«Пушкин — высокий, кучерявый джентльмен в чёрной шляпе...»
Что думают воронежские школьники о великом русском поэте?
Для тех, кто не знает, с утра пораньше напомним: сегодня исполнилось 175 лет со дня гибели А.С. Пушкина. И накануне этой даты, вместо того, чтобы в очередной раз писать, что Пушкин — наше всё, мы решили провести небольшой эксперимент и попросили учеников 9 класса одной из среднестатистических воронежских школ письменно (прямо на уроке) ответить на простые вопросы:
1. Когда ты впервые услышал о Пушкине?
2. А.С. Пушкин. Ассоциативный ряд.
Сразу оговоримся — все цитаты приведены в первоначальном виде, орфография и пунктуация авторов сохранены. Результат получился невероятно интересным.
«Когда я познакомилась с творчеством Пушкина, я сразу сделала вывод: он романтический писатель».
Олег:
«Бакенбарды, кудрявые волосы, дуэль, ссылка, стихи, няня, Царскосельский лицей, Дантес».
Дина:
«Я не помню когда впервые услышала о Пушкине, но это было давно. Когда я слышу о Александре Сергеевиче Пушкине, мне сразу вспоминается стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный...» Но серьёзно я познакомилась с творчеством А.С. Пушкина в школе. В ней я узнала, что он великий поэт и познакомилась с его произведениями».
Саша:
«Мне довелось познакомиться впервые с А.С. Пушкином ещё в первом классе. Его первое стихотворение которое я прочитал было «Ветер ветер Ты могуч». И с этих пор я продолжаю увлечённо следить за литературой Пушкина, в которых он вкладывал душу для своих читателей».
Антон:
«Впервые о Пушкине я услышал в раннем детстве. Тогда мне было четыре года, и сам читать я не умел, мне всё читала бабушка. Первое пушкинское произведение, которое мне прочитала бабушка была «Сказка о рыбаке и рыбке». Мне эта сказка очень понравилась, потому что в ней было много необычного. Следующую сказку, которую мне прочитала бабушка была «Сказка о попе и его работнике балде» мне она тоже понравилась. Ну вот так я и услышал в первый раз о Пушкине».
Лера:
«Пушкин — высокий, кучерявый джентельмен в чёрной шляпе. Одет всегда опрятно. Очень милый и романтичный образ, воспевающий любовь к женьщине, любовь к родине».
Илья:
«Поэзия; драматургия; проза; критические статьи; заметки и письма; романтизм; прекраснейшие стихи, переполненные глубокими чувствами; величие и красота России; любовь, дружба, реализм».
Даша:
«Александр Сергеевич Пушкин родоначальник русской национальной литературы. Своим творчеством Пушкин сформировал русское национальное сознание и выразил его абсолютной полнотой. Создатель русского литературного языка. Гениальность Пушкина заключается не в том, что он что-то создал заново, а в том, что он усвоил, переработал и обобщил всё, что достигло русской литературы к 19 веку».
Эля:
«Пушкин, его творчество лично у меня ассоциируется с чем-то добрым, «воздушным», лёгким. Пушкин пропитан любовью. Любовью к друзьям, к женщинам. Огромную роль в его творчестве играет дружба. Дружба для него — всё. Для Пушкина не разделимы жизнь, любовь и творчество. Любовь пробуждает душу, душа откликается красоте, воспринимает красоту, вдохновляется ею. И тогда поэт готов к творчеству, которое есть смысл жизни и сама жизнь. Пушкин откликнулся на всё в чем проявилась русская жизнь. Каждое чувство воспетое Пушкиным прекрасно. Воспевает самостояние человека».
«Первое произведение, с которым я познакомился, названо «К Чаадаеву». Тогда для меня оно не вызывало никаких чувств и ощущений. И только после 7-го класса я понял его смысл».
Настя:
«Когда я познакомилась с творчеством Пушкина, я сразу сделала вывод: он романтический писатель.
Если сравнить Пушкина с Лермонтовым, то можно увидеть, что Пушкин полон оптимизма, он пишет о любви, о радости, а Лермонтов — о грусти, об отречённых чувствах. У Пушкина стихи такие «лёгкие» и оставляют на душе радость, а когда читаешь стихи Лермонтова, сразу становиться как-то грустно и появляется неприятный осадок на душе».
Анжела:
«...Пушкин — наше все: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами.
Пушкину всегда свойственно доверие к жизни. В произведении «Евгений Онегин» мы можем убедиться в этом, жизнь входила в роман, а роман писался как жизнь.
«Нет двух поэтов столь существенно различных, — писал В.Г. Белинский, — как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермнотов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».
Пушкин старался сближать и народный язык, и народную поэзию с языком и литературой образованных классов».
Максим:
«Когда я слышу имя Пушкина в голове сразу появляется оссоциация молодой человек лет 30-35, с темными кучерявыми валосами, который писал замечательные стихи, романы, сказки, под которые мы засыпали в детстве».
