Жизнь

Портфолио: Истории сильных людей в сложных обстоятельствах на снимках молодого фотографа

Портфолио: Истории сильных людей в сложных обстоятельствах на снимках молодого фотографа
О работе, после которой невозможно вернуться к обычной жизни.

В рубрике «Портфолио» Downtown рассказывает о молодых воронежских фотографах, близких нам по духу. Это люди, которые в поисках себя и на волне новых тенденций не бояться экспериментировать. Сегодня мы поговорили с Кристиной Бражниковой. Этой осенью она стала финалисткой Международного фотофестиваля Vilnius Photo Circle. Кристина рассказала, почему работа фотокорреспондентом делает тебя более чёрствым, и где искать настоящие истории для съёмок.

Кристина Бражникова

Фотографирует 5 лет


— Расскажи, с чего началось твоё увлечение фотографией?

Фотография привлекала меня ещё с детства: простым нажатием кнопки ты превращаешь нематериальное впечатление в физический объект, помещаешь объёмный мир в плоскую карточку и сохраняешь мгновение твоей действительности. Первые сознательные попытки что-то снять, были 10 лет назад, когда на плёночную мыльницу я фотографировала пейзажи летом на даче. Через полтора года появился первый простенький цифровик, и мы с подругой начали устраивать «фотосессии»: придумывали образы и даже обрабатывали полученное в Photoshop.

— Кажется, в то время так делали все. Как у тебя получилось пойти дальше?

Я случайно нашла студию одного из опытнейших воронежских фотокорреспондентов Михаила Кирьянова, где бесплатно преподавали основы фотографии. Собрала знакомых, чтобы была небольшая группа, и мы начали заниматься. И после этого моя жизнь так или иначе завертелась вокруг фотографии. Пару сезонов я поснимала свадьбы, затем увлеклась съёмкой концертов, некоторое время помогала друзьям с фотостудией, а потом меня позвали в одну из местных газет. И вот уже почти два года я фотокорреспондент, и очень этому рада. Для меня это, пожалуй, лучшая работа, хотя и в ней есть свои минусы. Количество необычных мест, в которых я побывала, все те интересные люди, которых я встречала, дарят столько эмоций и впечатлений, что это перевешивает весь негатив.

Я перечеркнула большую часть своего фотографического опыта и теперь веду отсчёт от начала работы в газете. Я здесь настолько нашла себя, что иногда становится страшно.

— Что-то изменилось в тебе и твоём творчестве за это время?

Я часто говорю друзьям, что у меня «наркоманская» работа — после неё невозможно вернуться к обычной жизни. И иногда мне кажется, что из-за этого я становлюсь более чёрствой, меньше реагирую на происходящее вокруг. По сути, я перечеркнула большую часть своего фотографического опыта и теперь веду отсчёт от точки начала работы в газете. Я здесь настолько нашла себя, что иногда становится страшно. И всё предыдущее, что я снимала, кажется мне не слишком серьёзным.

— То есть ты начала с чистого листа. А кто из фотографов, художников, журналистов вдохновляет тебя сейчас?

Последний год я жадно слежу за очень многими современными фотожурналистами, чтобы понимать, что сейчас актуально. Больше всех меня привлекают Алек Сот, Брайан Шутмаат и Евгения Арбугаева, мне очень нравится их визуальный язык, хотя я, конечно, снимаю совсем по-другому. Из классиков очень люблю Ирвина Пенна и Родни Смита. Пожалуй, больше всего на меня повлиял Миша Доможилов — фотожурналист и мой куратор (в этом году я закончила его курс «Документальная фотография» в питерском «Фотодепартаменте»). По сути, он открыл для меня следующий уровень в фотожурналистике — съёмку историй и проектов. Благодаря этому курсу у меня был абсолютно фееричный год, полный новых прекрасных знакомств и путешествий. Я побывала с фотоэкспедициями во Ржеве и Астрахани, неделю училась у Андрея Поликанова и Тани Плотниковой на Летней школе «Русского репортера» в Тверской области, ездила на фотофестиваль и портфолио-ревью в Углич, и это не считая постоянных поездок в Питер и иногда в Москву. У меня теперь куча молодых друзей-фотографов по всей России, и это очень крутая тусовка, где все понимают друг друга с полуслова. Это именно те люди, от которых я заряжаюсь, они вдохновляют меня на дальнейшую работу.

— Расскажи о своём проекте, который прошёл в финал Vilnius Photo Circle. Это ведь как раз была съёмка реальной истории? 

Да, моя любимая тема — истории сильных людей в сложных обстоятельствах. Когда ты видишь такие примеры, это заставляет хоть на немного задуматься о том, что ты делаешь со своей жизнью, вспомнить о родных и близких. Такие истории, мне кажется, цепляют и заставляют чуть притормозить течение своих дел, дают толчок к самоанализу и хоть немного меняют твою жизнь.

