И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намИзвестный блогер Илья Варламов в ноябре приезжал в Воронеж. Здесь он провел встречу и рассказал о первых впечатлениях от города и своем взгляде на причины упадка русских городов. Илья изучает, как в разных городах России и мира организовано городское пространство — как устроены дворы многоэтажных домов, парки, детские площадки, движение городского транспорта, а после пишет материалы, чаще всего разгромные. Downtown записал самое важное со встречи.
Застройщик — в первую очередь бизнесмен, и его цель заработать как можно больше денег, поэтому его сложно винить в плохой архитектуре и инфраструктуре. Проблема в другом — в чиновниках, которые согласуют и разрешают строить проекты без инфраструктуры, и в низком уровне образования людей. Большинство жителей не понимает, чем хорошая архитектура и застройка отличается от плохой. Для меня это удивительно, потому что архитектура — это одно из самых важных, что есть в жизни человека. Черчилль говорил: «Сначала мы строим дома, а потом они строят нас». Архитектура, в отличие от музыки и литературы, не позволяет нам от нее отмахнуться. Мы ходим рядом с ней, мы растем в ней. И она невольно формирует наше сознание.
Архитектура — это одно из самых важных, что есть в жизни человека. Черчилль говорил: «Сначала мы строим дома, а потом они строят нас».
В любом утреннем шоу показывают кулинарные программы, но никто не рассказывает об архитектуре. Люди просто не понимают, что хорошо, а что плохо. Например, на станции «Чудово» (железнодорожная станция на направлении Санкт-Петербург — Москва — Прим. ред.) в недавно реконструированном вокзале — красивом историческом здании — поставили пластиковые двери, как в ларьке на рынке. И я спрашиваю у работников, мол, вам не стыдно? А они: «А что, нормальная дверь». Пока нет запроса от общества и люди сами не понимают, как хорошо, глупо ждать, что власти начнут что-то менять. Там сидят такие же люди, которые тоже не понимают.
В Воронеже самое вкусное мясо. В соревновании между «Мираторгом» из Брянска и «Праймбиф» из Воронежа, конечно, воронежское мясо на голову выше. Это лучшая говядина в России. И я был разочарован, когда сегодня зашел в один мясной ресторан и увидел там мясо «Мираторг». Где ваш патриотизм? |
Все верят в сказку, а должны хотеть нормальный общественный транспорт. Единственные люди, которые в Воронеже могут искренне хотеть метро, это ваш мэр и губернатор. Потому что строительство метро — это огромное количество денег, которое выделяют городу много лет. То есть можете быть уверены на десятилетия вперед, что ваши дети, внуки, правнуки будут строить метро — но никто еще нормально его не построил. В Омске метро начали строить в начале 90-х и построили только одну станцию, без перегона. Метро дешевле строить вечно, чем заморозить стройку.
За те деньги, которые уйдут на строительство одной ветки метро, можно во всем городе сделать трамвайную сеть с современными вагонами.
В Воронеже при нынешней плотности населения и пассажиропотоке метро теоретически можно построить, если на город свалится куча долларов или рублей и вы решите закопать их в землю. В этом случае метро будет перевозить воздух. А за те деньги, которые уйдут на строительство одной ветки метро, можно во всем городе сделать трамвайную сеть с современными вагонами. Во всех городах-миллионниках метро возит воздух. Но никто это не объясняет. И самая большая проблема будет, если Воронеж все-таки получит деньги на строительство метро, потому что их просто закопают в землю.
Лучшие пельмени в Воронеже pic.twitter.com/gLYGcZU9Ky
— Илья Варламов (@varlamov) November 20, 2017
Приезжая в какой-нибудь город, я сразу задаю себе вопрос, могу я тут жить или нет. В Воронеже я жить мог бы. Здесь те же проблемы, что и в остальной России, но город выглядит лучше, потому что здесь много клевой молодежи, заведения хорошие, движуха. Чувствуется какой-то местный патриотизм, потому что людям есть, чем гордиться, и нет ощущения безнадеги и глухой провинции. Конечно, многим надо заниматься, и сами горожане должны этому содействовать.
Я не понимаю, в чем прикол «умри, но купи квартиру». Иметь квартиру в «Ботаническом саду» (микрорайон в Воронеже — Прим. ред.) никакого смысла нет, а снимать ее совершенно нормально. Потому что через 5 лет ты сможешь снять ее в лучшем месте. Я тоже живу в съемном жилье, у меня с этим нет никаких проблем, как и у кучи моих друзей. Тот же Артемий Лебедев (российский дизайнер и бизнесмен — Прим. ред.), говорит, что квартиру покупать не хочет, потому что за последние 100 лет в нашей стране никто право собственности не сохранял. |
Если бы у меня спросили: «Илья, у тебя есть возможность снести одно здание в Воронеже и тебе ничего за это не будет», — я бы снес налоговую. Плохой архитектуры в Воронеже слишком много, чтобы накидываться на Marriott. Конечно, он слишком большой, мрачный, темный и портит панораму, но он скромно себя ведет по сравнению с другими зданиями. Чего нельзя сказать о налоговой и многих других зданиях, которые ворвались и сказали: «Смотрите на нас». С ними проблем гораздо больше.
Люди сейчас думают, что есть кто-то, кто несет ответственность за состояние их подъезда, двора и не готовы брать ответственность на себя и тратить деньги. Они считают, что им перепадет и что-то сделают без их участия. На это и рассчитана программа, в рамках которой «Единая Россия» выделила какие-то миллиарды рублей и начали благоустраивать дворы. Но этим должно заниматься не государство, а сами жители. Иначе у них никогда не появится ответственности за свой дом, не будет ощущения, что это их собственность. Сейчас у российских жителей зона комфорта заканчивается за входной дверью. Засрано и лампочка не горит — не их проблема.
Раньше микрорайоны, которые создавались не только в России, но и во Франции, Германии, Австрии, были утопической идеей. Они были местом для жилья с хорошими дворами, детским садом и магазинами. Тогда эта идея работала. Но со временем начали отсекать все лишнее — благоустройство, рекреационные зоны, нормальные подъезды, в итоге остался только скелет. Сегодня застройщик создает инфраструктуру не чтобы порадовать жильцов, а потому что прописано по нормам определенное количество парковочных мест и детская площадка. То есть для застройщика есть два сдерживающих фактора — законодательство и общественный запрос. Если бы люди думали, что на 25 этаж подниматься на лифте нормально, его бы никто не делал.
Встретился с колхозниками в Воронеже… https://t.co/l2S0CsBOul Надеюсь, воронежцы когда-нибудь выгонят их из своего прекрасного города обратно в деревни
— Илья Варламов (@varlamov) November 20, 2017
То, что сегодня строят в России, в Европе морально устарело лет на 50. С микрорайонной застройкой экспериментировали в 60-70 годах не только в России, но и в Европе, США и других местах. И сейчас во всех странах это жилье превращается в гетто, потому что это жилье некомфортное. Большинство из него съезжает, а остаются только малообеспеченные, которым больше некуда пойти. Там увеличивается криминал и начинаются всякие проблемы. Я недавно писал о Мурино в Питере, где люди столкнулись с этой проблемой — все поломанное и постоянный криминал.
Есть два принципиально разных вида застройки: квартальная и микрорайонная. У квартальной застройки плюс в том, что есть внутреннее приватное пространство жильцов в виде двора, который окружен домами. И есть общественное пространство в виде улиц. Так строили в России и в мире до войны. В жилом комплексе «Олимпийский» вы не сможете показать, где двор этого дома — непонятно, где начинается двор одного и заканчивается другого. Все это выглядит как бесхозная территория — значит, никто за ней не присматривает. Ни у кого не появится чувства, что этот двор мой и в нем нельзя гадить, что в нем играют мои дети, а в другом дворе чужие.
Всем спасибо, было круто pic.twitter.com/fT1QJANZI0
— Илья Варламов (@varlamov) November 19, 2017
Многие люди думают, что если им что-то не нравится, в одиночку это не изменить. Но если взять среднестатистического чиновника, то ему все равно, воровать на хороших или плохих делах. Люди, которые управляют городами, делают только то, на что есть запрос. Если есть запрос от автомобилистов, то они построят новую дорогу. Если есть проблема с общественным транспортом, то приходит мэр и говорит: «мы построим метро».
Полное видео можно посмотреть в группе «Город и транспорт»
Титульная фотография Михаил Аксенов