Коля:
«Услышал я впервые о Пушкине когда-то в детстве, приблизительно в первом классе. Первое произведение, с которым я познакомился, названо «К Чаадаеву». Тогда для меня оно не вызывало никаких чувств и ощущений. И только после 7-го класса я понял его смысл.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Эпоха Пушкина — национальный и европейский общественный подъём».
Ваня:
«Когда я познакомился с творчеством Пушкина, я был маленьким. Я слушал его сказки и стихи. Сейчас я знаю, что Пушкин романтический писатель. У него есть, например, «Евгений Онегин». Если сравнивать Пушкина с Лермонтовым, то можно увидеть, что Пушкин — полон оптимизма, пишет о любви, а Лермонтов — пессимист, его герой всегда одинок».
Миша:
«Иногда бывает очень трудно вспомнить, как и когда что-то произошло с тобой впервые. Я не знаю, когда я впервые услышал о Пушкине. Мне кажется, что я о нём знал всегда. Первым произведением, которое я самостоятельно прочитал, было «Сказка о рыбаке и рыбке». Это было в раннем детстве, но и сейчас я помню формат книги, обложку, картинки, которыми были украшены её страницы, даже запах советской типографии я запомнил. Но это моё любимое произведение Пушкина. Также я читал сказку «У лукоморья дуб зелёный» и «Сказка о царе Салтане».
Вася:
«О А.С. Пушкине я услышал в далёком детстве, ещё до школы, а именно по этому я не помню точно когда это было. В детстве я не очень любил читать, признаюсь честно, да и сейчас читаю очень мало, я знаю это плохо, но что уж поделать не затягивает меня это дело. Поэтому из детства я хорошо запомнил Пушкина и его произведения «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о царе Салтане». Я считаю, что каждый ребёнок должен знать о Пушкине с детства.
Когда говорят о Пушкине у меня идут ассоциации с кучерявой головой, бакенбардами и дуэлью в которой он погиб из-за девушки, ещё идёт ассоциация с моей бывшей учительницей по русскому языку и литературе Людмилой Евгеньевной, она вела у меня эти два урока два года, пятый и шестой класс, она была строгой и очень доброй и хорошо учила. В общем, я считаю, что Пушкин — самый знаменитый и запоминающийся автор в детстве каждого ребёнка.
P.S. Но и сейчас у меня очень хорошая учительница по русскому языку и литературе я её очень люблю она весёлая и добрая».
«Когда говорят о Пушкине у меня идут ассоциации с кучерявой головой, бакенбардами и дуэлью в которой он погиб из-за девушки».
Арина:
«Я ассоциирую Пушкина, как романтического, сильного и глубокого писателя. Но ведь он ещё человек, который явился к нам во всей полноте, он откликнулся на всё, в чём проявилась русская жизнь. Его произведения потрясающие: поэзия, драматургия, проза, заметки и письма — это произведения, которыми занимался Пушкин, каждое чувство воспетое в этих произведениях — прекрасно. Пушкин воспевал самостояние человека, а также сформировал русское национальное сознание и выразил его с точной полнотой.
Впервые я услышала о Пушкине от своей прабабушки. Я всегда его знала как доброго, тёплого человека, который дарит детям весёлые, добрые сказки, такие как: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Султане» и т.д.
Но самое первое произведение — «У лукоморья дуб зелёный». Ещё с детства я знала его наизусть. Для меня оно было очень ярким, и я всегда с увлечением погружалась в сюжет».
Маша:
«Пушкин — создатель русского народного языка. Пушкин — русский человек, который явится нам во всей полноте, может быть, через 200 лет. Пушкин откликнулся на всё, в чём проявилась русская жизнь. Он воспевает самостояние человека. Пушкин вступил на литературное поприще в ту историческую пору, когда живы были классицисты, достиг расцвета сентиментализм».
Рома:
«У каждого человека в жизни есть любимый писатель или поэт, чьи произведения мы способны увлечённо читать и перечитывать по несколько раз, и они от этого становятся ещё более интересными. Таким писателем для меня стал А.С. Пушкин. Я не помню когда впервые услышал его имя, но это не имеет значения. Главное это то, что его сказки стихи и проза, герои его произведений словно вливались в мою жизнь и стали её частичкой. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять, почему же именно он стал символом русской поэзии? Почему сегодня его произведения волнуют нас, людей «века нынешнего»? Очевидно Пушкин сумел выразить то, что неизменно остаётся в человеке, в какое бы время он не жил. Свобода, счастье, любовь, дружба... Это вечно. Всё появляется, исчезает, меняется. Но во все времена человек будет стремиться к свободе, искать дружбы, ждать любви, добиваться счастья. Это бессмертно, как и сам Пушкин. Ранее А.С. Пушкин казался мне слишком простым. Я вдруг увидел Александра Сергеевича мужественным, жизнеспособным человеком, обладающим, несмотря на противоречия, гармоничной натурой. Я пропитался уважением к нему и стал его для себя открывать».
А что писали вы в сочинениях о великом русском поэте?
Фото © Константин Чернов
9439