Жизнь

«Это такая ненавязчивая просветительская деятельность». Интервью с главным редактором сайта «Афиша+»

3565
Автор:
Oleg Trokov
23 декабря 2000 17:16
6+
«Это такая ненавязчивая просветительская деятельность». Интервью с главным редактором сайта «Афиша+»
Роман Дранников о новом проекте компании «Камелот», музыкальной журналистике и современной молодёжи.

В ноябре компания «Камелот» запустила новый проект «Афиша+» — сайт, освещающий культурные события, происходящие не только в Воронеже, но и во всём мире. Downtown поговорил с главным редактором «Афиша+» Романом Дранниковым о том, почему дела с музыкальной журналистикой в России обстоят не лучшим образом, стоит ли воронежскому изданию писать о юбилее альбома Massive Attack и о том, как растормошить 20-летних. 

Роман Дранников

Главный редактор «Афиша+»

 

— «Камелот» всегда ассоциировался в первую очередь с рекламой и объявлениями. Почему вы решили создать сайт о культуре «Афиша+»?

У «Камелота», помимо основной газеты, есть куча других продуктов. Например, вот лежит газета «Город V». Она раньше называлась «Камелот. Программа». Этому продукту уже около 10 лет, наверное. В ней, кроме рекламы, есть телесетка, а сзади — анонсы всех художественных фильмов, которые будут показывать на телеканалах на этой неделе. В ней много информации о кино. Я 10 лет работаю в этой газете, а с недавних пор являюсь её главным редактором и никогда не имел никакого отношения к объявлениям и рекламе.

«Афиша+» в той или иной форме существует уже года полтора. До этого она присутствовала на большом сайте «Камелот» в качестве странички, рубрики. Мы пробовали свои силы, смотрели, куда можно двинуться. Сама мысль о том, что нужно делать что-то, связанное с культурой, уже очень давно крутилась у всех нас в головах. Реализовать её не хватало то времени, то сотрудников. Сейчас это время настало, плюс пришло много молодых, умных, инициативных сотрудников, у которых куча энтузиазма. Не воспользоваться этим было бы грешно.

— А почему именно культура? Не про политику, автомобили или спорт, например?

Мы так посидели, подумали, что в политике особенно не разбираемся. Она нам не очень интересна. Выжигание по дереву тоже не пойдёт. Может быть, это стечение обстоятельств, что очень много людей вокруг меня в редакции так или иначе связаны с культурой. И мне самому это было интересно всегда. Мы на самом деле ничего другого-то себе и не представляли никогда. Ни автомобили, ни выжигание по дереву, ни политику — ничего.

Я не понимал, как можно делать такие маленькие неинтересные материалы. Люди очень торопятся, не разбираются, не расшифровывают.

— То есть главная причина в том, что культура интересует вас самих?

Да. Можно много говорить о том, что в России, дела с музыкальной журналистикой обстоят не лучшим образом. Не говоря уже о нашем городе. Какие-то академические формы по инерции освещаются той старой журналистской братией, которая существует. Театральные премьеры, большие концерты. Кто-то, может быть, напишет про Найка Борзова. Кого пригласят на пресс-конференцию, те и осветят. На этом всё заканчивается. Я не понимал, как можно делать такие маленькие неинтересные материалы. Люди очень торопятся, кто быстрее опубликует отчёт, не разбираются, не расшифровывают, пишут «сайд-проект» через «т» и так далее. Не то, чтобы мы пришли такие гении музыкальной журналистики и сейчас собираемся всех смести, нет. Просто нам хотелось всегда делать красивый проект. Не только визуально красивый, но и с красивыми текстами.

А про кино, про телевидение мы в любом случае не могли не писать, потому что это был наш такой конёк. Естественно, театр, выставки сейчас будут набирать обороты. У нас есть люди, которые будут этим заниматься. Всё в процессе.

— «Афиша+» — это больше сервис, куда заходят посмотреть расписание и анонсы, или сайт с красивыми текстами и фотографиями? Как вы сами его позиционируете?

Хороший вопрос. Изначально предполагалось, что это будет сервис, связанный с анонсами мероприятий в городе. А потом, спустя какое-то время, поняли, что нам это скучно, и мы можем делать больше и интереснее. Решили, что пойдём немножко другим путём, а потом добавим этот функционал. Мы пока запустились как текстовый ресурс с фотографиями и картинками. А запланировано много другого, включая и афишу. Она запустится в следующем году. Скорее всего, появится возможность там же покупать билеты. Планируем запустить «быстрые новости» — то, что делает тот же Downtown или The Village. Только они делают это каждый день, а у нас будут новости недели.

— Не могу не спросить про название. Не боитесь, что читатели будут вас путать с проектами издательского дома «Афиша»?

Изначально сайт был задуман как городская афиша, в рамках которой можно было бы использовать этот «плюс» как угодно. «Плюс» закладывался как возможность писать о чём хочется. А по поводу «Афиши», боюсь, конечно, что будут путать, но не вижу в этом проблем.

— В Воронеже уже есть издания о культуре. Зачем ещё? Чего вам не хватает?

Мне лично не хватает издания, которое было бы похоже на тот же самый Stereogum. Многие люди, как мне кажется, уже не слушают музыку альбомами. Это именно культура сингловая, культура микстейпов, культура плейлистов. Она существует, довольно массивна в стране и вообще в мире. Но у нас никто это не освещает, кроме разве что «Афиши-Волны»: традиционно идут классические рецензии на альбомы. А мне конкретно как пользователю, обывателю именно такого и не хватало.

Если говорить про репортажи с событий, то я не думаю, что в Воронеже есть издания, которые как-то полноценно освещают независимые события. Привозят в BARak O'Mama кучу интересных молодых инди-групп. Кто-нибудь об этом пишет? Нет. Причём привозят же не только молодых и интересных отечественных ребят, привозят и тех, кто не боится устраивать туры по России. И опять же там ни одного журналиста нет.

— Вы считаете, что такие события стоит освещать? Они интересны читателям?

Если эти группы привозят, то это кому-то нужно, во-первых. Во-вторых, мне лично это интересно. Никто никогда не берёт у таких людей интервью, а они очень интересные ребята. Например, привозили Heidi Happy. Мы с ней здорово поболтали и получился отличный материал. Если взять интервью со Шнуровым, то его, конечно, прочитает гораздо большее число людей. Но на то они и независимые молодые исполнители. Если им не давать шанса, если о них никто не будет писать, то люди о них могут и не узнать.

— У вас на сайте сказано: «Афиша+. Современная культура. Город + страна + мир». Вы не ограничиваетесь только Воронежем?

Не ограничиваемся. Я не вижу причин не писать о чём-то ещё, что нам интересно.

— Я видел у вас большой текст про юбилей альбома Massive Attack.

А почему нет? Кстати, кто-нибудь знает, где находится редакция Stereogum? Почему обязательно все издания такого рода должны быть в столице? Только тогда они имеют право писать про юбилей альбома? Я, например, делал материал про Massive Attack, собирая сканы рецензий того времени из New Musical Express, Q и так далее, специально выбирая ту информацию, которой нет в рунете. Это такая ненавязчивая просветительская деятельность.

Я не думаю, что в Воронеже есть издания, которые полноценно освещают независимые события. Привозят кучу молодых инди-групп. Кто-нибудь об этом пишет? Нет.

— Есть ещё рубрика «Песни месяца». Почему вы считаете, что читатель будет узнавать об этом на вашем сайте, а не на тех же Pitchfork или «Афиша-Волна»?

Во-первых, Pitchfork — на английском языке, а «Афиша-Волна» после ухода Александра Горбачева, похоже, завязала с подобного рода обзорами. Во-вторых, почему бы людям не читать Pitchfork, «Афишу-Волну» и что-то ещё, получая при этом более широкий спектр мнений?

Ты ставишь акцент именно на те вопросы, которые я больше всего не люблю и которых боюсь. Потому что когда приходишь в PR-отдел или к дизайнеру, они спрашивают: «Для чего этот сайт? Назови целевую аудиторию. Чем он отличается от остальных?» и так далее.

— Мне кажется, что это самые важные вопросы.

Это вопросы, связанные скорее с бизнесом, чем с творчеством. Я думаю, что отличий хватает. Это авторские тексты, в которых мы проявляем свое личное, уникальное отношение к предмету.

— Кто кроме вас работает над «Афиша+»?

Это молодые люди от 22 до 38 лет. Среди нас есть профессиональные фотографы, дизайнеры, музыканты, копирайтеры. Штат пока не такой уж большой: человек десять, если прикинуть. Пять из них пишут. Плюс мы активно сотрудничаем с внештатными корреспондентами. Например, Лена Дудукина недавно сделала замечательное интервью с Германом Грековым, Дима Зорников написал для нас отличный материал о Рокии Траоре, которую привозили на Платоновский фестиваль. Мы открыты для сотрудничества на все 100%.

20-летних нужно немного растормошить. Сейчас именно 30-летние больше слушают и лучше разбираются в музыке и современной литературе.

— Большей части редакции всё-таки в районе 35 лет. Вы ориентируетесь на своих ровесников или молодых?

В интервью Греков сказал замечательную вещь, которая мне очень понравилась, о том, что 20-летних сейчас нужно немного растормошить. Раньше как получалось: родители были спокойные, а дети, наоборот, очень буйные. Сейчас всё как-то наоборот, и получается, что именно 30-летние больше слушают и лучше разбираются в музыке и современной литературе, чем 20-летние. Как так получилось? Скорее всего, от переизбытка информации и вседоступности, которую предоставил интернет. У нас этого не было, и у нас жажда знаний и любопытство до сих пор сохранились. А в 20-летних это как-то изначально отсутствует. Я думал, это только моё ощущение, но после интервью с Грековым понял, что и другие 30-летние так думают. Нужны ли люди, которые младше нас, для того, чтобы писать материалы? Они есть.

— Как дальше будете развиваться?

Много всего добавится: функционал с самой афишей, новые рубрики. Я думаю, что регулярно будет что-то добавляться, потому что идеи рождаются просто на ходу и есть возможность их реализовывать именно с такой командой.

— Есть какая-то сверхзадача или миссия, которую вы перед собой ставите?

То самое ненавязчивое просвещение. Других конкретных целей и задач нет. Мы просто хотим делать интересный красивый сайт с хорошими текстами, с хорошим оформлением и надеемся, что найдём своих читателей.

Титульное фото: Евгения Небольсина

Поделиться: