене проходят первые спектакли, и открылась галерея Гальперина. Несколько залов, собственный бар, выставочное пространство, актуальный дизайн — это всё про новый Камерный театр. Навигацию для него, от наружной вывески до технических помещений, делали наши коллеги по цеху — интерактивное агентство «Мануфактура». Мы попросили Дмитрия Сидорова и Дмитрия Провоторова рассказать, что было нужно новому зданию театра и от чего пришлось отказаться во время работы.

 

 

 

 

Дмитрий Провоторов

Креативный директор «Мануфактуры»

Дмитрий Сидоров

Арт-директор «Мануфактуры»

 

— Какие задачи поставили перед вами заказчики в начале работы?

Дмитрий Провоторов: К нам обратился художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков, им была нужна навигация для нового здания. Мы уже сотрудничали раньше, в том числе на первом Платоновском фестивале искусств — тогда «Мануфактура» создавала фирменный стиль и сайт, которые частично используются до сих пор. Новый совместный проект предполагал создание всех навигационных объектов и продумывание их размещения в Камерном театре. Михаил Бычков спросил, сможем ли мы помочь, и наше агентство взялось за работу.

Дмитрий Сидоров: В новом Камерном очень круто. Поэтому важно было соответствовать не только имиджу театра, но и тогда ещё строящемуся зданию — большой площадке с развитой инфраструктурой. На самом деле, я удивлён, как там всё продумано и проконтролировано до мелочей. Такие же требования были и к работе над навигацией: нужно было максимально продумать, как она будет выглядеть, из какого материала изготовить таблички, где их повесить и как заставить работать.

— С чего вы начали и от чего отталкивались в работе?

Дмитрий Провоторов: Заказчику было недостаточно просто удобной навигации, он хотел, чтобы она была артом, который бы дополнял визуальную среду здания. Михаил Бычков сказал, что всё должно быть понятно, но необычно. Поэтому мы старались применить эту «необычность» и сохранить функциональную составляющую. Как раз тогда мы узнали об обновлённом логотипе Камерного театра и решили сделать отсылку к нему — немного «искривить» привычные формы, чтобы они повторяли его силуэт.

Дмитрий Сидоров: Среда нового здания тоже диктовала свои условия: серый холодный бетон, яркий оранжевый, чёрный и белый цвета и лофтовая специфика сильно повлияли на внешний вид табличек. Важно было сделать так, чтобы они не бросались в глаза, но были заметны. Мы изучали, как работает навигация на заводах и фабриках, и это стало основой визуального языка.

Важно было сделать так, чтобы они не бросались в глаза, но были заметны. Мы изучали, как работает навигация на заводах и фабриках, и это стало основой.

Дмитрий Провоторов: Задача была — «уложиться» в лофтовый стиль, поэтому мы и начали искать приёмы оформления навигации на заводах и в разных технических помещениях. Это натолкнуло нас на то, в каком направлении искать, что предлагать. Мы выделили навигацию на полу, трафаретное нанесение на цементные стены, крупные шрифты, цифры, яркие цвета (у нас это оранжевый), чистота и ничего лишнего.

Ещё мы сразу предложили делать обозначения на двух языках, в том числе и вывеску на фасаде. Это создало контраст и добавило динамику в работу. Всего мы сделали около 120 объектов для четырёх этажей — от выбитой в бетоне надписи «Камерный театр» до выхода на крышу и табличек за кулисами.

Нам пришлось отказаться от навигации на полу, потому что в городе нет технологий, позволяющих нанести разметку, которая бы не пачкалась и не стиралась.

После утверждения визуального оформления мы разработали план, где, как и какая табличка будет висеть. Это была очень прагматичная работа, которая подразумевает отсутствие эмоций — всё должно быть чётко и понятно. Нужно было просто представить себя обычным человеком в театре и подумать, в каких знаках ты нуждаешься, чтобы дойти до зрительного зала, бара или туалета? Это и помогло понять, как сделать навигацию.

— Ваша команда уже занималась подобными проектами или это был первый опыт в разработке навигации?

Дмитрий Сидоров: «Мануфактура» раньше не работала над проектом такого формата, тем и был интересен этот опыт. Это очень нишевая вещь, которая только развивается, то есть здесь нет классики, нет истории, как, например, в типографике. Тем не менее, есть много смежных сфер (навигация на сайте, в среде, визуальная коммуникация, фирменный стиль) и общих инструментов (цветовое кодирование, контрасты крупных и мелких элементов, видимость и невидимость). Здесь ты просто транслируешь свой опыт, а степень магистра или кандидата не нужна. Это просто логика.

Первые концепции

Предыдущее
Следующее
1 фото из 8

— Были какие-то трудности? Ведь навигация — это то, что живёт в среде, а среда Камерного театра только создавалась.

Дмитрий Провоторов: Мы несколько раз ездили в строящийся театр, но в большей степени в работе отталкивались от чертежей и разверток стен. Это усложняло задачу, потому что было непонятно, хватит ли места, можно ли использовать какую-то стену или размещать навигацию на двери — вдруг она очень фактурная и красивая. Ещё пришлось отказаться от некоторых интересных вариантов, потому что их трудно реализовать в Воронеже. Например, навигация на полу эффектно смотрелась на макетах. Но пока в городе нет таких технологий, которые позволят нанести разметку, которая бы не пачкалась и не стиралась. Поэтому мы решили использовать стены и потолок.

Дмитрий Сидоров: Сейчас в Камерном театре уже установили всю навигационную часть. Но для зрителя всегда может случиться так, что все таблички на месте, но кажется, что чего-то не хватает. Есть такая вероятность, потому что комплекс очень большой. Поэтому мы будем поддерживать проект и дальше, чтобы навигация хорошо смотрелась не только на рендерах, но и в реальной жизни.

Фотографии: Алексей Ликутов
Иллюстрации: Интерактивное агентство «Мануфактура»