Жизнь

Воскресное чтиво: «О невозможности любить», Алекс Дубас

Воскресное чтиво: «О невозможности любить», Алекс Дубас
Про любовь. А вы думали про что? Рассказ Алекса Дубаса, автора известной композиции «О пользе солнцезащитных кремов», записанной вместе с Ёлкой.

Отчего плачет эта девушка? Отчего? Она признаётся в этом только своей лучшей подруге. Но и той не расскажет всей правды.

Она смотрит фильм и не может сдержать слёз. Это кино о любви. Настоящей, красивой, всепоглощающей, взаимной любви. И, что самое главное, любви самоотверженной, жертвенной. Когда героиня отдаёт себя, не требуя ничего взамен. И актриса играет настолько убедительно, а режиссёр так талантлив, что девушка верит каждому кадру и каждому слову. Так отчего же она плачет?

Не оттого, что понимает, что в её жизни ничего подобного ещё не происходило — это как раз нормально, ей всего-то двадцать лет. Всё впереди, это она хорошо понимает.

Ну, во-первых, она красавица. Одна интернет-программа ей выдала целый список знаменитостей, на которых она действительно похожа. Во-вторых, она всё схватывает на лету и хорошо говорит. Часто спорит с однокурсниками и людьми постарше. Её аргументы подсмотрены в журналах и модных книжках, которые, конечно же, все читали, и потому звучат легковесно, но сам факт, что она смело бросается в споры, говорит о её решительном характере, хотя и раздражает разговаривающих.

«Её аргументы подсмотрены в журналах и модных книжках, которые, конечно же, все читали»

Так что будут в её жизни ещё молодые и немолодые мужчины, которые ей скажут: «Люблю тебя». И некоторым из них она даже ответит: «Я тоже». 

Ей нравится смотреть на свою жизнь как бы со стороны. И временно договариваться с собой о том, что всё хорошо. «Вот кеды, как у той девушки из клипа». «Вот я двигаюсь на тацполе, как сомнамбула. Полностью отключилась, и сейчас я и есть сама музыка. И все вокруг смотрят». «Вот я не выхожу три дня из дома и читаю книжку, мне не интересно гулять, пить и тусоваться». Но её выдают сигналы, которые она изредка посылает в свой блог. Там она пишет, что у неё все хорошо и уютно. Что предпочитает безделье глупым встречам. Иногда добавляет матерка. Свои мысли она пока не очень умеет формулировать и поэтому перефразирует цитаты из только что прочитанного Чака Паланика и выдаёт их за свои. Делая вид, что искренне верит в то, что сочинила их сама. И в её понимании это революция. Правда, направлена она в сторону двух-трёх подруг, которые читают её дневник. И имеет только одну цель – чтобы они ей ответили.

«...любить для человека гораздо важнее и нужнее, чем быть любимым».

Одиночество ведь постоянно ревниво требует внимания. 

Девушке важно быть современной. Успешной и творческой. Поэтому она обрадовалась, когда её бывший парень отдал ей свой старый фотоаппарат. Большой и дорогой. Сначала она снимала только ноги людей. Ей казалось, что в этом что-то есть. Тем, кто хотел с ней переспать, тоже так казалось. Потом она перешла на чёрно-белый режим и фотографировала барельефы и горельефы. Потом только глаза. Потом забавные вывески. 
А друг отца, который, может, и хотел бы с ней переспать, но по понятным причинам не мог (так что врать ей ему было невыгодно), сказал честно: «Не знаю, может быть, что-нибудь когда-нибудь из этого и выйдет».

После этого ей «надоело таскать с собой тяжесть», и она купила себе айпод.

У неё уже есть небольшой, пробный опыт любви. И этот повод позволил ей открыть древнее правило, которое гласит: «Люди влюбляются в тех, кто к ним безразличен». Она искренне верит, что так оно и есть, и этот закон незыблем. И кому-то потом будет очень сложно переубедить её в этом. 



Так всё же, в чём причина слёз? А в том, что фильм оказался настолько подлинным, что вскрыл её самые страшные мысли: ничего подобного с ней никогда и не произойдёт. Это момент истины. Она вдруг поняла, что никогда не сможет Так сильно полюбить. 

Платон первым публично заявил, что любить для человека гораздо важнее и нужнее, чем быть любимым. С тех пор этот закон открывают для себя без остановки миллионы и миллионы любовников. И тогда человек, переживший это состояние влюблённости, потом обязательно шепчет Санта Клаусу, загадывает, когда на часах 11:11 или 22:22, твердит, находясь между двух людей с одинаковым именем: «Я хочу любви!». 

А на самом деле он подразумевает: «Я хочу любить!» 

Для этого нужно совсем немного: всего лишь доброжелательный человек, который согласится принять твою любовь. Когда ты любишь, ты будто просыпаешься: у тебя меняются приоритеты, ненужное и рутинное отпадает, все становится лёгким и подробным и при этом у тебя всё-всё получается. 

«Да и вообще, кто в двадцать лет ходит к психотерапевту? Это ненормально».

Но как ей научиться любить? Как развить в себе эту способность? Можно напрячься и бросить курить. Можно сделать всё что угодно, если захотеть: накопить денег и поехать в долгое путешествие, выучить польский язык, освоить сёрфинг и бухгалтерскую программу. Можно даже научиться никогда не болеть. Но есть ли пособия по науке любви?
Как открыть своё сердце?
Где толстая книжка с технологиями, параграфами и выделенными жирным аксиомами? Такой нет. Просто нет.

Подруга на её гипотетический вопрос «можно ли научиться любить?» жестоко отвечает: «Нет. Что не дано, то не дано».

«Жаль таких людей», — говорит девушка, подразумевая себя.

А подруга не соглашается: «А я таким людям завидую. Одной запарой меньше».

Подруга и вправду ныряет из одного романа в другой, купается в мужчинах и, надо отдать должное, всех их любит. Правда, каждый раз в конце говорит: «Как же я от этого устала».

Девушка завидует ей. Но — молчит. Подругами не разбрасываются. Поэтому они с удовольствием говорят о сексе и мужчинах, особенно не углубляясь в природу явлений.

Впрочем, о сексе она говорит намного чаще и больше, чем занимается им. Сколько их было, она ещё может сосчитать. И помнит каждого. У неё, конечно, тоже случаются отношения. И она старается их проживать по-настоящему. Но, вот чёрт возьми, ни одному мужчине она так и не отдалась на сто процентов. Всегда анализировала отношения и проживала их отстранённо. В каждом парне она находила недостатки в первую же секунду:
Этот слишком самоуверен.
Этот слишком стар.
Этот славный, но неумён и небогат.

Богатство – это важный для неё момент. Нет, конечно, когда она видит симпатичного парня в метро, такого клёвого, с большими наушниками, с чёлкой на глаза, она придумывает их отношения, и даже допускает, что вот, может быть, это ОН. И в её фантазиях всё получается красиво. Но, подсознательно, она против того, чтобы ОН ездил в метро.

И ей приходят в голову мысли, что такая умница и красавица, как она, разумеется, достойна большего. Мысли как бы шуточные, но, на самом деле, она уже вполне допускает, что можно жить, рожать детей и созидать вполне себе без любви. И если это так, то лучше всё это делать с наибольшим комфортом. У неё уже даже есть оправдание таким мыслям. Оно состоит из двух слов и выглядит так:

«Это – Москва».

Что-то внутри подсказывает ей, что в этом есть что-то не то, но всё реже и всё тише.

Девушка не пойдёт к психологу. Во-первых, потому что «все психологи идиоты», во-вторых, потому что «все взрослые идиоты и ничего не понимают, иначе они бы были счастливы», а в-третьих, потому что «моя мать – сама психолог».

А с матерью у неё отношения – совсем не очень.

Да и вообще, кто в двадцать лет ходит к психотерапевту? Это ненормально.

Но, тем не менее, ей сейчас необходим кто-то очень авторитетный, кому бы она поверила, кто напомнил бы ей истину: «Возлюби другого, как самого себя».

И тогда бы она ему призналась, что, по большому счёту, ну совсем по большому: она не любит и себя. Не любит и не принимает.

«Ещё она признается, что страшно одинока, ведь у неё нет даже самой себя».

Действительно, как можно отдавать любовь, если в тебе её практически нет? Ещё она признается, что страшно одинока, ведь у неё нет даже самой себя.

И вот тогда этот кто-то найдёт правильные слова. Объяснит, что «любовь к себе» и «эгоизм» — это не одно и тоже. Научит, как избавиться от второго и развивать первое. Расскажет, что одиночество — это не страшно. Что человек напрасно ищет свою половинку, несправедливо продолжая логический ряд: 
черное и белое, 
плюс и минус, 
инь и ян... 
мужчина и женщина.

В бегстве от одиночества человек напрасно надеется, что появится кто-то, кто успокоит его и дополнит.

«Нет-нет, — скажет этот кто-то ей, — ты сначала должна принять себя. Такую, какая ты есть. Одинокую и прекрасную. Ты никому не принадлежишь и не будешь принадлежать. Как ты не являешься собственностью своих родителей, так и твои дети не будут принадлежать тебе. Как не будет твоим человек, что рядом с тобой. Это всё слова. Когда ты будешь довольна собой, когда тебе будет комфортно с собой, когда у тебя не возникнет желания кому-то позвонить или написать оттого, что одной некомфортно... Вот только тогда ты встретишь человека, которого по-настоящему полюбишь. Но это не будет твоя половинка. Это будет такой же, как и ты, самодостаточный и цельный человек, сочетающий в себе и плюс, и минус, и чёрное, и белое, и всё остальное. И ваша любовь будет не любовью половинок, а любовью двух целых».

Потом он проиллюстрирует ей эту мысль формулой:

0.5 + 0.5 = 1 — это то, как думаешь жить ты.

1 + 1 = 3 — это то, как нужно жить тебе.

«А почему три? Почему три, а не два?» — не поймёт она.

«Ну как же? — удивится он. — Это же про детей. У двух половинок рождается ребенок. Они складываются и дают жизнь новому существу. Оно цельное, настоящая единица. И так, пока не повзрослеет. А потом, увы, из-за комплексов, социума и условностей, взрослея, он теряет данные ему от природы уверенность и всемогущество и превращается в неполноценное 0.5. И опять идёт по неверному пути своих родителей и «ищет свою половинку».

А во второй формуле три — это результат союза двух самодостаточных и мудрых людей. Он + Она = Он, Она и Ребёнок. И у таких родителей ребёнок никогда не станет половинкой. Понимаешь?»

Она действительно всё схватывает на лету.

Но ещё не факт, что ей повстречается такой человек, который всё объяснит. 
А если и встретится, то не факт, что она захочет его слушать.

Блог Алекса Дубаса
Источник фото: Flickr

 

3604
Дорогая редакция
19 февраля, 09:00

Поделиться: