Город

Внутри дома: Что нам дорого в дизайне советских квартир

6721
Автор:
партнерская публикация
29 ноября 2016 11:23
18+
Внутри дома: Что нам дорого в дизайне советских квартир
Откуда пошла мода на ковры и почему у всех стояла мебельная стенка: узнали все про советский интерьер.

Отличить квартиру с «бабушкиным» ремонтом от современного жилища всегда можно по наличию вещей, антураж которых отдает нафталином. Откуда пошла мода на ковры, гарнитуры в половину комнаты и потолки в форме свадебного торта? Сегодня в рубрике «Внутри дома» при поддержке магазина керамической плитки «Мика» дизайнер Кристина Личик постаралсь вникнуть в предысторию любимой нашими родственниками мебели и объяснить, почему такой интерьер не в моде.

Частичка персидской души

Спрос на ковры начал расти после 1950-х годов с появлением хрущевок. Ковер решал множество проблем. Во-первых, это отличное средство звукоизоляции от соседей через тонкую стену. Ковер сохранял тепло и обычно развешивался у кровати. Трудно поверить, но обои в то время были в дефиците и ковер не только украшал комнату, но и закрывал побеленную стену. Хитрость советского человека — с одной стороны комнаты ставить труднодобытую стенку, с другой — повесить ковер. Наполненная дефицитной мебелью комната придавала уют и повышала статус хозяина в глазах общества.

Как элемент декора и роскоши, ковер стоил дорого и часто был приданым или подарком на свадьбу. Если ковер был подарен родными, то его вешали на самое видное место, любовались им и вспоминали о близких людях. Достать ковер было очень трудно, в 70-е годы он стоил 360 рублей — как три месячных зарплаты начинающего инженера. Но и просто так с деньгами вы не могли прийти в магазин — нужно отстоять большую очередь, порой в несколько суток, чтобы достать драгоценное украшение. Поэтому ковер отождествлял собой достаток и благополучие дома и очень редко расстилался на пол. Сейчас комната, с трех сторон обвешанная коврами, вызывает умиление. Это отличный пылесборник и славный рудимент эпохи дефицита.

Минимализм и максимализм

Мебельные стенки впервые были введены в обиход в 1945 году во Франции. Это была замечательная идея функциональной организации пространства: в один каркас объединили бельевой шкаф, витрины, комод и тумбу. Стенка выполнялась в одном цвете, материале, а также с одинаковой глубиной.

Чудо французской инженерии пришло в СССР в начале 50-х годов. Стенки выполнялись полностью из древесного массива и поначалу были доступны лишь для влиятельных персон советской власти. Поскольку в то время в архитектуре был популярен ампир, мебель сразу обросла декором — разнообразными вензелями и молдингами, выглядела дорого и богато. Время шло, советский народ обзаводился жилплощадью, а производство гарнитуров было поставлено на промышленные рельсы. Мебель частично сбросила с себя оковы версальского декора, но оставила легкое обаяние классики, дабы скрасить суровые будни пролетариата. Но из-за тотального дефицита товаров, мебельные гарнитуры, как и ковры, стали очень популярными из-за своей недоступности. Как и ковер, стенка отождествляла собой особый статус владельца, устанавливалась напротив ковра и заполнялась редким сервизом и множеством книг — недоступными предметами обихода советского человека

Массивные гарнитуры постепенно уходят в прошлое. Отпадает необходимость покупать дорогие чешские сервизы и накапливать вавилонскую библиотеку. Сейчас все больше популярны отдельные шкафы-купе, в которые вы можете сложить всю необходимую одежду, обувь и разные мелочи. К тому же, закрытая гардеробная скроет от гостей любовь хозяина к скапливанию пыли.

Манящий потолок

Гипсокартоновые потолки в России появились около двадцати лет назад. Сначала их использовали для отделки общественных помещений — кафе, магазинов, офисов. Технология крепления такого потолка простая, а физические качества на порядок выше покраски, к тому же сам материал напоминает сэндвич — слой гипса находится между двумя слоями картона, что позволяет гнуть гипсокартон в самые разнообразные формы. В конце девяностых начинает зарождаться профессия дизайнера интерьера, и здесь уже не разобрать, кто больше виноват в нелепости интерьеров тех лет — дизайнеры или заказчики. Новый зарубежный материал становится невероятно популярен, гипсокартон появляется в жилых помещениях. Декораторы стараются вложить всю душу именно в потолки, городят многоярусные торты над головой, смешивают гипсокартон и натяжное глянцевое полотно, вырезают на потолке цветочки и кляксы, вставляют в отдельные фрагменты фотообои, закрепляя эффект обильной светодиодной подсветкой. Интерьер в целом напоминает не Версальский дворец, а жилище модного современного человека. Мода на потолки постепенно уходит, поскольку многоярусный потолок сложнее в уходе, менее универсален для обновления интерьера, съедает высоту помещения, накапливает в себе очень много пыли и нигде, кроме стран СНГ, не используется.

Потолочные панели

Потолочные пластмассовые панели прожили еще меньше, чем многоярусные потолки. Если гипсокартон использовался в интерьере современного человека, пластмассовые панели выбирали люди для ремонта с претензией на классику. Пенопласт и пенополистирол появились в России в 90-е годы, материал завозился с Китая, был дешев и отличался легкостью установки. Постепенно панели были вытеснены подвесными потолками, а после трагических событий в клубе «Хромая Лошадь» в 2009 году, весьма неожиданно оказалось, что пенополистирол горюч, а пластмасса при пожаре может выделять токсичный дым, содержащий синильную кислоту. Может показаться, что такая шумиха похоронила кассетные потолки, но вы все еще можете встретить пенопласт на потолке. Как ни странно, его любят применять именно на кухнях и в закрытых непроветриваемых помещениях.

Хэнд-мэйд и цыганское барокко

Русский народ находчив и изобретателен. Любовь к прикладному творчеству существовала издревле. Но после красной революции мастеров своего дела поставили за бездушные станки и поселили в типовых коммуналках. Куда уж тут до творчества, раз семью надо прокормить. Ручная работа еще существовала в деревнях и селах, где жители отдыхали за уютным делом после трудового дня в поле. Из благородных хобби городских жителей остались лишь мастерские моделирования для мальчиков и кружки растениеводства для девочек. А пуховые платки и тульские самовары сосредотачивались в далеких деревнях. С переходом страны в рыночную экономику ручная работа стала цениться, стала доступнее в цене и доставке, но такая же редкая и уникальная. Современное молодое поколение никогда не поймет, что такое дефицит. За двадцать пять лет мы обрели некоторую стабильность, и заказать ручную работу можно за пять минут в интернете. Работы по дереву, вышивка, вязание, наращивание ногтей, керамика и еще много интересных вещей и занятий, в которые хочется вкладывать душу, да так, чтобы с размахом. Но в любом стремлении главное — знать меру. Какой декор определяет ваше видение красоты — популярные подушки из Икеи или красивые пелерины, сшитые золотыми руками умельца за тройную цену? В стремлении поскорее уйти из офисов рукодельники и рукодельницы открывают свое дело, которое им по душе. Но очень часто мастера продают свою работу за завышенную плату. Рынок хэнд-мэйда по-настоящему раскрылся с распространением услуг в интернете и мы искренне надеемся, что это временное явление. 

И частный случай любви к рукоделию — нашумевшие роскошью апартаменты из Магадана. Небольшая предыстория — блоггер нашел объявление о продаже трехкомнатной квартиры за 6,5 млн рублей. Такая цена на жилье в центре крупного города в дальневосточном регионе вполне адекватна. Но автора изумил выбранный стиль интерьера, было придумано емкое обозначение «цыганское барокко». Создатель объявления написал, что в квартире останется всё, что видно на фото. Дело в том, что здесь смешивается множество элементов в единую композицию. Такими апартаментами может обладать человек, переживший дефицит 70-х годов, когда мебельные минималистичные стенки заполнялись утонченным немецким сервизом, а напротив шкафа хозяин вешал персидский ковер и у себя в гараже по вечерам занимался резьбой по дереву. Стремление к барскому (истинно русскому) максимализму со временем удовлетворялось, краска с позолотой становилась доступнее и в 2016 году хозяин решил передать дело всей жизни в руки человека со схожими эстетическими ценностями. Интерьер квартиры поражает: стразы, блестки, позолота, кажется, будто все покрыто фольгой. Удивительно, но этот сомнительный дизайн умножает стоимость квартиры и мебели в несколько раз.

Фотоохота и фотообои

Уже в 50-е годы двадцатого века советские инженеры стали радовать народ фотообоями с красивой природой. Проблема всех советских новшеств — шаблонность и недоступность. Изделия изготавливались строго по ГОСТу, но однотипно. Что касается фотообоев — изображение и его размеры строго регламентировались и не всегда подходили по габаритам даже для типовых квартир. С развитием технологий появлялись принтеры и плоттеры, способные распечатать любое изображение в нужном размере. В конце 80-х фотопечать стала доступна на обоях, затем на керамической плитке, натяжном потолке, наливных полах. Теперь покупатель сам решает, какой таинственный пейзаж впишется в двухкомнатную квартиру. Безвкусица идеи в том, что не могут бумажные обои погрузить в атмосферу соснового леса или пляжей солнечного Бали. Фотообои не согреют вечерами, не вдохнут в квартиру свежий лесной воздух, не избавят от ежедневных хлопот. Это просто кусок бумаги, бутафория, как пластиковые фрукты. Для чего мы себя обманываем? Несмотря на очевидную фальшь, натяжные потолки с текстурой звездного неба до сих пор популярны. Спрос на этот сомнительный продукт очевиден, но это еще полбеды. Чаще всего дизайнеры применяют фотообои совсем не к месту, и замечательный Ниагарский водопад вводит разнобой и сумятицу в цветовое восприятие композиции. Чаще всего яркая беззаботная природа начинает раздражать вас уже через полгода.

Но какие обои сравнятся по красоте с фотографиями их обладателя? Что движет людьми заказывать бестолковые фотообои себя любимых во всю стену? Тяга к любованию собой, молодым и красивым стала популярна в XV веке, в эпоху Возрождения. Художники, которые уже через сто лет войдут во все классические учебники по искусствоведению, рисовали портреты на заказ, при этом стараясь облагородить черты лица знатных особ. Процесс запечатления себя имеет более глубинные мотивы, чем желание заинтересовать гостей. Но полно нам, бывают и стильные фотообои, как в клипе P.Diddy — Last night.

Материал подготовлен при поддержке магазина керамической плитки «Мика»:

vk.com/salon_mika

На правах рекламы.

Фотографии: pics.ru, macos.livejournal.comafl-paint.ru