На фестиваль Vilnius PhotoCircle я попала со своей дипломной работой «Мама». Эта история весной была во всех воронежских и во многих российских СМИ — про семью Трубниковых из Воробьёвки, где 14-летний сын уже 3 года сам ухаживает за своей слепой мамой-инвалидом. Я с ними познакомилась, когда мы с журналистом приехали делать репортаж для газеты. Они настолько меня поразили своим отношением к друг другу и к окружающему их миру, что я поехала к ним второй раз, уже сама. Жила у них три дня, общалась и фотографировала — эти кадры и легли в основу истории. Потом я ещё раз навещала их в сентябре. История не закончена, я продолжаю следить за тем, что происходит в их жизни.

— Зачем?

Только так герои начинают тебе больше доверять и раскрываться. И очень важно быть честным перед ними, не гнаться за жареными фактами и держать своё слово. Я почти не работаю с постановкой, просто внимательно наблюдаю за происходящим, общаюсь со своими героями, и когда появляется ощущение, что это тот момент — фотографирую. А темы для историй я обычно нахожу благодаря своей работе, ну и плюс бездонные соцсети, в которых иногда выплывает что-то, что может заинтересовать. Механизм этого объяснить сложно, просто тема тебя чем-то трогает, ты не можешь выкинуть её из головы и появляется пульсирующая мысль «я хочу это снимать».

Когда ты снимаешь в среде своих героев, у тебя меньше возможностей контролировать свет, цвет и форму. И тогда чёрно-белая фотография — это выход.

— У тебя есть ещё какие-то идеи для будущих проектов, которые тебе «хочется снимать»?

Мне хотелось бы поработать над историей о Воронеже. Очень радуют те изменения, которые происходят в городе, хотя над многими вещами здесь ещё работать и работать. Но пока всё находится в стадии обдумывания. Ещё в запасах есть несколько интересных и сильных личностей, жизнь которых мне хотелось бы поснимать, но пока я больше сконцентрирована на учёбе и доработке своего первого проекта.

— А есть какие-то трудности, с которым ты сталкиваешься как фотограф?

Например, я только учусь работать с цветом. У меня не всегда это получается, поэтому (и по настоянию моих кураторов) мои серии чёрно-белые. Хотя репортажка для газеты вся цветная, но тут играет роль формат издания. И мне ближе цветные карточки, ведь я вижу происходящее в цвете. Но когда ты снимаешь в среде своих героев, у тебя меньше возможностей контролировать свет, цвет и форму. И тогда чёрно-белая фотография — это выход. Ещё я хочу научится снимать хорошие психологические портреты.

Мне нравится снимать тревел-фото — так можно рассказать друзьям, что интересного ты увидел где-то там далеко. Возможно, такой разброс существует, потому что я всё еще ищу себя. Мне не хочется себя ограничивать, я люблю пробовать что-то новое.

Серия «Краеведение»

Предыдущее
Следующее
1 фото из 11

— Какое место сейчас фотография занимает в твоей жизни?

Фотография — это и есть моя жизнь. Очень редко где я появляюсь без фотоаппарата, и смартфон с камерой всегда при мне. Иногда из-за этого мне сложно отделить свою работу от личной жизни. Частенько я иду отдохнуть с друзьями и заодно что-то поснимать по работе. И я уже не могу иначе. Это для меня и средство общения, и способ выражения моих мыслей и чувств, и пропуск  в какие-то недоступные места. А иногда просто развлечение. Хотя периодически случается и так, что за весь день я не сделаю ни одного кадра.

— А как относишься к критике в свой адрес?

Критично, но с вниманием. Просто нужно соблюдать определённую гигиену и понимать, кому и зачем ты показываешь свои фотографии, что ты хочешь вынести из этого общения. Как минимум, человек должен быть в теме того, что сейчас происходит в фотожурналистике. На фестивале в Угличе я участвовала в портфолио-ревью, где в основном общалась с фоторедакторами и именитыми фотографами. И большинство из них были очень приветливы и действительно старались помочь какими-то советами или контактами. Так что из критики я стараюсь выделять какие-то рациональные зёрна и обдумывать их. Насколько они соотносятся с моей позицией, насколько соответствуют тому, что мне хотелось бы делать. Конечно, некоторые вещи могут заставить взгрустнуть, но ведь я только в самом начале пути, и всё можно исправить.

Больше фотографий Кристины Бражниковой и серию «Мама» полностью можно посмотреть здесь.

Nowhere
18 декабря, 13:14

Поделиться: