Жизнь

Иллюзия поддержки: Почему жалость вредит социализации детей-сирот

Иллюзия поддержки: Почему жалость вредит социализации детей-сирот
Как правильно общаться с детьми-сиротами и помочь им при переходе во взрослую жизнь.

Информация о призывах помощи детским домам стала обыденной частью нашей жизни. Кто-то активно включается в подобные акции. Но они чаще оказываются в меньшинстве. Безразличных к бедам сирот тоже немного. Так какую позицию в этом вопросе занимает большая часть общества? Они строят свою позицию на чувстве жалости. Но насколько эффективна такая поддержка?


«Жертва» — навешенный жалостью статус

Каждый сталкивался с чувством жалости — жалели мы, жалели нас. Это чувство настолько естественно вписалось в нашу жизнь, что мы не видим в нем ничего разрушительного, наоборот — так мы показываем свою сердечность и сострадательность. Но даже если с этим чувством «обратиться» к любому поисковику, то на запрос выйдет масса ссылок, рассказывающих о низости такого проявления заботы. Так насколько опасна мнимая помощь — жалость?

Наталья Шоломова

Психолог «Школы приемных родителей»

Жалость — самое деструктивное чувство. Оно не только не дает стимул на выход из проблемной ситуации, но и бессознательно навешивает на человека статус жертвы: его нужно обязательно утешать, помогать — без нас он не справится. Постоянная жалость к детям приводит к тому, что во взрослой жизни одни воспринимают помощь как должное, их просьба о помощи больше напоминает требование; другие стремятся отказаться от навязанной роли жертвы и активно доказывают обратное, чаще всего через экстремальные проявления — гоняют на мотоциклах, занимаются паркуром или забираются на высоты.

Стоит понимать, что дети из детских домов не чувствуют себя так, как общество привыкло к ним относиться. Люди свои комплексы попросту переносят на них. Сироты находятся в этой обстановке постоянно, для них это данность. Они не жалеют себя, хоть и осознают, что их жизнь непростая. Им нужна любовь, забота и реальная поддержка делом.


Процесс социализации в стенах детского дома затруднителен, но возможен

Основной проблемой выпускников детских домов является включение в общество: профессиональное самоопределение, установление отношений внутри профессионального или дружеского коллектива, построение семьи. Именно в этот период жизни сирот часто происходит надлом, за которым следует неприятие обществом со сложившимися нормами и стереотипами «не таких» людей.

В европейских странах, например, распространены патронатные семьи — временно замещающие роль родителей для ребенка (при этом сироты могут до совершеннолетия сменить десяток патронатных семей). Такой формат позволяет детям всегда оставаться внутри общества. В России же наиболее распространенный иной способ оказания помощи — устройство в детский дом, где дети общаются только внутри своего сложившегося коллектива. Именно поэтому они испытывают трудности во взрослой жизни: им приходится одновременно становиться самостоятельными и осваивать общественные правила.

 


Любовь Челнакова

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бобровской школы-интерната для детей-сирот

Раньше мы чаще получали лишь финансовую поддержку, сотрудники компаний приезжали к нам в гости буквально 2-3 раза в год. Сейчас встречи с представителями благотворительных организаций и бизнес-структур проводятся значительно чаще. Они приезжают с развлекательными программами, творческими и кулинарными мастер-классами. Например, совсем недавно у нас прошел День красоты: детям делали стрижки, девочек учили красивой походке, ребята разучивали концертные номера. Завершилось все демонстрацией новых знаний в обновленных образах. Только подобное взаимодействие позволяет детям общаться и узнавать что-то новое.


Общение и дружба позволяют преодолеть в будущем коммуникационные барьеры

Выбор личностных и профессиональных ориентиров часто происходит именно в подростковом возрасте. Однако именно в этот период меньше хочется верить педагогам и профессионалам и больше — советам друзей. Ограниченность круга друзей в детском доме также затрудняет процесс поиска путей в будущее. На решение проблемы приятельского общения в нашем регионе откликнулись многие студенты, которые в рамках волонтерской работы активно взаимодействуют с детскими домами.

Наталья Русакова

Специалист по работе с молодежью ГБУ ВО Областной молодежный центр, куратор акции «Весенняя неделя добра»

Мы понимаем, как не хватает детям из интернатов общения с новыми людьми. Именно поэтому в прошлом году в рамках акции в парке «Алые паруса» мы открыли «Добрую почту». Это позволило любому желающему отправить письмо ребятам из Таловского детского дома и стать другом по переписке.

В этом году акция пройдет уже в 17 раз. Мы решили сделать её максимально творческой: запланированы занятия, на которых молодежь нашего города научит детей создавать поделки. Кроме того, в активной стадии разработки находится проект по преображению стен: хотим разрисовать Острогожский детский дом для воспитанников с ограниченными возможностями. Желающих нам помочь в этом оказалось даже больше, чем мы планировали. Сейчас ищем спонсоров на закупку художественных материалов.

Дарья Абрамова

Руководитель Клуба Волонтеров ВГУ

Мы общаемся с ребятами из детских домов скорее не как наставники, а как друзья. Проводим акции по сбору средств и организуем выездные мероприятия: праздники и мастер-классы.

В планах нашего Клуба — больше поездок с развивающими занятиями, позволяющими детям получать навыки, которые им пригодятся во взрослой жизни. Конечно, все это будет проводиться совместно с работниками детских домов, чтобы наша активность была полезной и не навредила детской психике.

 

Профориентация — первый шаг к самоопределению

Общественные и благотворительные организации, деятельность которых направлена на оказание помощи сиротам, постоянно ищут новые формы поддержки. Если раньше чаще требовались финансы, промтовары, одежда, книги и игрушки, то сейчас они призывают к общению и постоянному взаимодействию с воспитанниками детских домов. Волну профориентационных мероприятий подхватили и в нашем регионе: благотворительная организация «Общие дети» дала старт проекту «Социальный экзамен», цель которого — познакомить детей-сирот с разнообразием профессий и помочь сделать выбор в пользу занятия «по душе».

Ксения Пенькова

Куратор проекта «Социальный экзамен», помощник руководителя ВОБОО «Общие дети»

Для нас важно, чтобы человек любил свою работу и мог с интересом о ней рассказать. Механический рассказ об обязанностях не зацепит детей. Также мы обращаем внимание на реалистичность получения профессии. Мы не можем поселить в сердцах детей мечту стать, например, космонавтом. Ведь такой подход может его не вдохновить, а наоборот — повергнуть в депрессию. Когда дети сделают выбор, мы вместе с ними приступаем к поиску образовательного учреждения, где можно получить желаемые профессиональные навыки, а также определяемся с перечнем учебных предметов, которые играют важную роль при поступлении.

 

Регулярное общение, обучение бытовым и поверхностным профессиональным знаниям позволяют детям-сиротам находиться в постоянном контакте с обществом. Именно такая поддержка в будущем, за пределами детского дома, поможет детям реализовать себя.

Текст: Алиса Фильченко

Фотографии: Алексей Астрединов

2292

Поделиться: