Технологии

Лайфхак: 8 этапов, которые из идеи сделают бизнес

4308
Автор:
Настя Алесковская
27 февраля 2017 14:26
18+
Лайфхак: 8 этапов, которые из идеи сделают бизнес
Разобрались, что делать с хорошими (и не очень) идеями.

Когда в голову приходит отличная идея, можно серьезно растеряться — что делать дальше? В рамках проекта «ЗАВТРА» мы поговорили с Иваном Дегтярем, экспертом Преакселератора ФРИИ, организатором TEDx в Воронеже, о том, что делать с идеями на стадии их зарождения.

Иван Дегтярь

Эксперт Преакселератора ФРИИ, организатор TEDx в Воронеже

 

Мне в голову пришла идея. Что дальше?

Не спешите. У людей есть два сильных страха — первый о том, что идею могут украсть. Второй о том, что если уж идея пришла, то мы её обязаны реализовать, иначе потеряем единственный и главный шанс в жизни. Так часто бывает — человек чувствует сильный подъем, когда приходит идея, и когда он не реализовывает её, то впадает в депрессию, его самооценка снижается, появляется внутренний блок на рождение новых идей. И здесь кроется серьезная проблема — эти страхи убивают наш навык рождать идеи. Если у вас появилась идея, это не значит, что вы обязательно должны воплотить её в жизнь. Некоторые идеи ценны тем, что становятся только основой идей будущих. В первую очередь нужно позволить себе рождать идеи, не беспокоясь за каждую, что вам нужно её реализовывать, или что её украдут.

С чего начать работу с идеей?

В первую очередь запишите идею. Не так важно — в блокнот, заметки в смартфоне или в специальном приложении. Представьте, что реализация этой идеи – это строительство космического корабля, а перевод идеи на бумагу – это эскиз будущего аппарата. 

Некоторые идеи ценны тем, что становятся только основой идей будущих.

Пока вы не нарисуете эскиз, вы не сможете создать чертеж и расчеты, а значит, не сможете приступить к строительству. Вы должны иметь привычку записывать идеи и удобный инструмент для этого. Если ваш мозг поймет, что вы научились обрабатывать идеи и решения, которые он даёт, то он станет предоставлять их чаще, конвейер запустится.

Когда вспоминать об идее?

Совсем не всегда получается применить и претворить в жизнь свою идею сразу же. Когда-то не хватает знаний, ресурсов, когда-то просто время для идеи ещё не пришло, буквально.
Храните идеи под рукой в удобном, желательно каталогизированном, порядке и хотя бы раз в неделю просматривайте этот список. И в какой-то момент паззл нового проекта сложится, детали состыкуются и появится более понятный путь к реализации, к результату. Когда-то этим последним элементом механизма может стать случайный разговор со старым знакомым, прочитанная книга или участие в деловом мероприятии. Любой идее — свое время.

Как понять, что идея хорошая и ее нужно реализовать?

Давайте представим — а что если то, что вы придумали, на самом деле никому не нужно? Даже если это на самом деле не так, хорошо, чтобы вы умели задавать себе этот вопрос.

Часто придумав идею проекта, человек бросается в неё с головой, не поставив под сомнение гениальность и нужность идеи. А опираться только на своё мнение и своё представление о проекте — очень рискованно.

Представим, что вы всё-таки собрали ваш космический корабль по своему эскизу, потратив на это много времени, денег, ресурсов, а создав, обнаружили, что в космос никому не нужно на самом деле, или что все, кому было нужно уже летают на других аппаратах, ну так далее.

Кому нужна моя идея?

У проекта, будь то бизнес или что-то социальное, всегда есть целевая аудитория. Есть целая группа методологий Customer Development (исследование и развитие целевой аудитории), которые позволяют выявить потребность, подтвердить спрос и подобрать удобную форму для такой работы с потенциальными пользователями и клиентами.

В последнее десятилетие получил достаточно широкое распространение метод краутсерсинга. Это когда вы публикуете, например, на специальный сайтах свой проект и собираете спонсорскую помощь на его реализацию от частных лиц. Плюс этого метода заключается в том, что вы не только собираете деньги на проект, но и если собираете, то с большой вероятности подтверждаете, что проект может быть успешным, что он нужен людям и что у вас есть своя аудитория. Самыми популярными и крупными краутсерсинговыми платформами в мире являются kickstarter.com и indiegogo.com, в России — boomstarter.ru и planeta.ru

Стоит ли бояться, что мою идею украдут?

Сама по себе идея стоит слишком мало, чтобы об этом переживать. Ключевая ценность не в идее, а в том, как вы её сможете реализовать. Исключением здесь могут быть только сложные технологические изобретения, наукоемкие решения.

На какой стадии искать инвестора?

Не стоит искать инвесторов на стадии идеи. Во-первых, шансы будут равны примерно нулю, а во-вторых, на этом этапе инвестиции обойдутся вам дороже всего, то есть придется отдать инвестору наибольшую долю в своем проекте.
Инвестиции полезны на стадии масштабирования, когда вы уже собрали команду, создали прототип, проверили интерес со стороны пользователей, протестировали бизнес-модель. 

Старайтесь дойти до первой версии своего продукта и до первых продаж только за свои средства и за счёт ресурсов команды.

Инвестиционные деньги наиболее ценны в масштабировании продаж, маркетинга.
Старайтесь дойти до первой версии своего продукта и до первых продаж только за свои средства и за счёт ресурсов команды.
Только если будете уверены, что инвестиции точно привнесут существенное развитие в проект — вперед. Привлечение в проект инвестора — почти как женитьба, не стоит торопиться «выскочить лишь бы за кого замуж».

С чем идти к инвестору?

Чтобы иметь хороший шанс на привлечение инвестиций, нужно иметь готовый продукт или его первую версию и как минимум какой-то объем пользователей или продаж. Инвестор будет смотреть в первую очередь не на идею, а на команду и компетенции, опыт, динамику, с которой команда развивает проект, и на результаты — какие гипотезы команда уже смогла подтвердить? Также важна ситуация на рынке в сегменте вашего проекта, сама бизнес-модель, объем потенциальной выручки проекта — сможет ли инвестор заработать здесь вместе с командой и многократно покрыть свои первоначальные инвестиции?

Фотографии: stocksnap.io

Интеллектуальный партнер

Поделиться: